23 декабря в 1985 г. в Лхасе завершилась выставка работ крупнейшего представителя американского поп-арта Роберта Раушенберга (Robert Rauschenberg, 1925-2008). Эта выставка была одним из этапов проекта «Международного культурного обмена» (ROCI или Rauschenberg Overseas Cultural Interchange). В рамках шестилетнего турне с 1985-1991 гг. художник объездил 11 стран (Мексика, Чили, Венесуэла, Япония, Китай, Куба, СССР и др.), выступая за мир и взаимопонимание между разными культурами и создавая в каждой стране новые произведения.
Идея ROCI родилась в 1982 г. во время первого путешествия Раушенберга по Китаю. Общаясь с молодыми китайскими художниками, рассказывая им о западном искусстве, он осознал свою культурную миссию и поверил в необходимость обмена опытом между художниками разных стран. [1]
Осенью 1985 г. в рамках своего мирового турне Раушенберг организовал выставки в Пекине и Лхасе. За три недели пекинскую выставку посетило 300 тысяч человек. В первый раз китайская аудитория познакомилась с такими техниками современного искусства, как коллаж, инсталляция и реди-мейд.
Среди работ была представлена серия «7 иероглифов» («7 Characters»), сделанная художником во время первого визита в Китай. Для этой серии он использовал массовые образы 80-х и бумагу ручного изготовления сюаньчжи, за которой специально ездил на старейшую бумажную фабрику в уезд Цзин (泾县, пр. Аньхуэй).
Другая серия работ с выставки – «Китайский летний павильон» («Studies for Chinese Summerhall») – коллажи из фотографий, сделанных также во время путешествия по Китаю [2]).
Выставка Раушенберга в Китае, особенно столичная, произвела переворот в сознании многих китайских художников. Увлечение абстрактным искусством, характерное для первой половины 80-х, перешло в тотальное увлечение поп-артом. Буквально за одну ночь появилось огромное количество художественных групп, экспериментирующих с приемами реди-мейда и инсталляции. [3]
Можно сказать, что Раушенберг со своей культурной миссией справился. Его присутствие явно и неявно еще долго ощущалось в современном китайском искусстве 80-х и 90-х.
Документальный фильм о поездке Раушенберга в Китай
Примечания
- Hiroko Ikegami «ROCI East: Rauschenberg’s Encounters in China»[↩]
- К фотографиям из Китая Раушенберг также обратился позже для создания серии «Лотос» (The Lotus Series, 2008[↩]
- см. группа «Новая волна 1985», 1985美术新潮.[↩]
Есть несколько версий: 劳生柏 (Lao sheng bai), как на плакате 85 года, и более современная – 劳森伯格 (Lao sen bai ge). Какая вам больше нравится?
Я знал, я знал, что у него должно быть китайское имя. У каждого лаовая, оставившего след в китайской истории есть китайское имя. 马克思 например, 列宁 :)
Или 杜尚 :)
Прекрасный пост, спасибо!
Интересно, есть ли у Раушенберга китайское имя и его хоть как-то сейчас помнят (“почитают”) в Китае, так сказать, за вклад в развитие китайского искусства? Или забыли уже?