Магазета Культура Няньхуа из собрания Михаила Ларионова

Няньхуа из собрания Михаила Ларионова

-

Мышиная свадьба

17 февраля сего года в залах графики Третьяковской галереи, что в Лаврушинском переулке, открылась выставка гравюр из личной коллекции русского художника-авангардиста Михаила Ларионова на тему «Весь мир – театр».

Данная коллекция, состоящая из 10 тысяч самых разных экспонатов, досталась галерее в 1989 году согласно завещанию художника. На выставке представлено лишь 300 листов.

- РЕКЛАМА -

Медиакит и ценыНативная рекламаСвязаться

Удивительно, но подлинным открытием для специалистов оказалась китайская графика!

Лидия Иовлева, заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе, отметила: «Наши специалисты консультировались со специалистами японоведами, китаеведами, вьетнамоведами. Они просто облизывались, особенно глядя на китайский лубок» [1].

На реке Янцзы отнимают младенца А Доу

Востоковеды говорят, что раскрашенные ксилографии с поздравлениями и иконки-обереги из Китая и Вьетнама в коллекции Ларионова поистине уникальны.

Мэнь ШэньКитайские лубки или няньхуа издавались к Новому году. Ими обклеивали весь дом. Китайцам они служили своеобразным оберегом и имели ритуальное значение. Но на следующий год, как правило, старые лубки уничтожались и создавались новые. Этим и можно отчасти объяснить большое значение сохранившихся лубков для специалистов.

Няньхуа служили своеобразными книгами — картинами для неграмотного населения, которое знакомилось с литературой страны благодаря уличным рассказчикам, театральным представлениям, и популярной Пекинской музыкальной драме.

Картина няньхуа прошла долгий путь развития: от дешевых печатных икон, изготовлявшихся в буддистских и даосских монастырях в V-VI веках, до полнокровного народного искусства, сформировавшегося в первой половине XIX века.

До наших дней дошел ряд памятников, которые могут представлять предысторию няньхуа. Так, в начале XX века в Пещерах Могао — монастыре около города Дуньхуана, было найдено большое количество икон-молитв, отпечатанных с досок, изображавшие божество и текст молитвы. Непосредственными прототипами няньхуа были «бумажные картинки» — чжихуа.

В период культурной революции 1966-1976 гг. искусство няньхуа прекратило свое существование. После того, как новое правительство КНР во 2 половине ХХ века обратило внимание на пропагандистское значение искусства, творчество няньхуа снова получило свое признание. Тиражи няньхуа 1980-1990 годов переплюнули тиражи 1960-х годов. Достаточно сказать, что выпуск 1984 г. составил 3500 наименований тиражом свыше 700 000 000 экземпляров. В создании этих выпусков участвовало более 2000 профессиональных и непрофессиональных художников и свыше 60 типографий [2].

Надо отметить, что именно русским принадлежит бережливое внимание и отношение к китайскому лубку. Еще в конце XIX века известный русский ботаник В.Л. Комаров привез из Китая около 6000 листов и устроил в петербургском Географическом обществе выставку, которая произвела большое впечатление, причем никто не мог расшифровать содержание экспонировавшихся произведений.

Небесная фея приносит сынаА путешествующий по Китаю в 1906-1909, 1912 и 1926 годах, синолог В.М. Алексеев собрал большую — около 3000 — коллекцию няньхуа и на ее материалах проводил исследования китайского фольклора. Ценнейшим результатом работы В.М.Алексеева в Китае стали «Объяснения к грубым картинам» (рукопись на китайском языке, хранится в Эрмитаже), содержащие расшифровку содержания около 500 картин. В.М. Алексеев, в частности, написал: «маленькая яркая картинка подобно бомбе упала в наше стоячее болото» [3]. Ныне собрание В.М. Алексеева хранится в Эрмитаже.

