Патриарх китайского рока — Цуй Цзянь

Цуй Цзянь (Cui Jian, 崔健) китайский рок-исполнитель

Если спросить у любого китайца, кто в китайском роке – главный, то ответ почти наверняка будет – Цуй Цзянь (崔健). А главная песня китайского рока, разумеется, это «一无所有». Название сложно перевести адекватно на русский, ближе всего, наверное, «Ничего нет», этакий протестный рок-гимн середины 80-х.

Вот видео из лондонского Альберт-Холла, где в 1989 году был проведен первый фестиваль азиатской популярной музыки «Salem Music Awards», с исполнением этой песни. Оно напомнило мне о том, как в том же 1989 году Брайан Ино привёз группу «Звуки Му» из СССР на гастроли в Америку.

Цуй Цзянь вырос в Пекине, в музыкальной корейской семье. Его отец, этнический кореец, был профессиональным трубачом, а мать — членом корейского танцевального коллектива.

Лао Цуй (я уже писал о Лао Се, «Старом Се». Сходным образом, и Цуй Цзяня фанаты уважительно называют «Старым Цуем») пошел по стопам отца, учился игре на трубе, и вполне успешно — в 1981 году он входит в состав Пекинского Филармонического Оркестра.

Его рок-карьера началась в 1986 году, когда он исполнил песню «Ничего нет» на телевизионном шоу, чем определил официальную дату рождения китайского рока.

https://www.youtube.com/watch?v=OxYT4vtRdRI&feature=youtu.be

Вершина популярности Цуй Цзяня пришлась на 1989, когда песня «Ничего нет» стала негласным гимном печально известных студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь. Собственно, тогда его и пригласили на фестиваль в Лондоне.

До жесткого подавления протестов, он часто общался со студентами-активистами. По словам руководителей движения, Цуй Цзянь обладал на них большим влиянием.

После ужасов 4-5 июня, правительство запретило Цуй Цзяню, как и многим другим рокерам, выступать в столице, вынудило скрываться в провинции. Однако санкции были вскоре сняты, и в начале 90-х Цуй Цзянь вернулся в Пекин.

Вскоре он начал свой первый рок-тур по Китаю, названный «Новый Великий Поход». Отсылка, разумеется, к знаменитому Великому Походу, который коммунисты Китая предприняли в середине 30-х годов. Однако тур продолжался недолго — власти запретили его из-за того, что Цуй Цзянь исполнял свою знаменитую политизированную песню «Красная тряпка» («一块红布»), выходя на сцену с красной повязкой на глазах.

Вот за что ему запретили выступать:

Ты тогда красной тряпкой
Завязал мои глаза и заслонил небо.
Ты спросил, что я видел,
Я сказал, что видел счастье.
Это очень комфортное чувство,
Оно заставило меня забыть, что мне негде жить,
Ты спросил, куда мне надо,
Я сказал, что мне надо на твою дорогу.

Не вижу, что ты не видишь дорогу.
Ты схватил меня за руки.
Ты спросил, чего я еще хочу.
Я сказал, что позволю тебе распоряжаться.
Я чувствую, ты не железный,
А словно железо — мощный и яростный.
Я чувствую кровь твоего тела,
Потому что твои руки горячи.

Это очень комфортное чувство,
Оно заставило меня забыть, что мне негде жить.
Ты спросил, чего я еще хочу,
Я сказал, что позволю тебе распоряжаться.

Я чувствую, что это не пустыня,
А не вижу, что земля уже растрескалась без влаги.
Я чувствую, что мне нужно попить,
Но твой рот заградил мой рот.
Я чувствую, что это не пустыня,
А не вижу, что земля уже растрескалась без влаги.
Я чувствую, что мне нужно попить,
Но твой рот заградил мой рот.
Я не могу идти, не могу плакать,
Потому что мое тело высохло.
Я хочу всегда быть с тобой рядом,
Потому что я лучше всех знаю твою боль.

Ты тогда красной тряпкой
Завязал мои глаза и заслонил небо.
Ты спросил, что я видел,
Я сказал, что видел счастье.

Тур был остановлен, Цуй Цзянь вернулся в Пекин. В эти годы он выступает на Западе, где ему всегда рады, и окончательно находит свой стиль — эклектичный арт-рок, почти авангард, смесь фри-джаза, рока и фольклора, с жесткой читкой.

В 2003 году он должен был выступать на разогреве у Rolling Stones (в первый раз в Пекине с начала 90-х), но концерт отменили в связи со вспышкой эпидемии SARS (атипичной пневмонии).

Наконец, в 2004 году он выступил на разогреве у Deep Purple.

И вот, только после этого, через 15 лет, в 2005 году, Цуй Цзяню наконец разрешили выступить с сольным концертом в Пекине, и не где-нибудь, а на столичном стадионе!

С тех пор его больше не запрещают, да и смысла в этом никакого нет, ведь Старый Цуй — живая икона китайского рока, человек феноменальной популярности.

https://youtu.be/bFGPL1b_Eo4