Людям родом из южных стран положено торговаться. «Институт торгашества» входит в жизнь южанина с самых ранних пор, намного раньше чем первый поход на местный базар с родителями. «Торгашество» течёт в крови южного человека и проявляется во всей его жизни. Оно становится, как бы, бумагой для рисования южного характера. Так на этой «бумаге» появляются следующие черты, мягкость (в разговоре) и упёртость (в споре), чувственность и излишняя говорливость, умение быстро приспосабливаться, гибкость и другие. Но и эта «бумага» бывает разной, и изменяет свои свойства в связи с географическим положением, историческими событиями и религиозным давлением.
Так у китайцев и, например, иранцев стимул завышения цены — разный. Китаец преследует более корыстную цель и жаждет продать что-либо, ну хотя бы, в два раза дороже. Иранец же смотрит далеко в будущее и в целях знакомства и уважения специально завышает цену. Зачем? Чтобы потом в традиционном споре за истинную цену между покупателем и продавцом, узнать человека, влюбиться в него и отдать вещи за «пол-цены»… Тем не менее, в плюсе остаётся и китаец, и иранец.
Но что произойдёт если не торговаться и купить вещь за первую цену? Иранец воспримет это как серьёзное оскорбление. Это одно и тоже, что просто бросить деньги ему в лицо, не поговорить (т.е. не поторговаться) с ним, а нагло взять и купить. («Не буду с тобой разговаривать. Подавись своими деньгами!»).
С китайцами же в этом случае намного проще. Взял за цену в три раза дороже — пожалуйста. Он всегда останется в плюсе, даже путём обмана, но всегда будет поддерживать с вами отношения.
Иногда европейцы удивляются «китайской дружбе», говорят, что какая-то она не настоящая, «фарфоровая». Тоже самое говорят китайцы о европейцах. Иногда у китайцев, и вправду, берёт над сознанием стимул самосохранения (любым путём), или ещё хуже — «китайская специфика» — необъяснимый феномен абстрактного мышления китайца напрямую связанный с китайским языком. Например, вы будете вместе стоять на автобусной остановке под дождём, деля между собой зонт. Тут подъезжает долгожданный автобус и ваш китаец рванёт к автобусной двери (возможно вместе с зонтом), будет лягаться ногами, спихивать других… Автобус тронется и вы продолжите с ним милую беседу несмотря на то, что он вас недавно выкинул из транспорта в лужу. («Лишь бы самому успеть, там разберёмся»).
Торговец всё равно никогда не отдаст вещь за цену ниже себестоимости. Но как же торговаться и не остаться в дураках? Как узнать минимальную цену товара? Почём в Бурятии конина? На все эти вопросы один ответ — нужно встать наравне с представителем юга, востока или юго-востока. Стать таким же добродушно-хитрым и нагло-умным. Улыбаться в лицо, никогда не отказывать и не соглашаться. Забыть слова «да» или «нет». Забыть, что в сутках 24 часа, в неделе семь дней, в месяце около четырёх недель. Делить день только на до и после обеда. Знать, что торговаться можно не только на рынках, но и в супер-маркетах (в обход общей кассы) и в такси (в обход счётчика). Короче, нужно стать таким же как они. Для этого не обязательно знать хорошо (китайский) язык, а просто абстрагировать (от слова абстракция) как они. Можно знать только цифры и иметь характер, такой безжалостный и «торгашеский» характер.
Узнать же реальную цену тоже не трудно. Для «лаоваев» (иностранцев) она примерно на 60% ниже названной. Как заметил Артемий Лебедев, что у китайцев отсутствует «орган пропорции», но можно добавить, что «орган времени» тоже. Подходишь к торговцу, спрашиваешь «Почём метр?», а он, так, прищуривается, говорит «эээ» и в этот момент вычисляет:
- передо мной «лаовай», одна штука
- по-китайски говорит хорошо, наверное знает цену
- а может просто заучил одну фразу?
- что же делать? повыше? пониже?
- а, была ни была!
И тут он наконец произносит — «Сто!». На это нужно тут же, без бумажки, ответить (крайне возмущённо) — «Дороже, чем в магазине?! Беру три метра за 40 каждый!». Он обычно начинает ломаться и говорит — «Не. Самое низкое 90 :(«. Ну и хрен с ним, идёте дальше. В 8 случаях из 10, он будет кричать вам в догонку — «60!! 55!!! а… хрен с тобой! 50 берёшь?». И вы покупаете свои три метра за 50, сэкономив приличную сумму. А торгаш радуется, что смог продать 35-юаневую ткань за 50! Все довольны.
А что же такси? Здесь тем более нужно торговаться. Если вы едите по-счётчику, то стимул водителя как больше его «накрутить». Это сводиться к следующим действиям водителя: ехать по центральным улицами, стоять в пробках, выбирать длиннейший маршрут, всевозможно плутать. Денег от этих махинаций он получит больше (сначала сдаст их в кассу, затем ему отдадут проценты). Когда вы торгуетесь с таксистом у него выпадает шанс — получить бабки себе в карман в обход «кассы». А стимул меняется, ему нужно будет ехать кратчайшими путями, объездами, проездами и переулками, чтобы провернуть дельце «чисто» (т.е. договорились за 50, доезжаем быстрым путём за 30, двадцатку в карман). Так и вы остаётесь в плюсе приезжая на место намного быстрее.
Вот такой он «институт торгашества», который я вижу своими глазами постоянно. И на рынке, и в магазине «Дружба», и просто в дружбе.
3.09.06 — 5.09.06