То, что вы видите перед собой, не рисунок тушью и не пример мастерского применения Photoshop. Лан Цзиншань (郎静山 1892-1995) начал составлять свои фотомонтажи задолго до появления персонального компьютера.
Лан Цзиншань, уроженец живописной провинции Чжэцзян, с 14 лет интересовался фотографией. Это увлечение он пронес через всю свою долгую жизнь, став одним из первых фотокорреспондентов Китая. В 1927-1936 гг. работал в шанхайской газете новостей «Время» (《时报》), которая располагала достаточно хорошим оборудованием, чтобы помещать фотографии в свои выпуски. С 1930 Лан Цзиншань начинает давать мастер-классы в Женской Школе Шанхая. Ежедневно фотографируя, работая над проявкой, он задумывается о том, какой должна быть идеальная фотография, что должна изображать. В эссе, написанном Лан для журнала «Фотография» в 1942 году, он пишет: Мы часто бываем разочарованы, если прекрасный пейзаж испорчен некстати выросшим деревом или огромным камнем. Его можно сфотографировать так, как есть, или не фотографировать вовсе. Но с помощью фотомонтажа можно убрать ненужное и добавить подходящее; можно создать идеальную композицию из нескольких снимков, не потеряв качества и важных для фотографии эффектов.1
Выходит, что единственный способ создать идеальную композицию – фотомонтаж, составление одной картины из многих, попавших в поле зрения. Но разве не этим занимались художники на протяжении всей истории китайской живописи? Они никогда не писали на природе, всегда в мастерской и по памяти. «В отличие от западных художников, — продолжает Лан, — они рисовали то, что видели когда-то, а не то, что видели в момент рисования. Прекрасных вещей вокруг так же много, как и уродливых. Бог создал мир по настроению, а человек создал искусство, чтобы усовершенствовать природу. В работе художника представлен скорректированный и отретушированный пейзаж. То же самое можно сделать и в фотомонтаже». Объект в фокусе фотоаппарата всегда четкий, предметы на заднем плане дымчатые и размытые. Как и в традиционном китайском пейзаже, достаточно одной серой линии, чтобы показать отдаленные холмы. «У воды в отдалении нет волн, у человека на отдалении нет глаз, у дерева на отдалении нет листьев» — одно из правил традиционного рисунка, которое соблюдается в фотоработах Лан. Туманная дымка, окружающая горы и отдаленные объекты на традиционном пейзажном рисунке, способна стать хорошим подспорьем для фотохудожника. «Одна из сложностей при создании фотомонтажа – соединение различных частей. Стыки должны быть так хорошо проработаны, чтобы их не было видно. Чтобы спрятать места стыков, лучше использовать зигзаг или волнистые линии, и избегать прямых. Идеально подходит эффект тумана и дымки – никто не заметит места соединений».
Эффект, действительно, получился идеальным: Лан Цзиншань участвовал в многих выставках и был неоднократно награжден, критики называли его «самым современным, и в тоже время самым укорененным в китайской традиции». В 1963-1992 гг. работал над организацией Международной китайской выставки фотоискусства, 1966 г. стал годом основания Азиатской Ассоциации Художников, почетным председателем которой Лан оставался до самой смерти. Он собрал огромную коллекцию фотоматериалов, до 90 лет не расставался с камерой и говорил, что фотоаппарат важнее женщины.2
Работы Лан Цзиншань, на мой взгляд, являют собой венец эволюции традиционной китайской живописи. Художник следует древним принципам и канонам изображения, но использует совершенно иную, современную технику. Традиционный китайский пейзаж – в первую очередь элемент декора, скорее плод фантазии художника, чем место на Земле. Лан Цзиншань смог перенести живописную традицию из области мифа-иносказания в реальную жизнь, заставив зрителя безоговорочно поверить в вещественность этих гор и деревьев, джонок и пагод, теряющихся в туманной дали. Чем и вписал себя в историю китайской фотографии.