Китайцы на 2-й Московской биеннале современного искусства

Китайская часть совместного китайско-латиноамериканского специального проекта второй Московской биеннале современного искусства «Мы – ваше будущее».

Несмотря на то, что современное китайское искусство во всём мире давно перестало быть чем-то необычным, в отечественных художественных кругах имена его представителей до недавнего времени мало кто знал, а если и знал, то предпочитал не упоминать – запомнить сложно, а как произносится так вообще не понятно.

Вторая Московская биеннале, возможно, решит эту проблему – три специальных проекта, в которых участвуют китайцы, уже довольно весомый вклад, и не заметить их крайне сложно.

На Винзаводе в настоящее время представлена довольно репрезентативная подборка китайских художников – есть среди них и те, кто стоял у истоков китайского современного искусства в конце 70-х гг. прошлого века, участники первых неофициальных художественных объединений, лидеры Движения-85, и более молодые, но уже известные авторы.

150,34 КБ

Началось всё довольно забавно: во время открытия я наблюдал дискуссию среди немногочисленных членов арт-тусовки, оторвавшихся от халявной выпивки и добравшихся до скульптурной композиции Фан Лицзюня, представляющей собой бронзовые головы с лицами, сделанными в виде посмертных масок.

58,17 КБ

Дискуссия , собственно, сводилась к вопросу: чьи эти головы?

Мнения разделились примерно поровну – либо древнекитайские императоры, либо усопшие лидеры КПК. Действительно, чего же ещё можно ожидать от китайских голов?
но на самом деле это были изображения здравствующих поныне современных китайских художников.

На выставке можно увидеть и другие произведения автора:

93,15 КБ

109,37 КБ

Напротив славного бронзового пантеона китайских художников висит «яичница» Чэнь Вэньбо («Эпидемиология № 1», «Эпидемиология № 2» и «Эпидемиология № 3») – три расколотые надвое изображения желтков на сковороде.

98,52 КБ

Очевидна связь этой работы с проблемой птичьего гриппа, сильно повлиявшей на китайское птицеводство и сосредоточенности на ней китайских и мировых СМИ.

Творчество Ли Сунсуна представлено масштабной композицией, состоящей из 33 картонных панелей с американскими парнями:

111,00 КБ

По обе стороны от него разместился «монумент» Цю Чжицзе – инсталляция, состоящая из лозунгов и фраз, так или иначе оставивших след в истории Китая, а на противоположной стене всё больше непонятные наборы символов.

86,32 КБ63,57 КБ

На коричневом столе рядом скромно стоят ноутбук и принтер, последний, правда, не работал. Это старый проект Сюй Бина «Ваше имя, пожалуйста», впервые показанный в 1998 г. Идея его заключается в том, что, введя своё имя, на выходе вы можете получить его изображение, стилизованное под китайский иероглиф, но на самом деле являющееся сочетанием латинских букв, изображенных как структурные элементы иероглифа.

94,47 КБ

О смерти каллиграфии сообщает работа Пань Синлэя. Она называется «Каллиграфия умерла», и представляет собой собственно представляющая собой собственно написание её названия.

105,52 КБ

Инсталляция Пань Синлэя «Гора»– это выложенный из фанерных коробок иероглиф шань («гора»)

27,96 КБ

А в другом зале была ещё такая работа:

100,21 КБ

На выставке можно увидеть работу Цинь Фэна «Культурный ландшафт». Этот художник завоевал себе известность во многом благодаря тому, что в качестве красок наряду с тушью использует кофе, коньяк и чай, добиваясь интересной игры цвета.

89,51 КБ

Однако, видно, найдя более достойное применение остальным ингредиентам, для данной работы он использовал только тушь.

Янь Лэй представил картину «Super Light Russian», на которой он изобразил до боли знакомое лицо:

32,66 КБ

Надобно сказать, что фраза «Super Light» никакого отношения к президенту нашей необъятной не имеет, а является лишь видовым названием серии работ, в которых автор экспериментирует с цветом, как бы накладывая на изображение различные цветные светофильтры .

Работа Суй Цзяньго, одного из самых известных скульпторов Новой волны, «Маркс в Китае» представляет собой одетого во френч Карла Маркса.

57,20 КБ

Работа эта не новая, а 1998 года. Суй Цзяньго вообще посвятил ряд своих работ теме вождей, которые нынче измельчали и уже не могут повести за собой человечество.

Творчество Юэ Миньцзюня представлен проектом, состоящим из двух больших картин, – на одной изображена пограничная вышка на северной границе КНР, на другой – пустая площадь с административными зданиями и надписью «Революционный комитет»

27,38 КБ31,76 КБ

Перед висящими на стенах полотнами выставлены небольшие изображения, оживлённые персонажами пограничников и охранника на посту, все они сильно напоминают самого автора.