Коллекционером Ларионов был сумасшедшим – часами рылся в завалах парижских букинистов и антикваров, отыскивая даже своеобразные шедевры – гравюры Калло и литографии Домье. Ларионов очень любил восточную графику и собрал ее много, как китайскую, так и вьетнамскую и японскую.

Весь этот «мусор», как он сам называл свою коллекцию, разумеется, не лежал бесполезным хламом. Это был своеобразный материал для дальнейшего творчества, особенно связанного с театром.

Еще одним открытием для востоковедов стали ханойские лубки. В России в некоторых коллекциях представлены вьетнамские деревенские лубки, а вот городские встречаются впервые. Коллекция Ларионова пока до конца еще не исследована. Так что знакомство с ней будет продолжаться.

Постскриптум:

Михаил Федорович Ларионов (1881—1964) и Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) являются легендарными фигурами русского авангарда начала XX века. Ларионов, мастер эпатажа и провокаций и Гончарова, двоюродная правнучка жены Пушкина и дворянка, встретились в 1900 году и более не расставались. В 1915 году они уехали из России по приглашению «Русских сезонов» Дягилева и с 1919 года стали постоянно жить в Париже.

Больше иллюстраций о выставке здесь — http://www.liveinternet.ru/community/contemporary_art/post121256595/
О современном искусстве няньхуа здесь: http://www.russianshanghai.com/articles/post8

Примечания

  1. «Весь мир: театр» — выставка в Третьяковке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=425566&cid=946[]
  2. Гюльтяева Г.С. Китайская народная картина няньхуа в современной художественной культуре (1980-1990 гг.) [Текст] / Г.С. Гюльтяева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — Т. 10. — № 31. — С. 46-50.[]
  3. Будьте как китайцы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arteria.ru/12_01_2004_2.htm[]
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Аватар
Андрей Ъ

Ъ, ъ — 28-я буква русского алфавита, называется твёрдый знак (до реформы 1918 года — 27-я по счёту, называлась «еръ»). Твёрдый знак – явление в мировой лингвистике уникальное. Происхождение глаголической буквы принято объяснять как модификацию буквы О ( ). Так что почти иероглиф.

У моей бабушки была куча прекрасных китайских вещей – от зонтика до макинтоша. Еще был Храм Неба в рамочке – картина, вышитая шёлковыми нитками. И бюст товарища Мао. Увы, домашняя история не сохранила эти реликвии. Зато сохранился я.

До Китая ещё не добрался, но как только это сделаю, напишу «Дао Ъ».

9 КОММЕНТАРИИ

9
Оставить комментарий

avatar
6 Цепочка комментария
3 Ответы по цепочке
0 Подписчики
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
7 Авторы комментариев
toyoharabambooRjcnzEnd_MCАндрей Ъ Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новые старые популярные
Уведомления на
toyohara
toyohara

Первая картинка уж очень сильно напоминает старообрядческий лубок-карикатуру на Петра1 «Как мыши кота хоронили»
Подозреваю, китайцы в Кяхте «умыкнули» сюжетец:)

bamboo

Большое спасибо за познавательный пост!

End_MC
End_MC

Михаил Ларионов лучший!!!

Rjcnz
Rjcnz

Лучший из кого? ))))

Александр Мальцев

Кстати, в двух первых картинах явно проглядывается воздействие Мики Маусом. На первой — мыши, на втором.. кхм, и так всё понятно.

Виктор Ширяев

Потрясно, очень интересно, спасибо!

У меня несколько экземпляров в Питере дома есть.

Мой двоюродный дед был полковником, в 1950-м приехал в КНР советником правительства по вопросам транспортного сообщения (ж/д).

Пробыл в Китае полтора года, вроде, привез много всяких интересностей — лубки, картины из бамбука, статуэтки и т.п. Мне часть из них перешла по наследству.

Александр Мальцев

О, бл*о*годарствую! Отличная статья. Рад, что материал с дружественного сайта РКШ пригодился :)

- РЕКЛАМА -

Медиакит и ценыНативная рекламаСвязаться

  •  
  •  
  •  
  •  
  •