31,91 КБ

Китайские художники не обошли своим вниманием и угрозы современного мира. Входя во второй корпус, вы натыкаетесь на отверстие в стене, из которого на вас смотрит злобный глаз – за стеной обнаруживается смотрящий в эту дырку моджахед с самым популярным в мире огнестрельным прибором на плече.

55,34 КБ

«Я здесь» называется скульптура Сунь Юаня и Пэн Юя. Фигура террориста не просто отсылает к опасности ближневосточного исламизма, скорее она является репрезентантом угрозы радикального фундаментализма вообще, символом конфликтов между цивилизациями, оказавшимися так близко друг к другу в стремительно глобализирующемся мире.

Рядом размещена инсталляция Ай Вэйвэя «Утечка нефти», состоящая из чёрных фарфоровых «пятен нефти».

39,02 КБ

Нефть давно уже стала не просто символом российской экономики, проблема энергоресурсов, их транзита и продажи стала неотъемлемой частью внешней политики РФ и жизни населения страны.

Крайне интересует вопрос российской нефти и Китай, который с нетерпением ждёт ввода в эксплуатацию нового нефтепровода из России в КНР.

Скульптор, фотограф и художник Хуан Янь обращается к китайскому коммунистическому наследию.

Фарфоровый председатель на постаменте с лозунгом «Пересекая море, полагаться на кормчего, осуществляя революцию, полагаться на идеи Мао Цзэдуна» и фарфоровая голова Мао на блюде, декорированные рисунками с китайскими мотивами, демонстрируют насколько образ великого кормчего оторвался от своей основы и превратился в один из символов китайской культуры – в легко узнаваемый брэнд, настолько же неотделимый от Китая, как и материал, из которого он сделан.

48,95 КБ

108,04 КБ

24,37 КБ29,87 КБ30,40 КБ

В основу фотографий, представленных художником на выставку, легли скаченные из Интернета изображения, что, по замыслу автора, должно демонстрировать способность современного общества потребления использовать и приспосабливать под себя практически всё, что угодно.

Героями видео Цзян Чжи «Вперёд! Вперёд! Вперёд!» стали виднейшие лидеры нового Китая – председатель Мао, архитектор китайского экономического чуда Дэн Сяопин и недавний лидер КПК Цзян Цзэминь.

39,46 КБ
47,28 КБ

Герои Цзян Чжи, отправляясь в забег, теряют тот ореол авторитета и власти, который сопровождал их в периоды правления. Вырвав их из привычного контекста и превратив в несчастных старичков с отдышкой, автор побуждает зрителя задуматься, как же эти люди смогли заставить нас всех бежать?

К временам бурного коммунистического прошлого отсылает и инсталляция Ван Гуанъи посвящённая эпохе кризиса отношений СССР и КНР.
Инсталляция «Война и мир» представляет собой помещённые в «военные» декорации (насыпанные полосы земли и строительного мусора, имитирующие окопы и деревянные ограждения) большие учебные плакаты 1972 г. выпуска, на которых показано, как правильно уничтожать танки и сбивать самолёты противника, расставлять минные заграждения и различать вражескую технику.

78,77 КБ
104,77 КБ93,97 КБ

Этот проект посвящён нашему совместному прошлому – периоду конфронтации двух коммунистических стран. Подобные плакаты можно было встретить и в советских школах, в классах, где проходили занятия по НВП. Нас тоже учили стрелять и укрываться от взрыва ядерной бомбы, оказывать первую помощь при ранении и ненавидеть врагов своей страны.

К сожалению, кроме проекта Цзян Чжи, другого китайского видео я не застал – то ли оно не работало, то ли его не было вообще, не знаю.

В целом впечатление от выставки однозначным не получается. С одной стороны, количество представленных авторов и их имена не могли не вселить в меня оптимизм и, бодро шагая на открытие, я точно знал, ради чего я пробираюсь через огромные лужи.

Большинство из этих художников внесли важный вклад в то, что китайская культура перестала восприниматься как экзотика, и китайское современное искусство стало равноправным участником общего арт-процесса. И особенно важно, что в этом мэйнстриме они не потеряли своей индивидуальности.

С другой стороны, выглядит это конечно не очень – во-первых, действительно хороших работ мало, а некоторые из заявленных работ отсутствовали по причине проблем с таможней. Во-вторых, в маргинальных интерьерах Винзавода современное искусство ощущается маргинальным вдвойне, усугубляется это полным отсутствием какой-либо справочной информации, ублюдским оформлением подписей к работам и прочей халтурой организаторов, сильно портящей настроение.

Фото аватара

Автор: Jiang Li

Евгений Калкаев. Родился в 1977, учился в РГГУ и Институте ДВ РАН. Живет в Пекине. Интересы: 14-е декабря, 85美术运动, ловля шляп, медведки-и-панды.

1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *