Как управлялась китайская империя. Древность.

Как управлялась китайская империя

Китайская цивилизация уникальна не просто длительной историей своего существования (она является ровесницей древнего Египта и Междуречья, которые давно уже канули в Лету!), но, прежде всего, тем поразительным свойством во все времена сохранять преемственность своего развития.

Как управлялась китайская империя / Магазета

Иными словами, Китай, несмотря на целый ряд иноземных завоеваний, несмотря на то, что за несколько тысячелетий заметно изменился этнический состав китайской нации и сменились центры развития культуры и экономики – все равно, Китай оставался Китаем.

С точки зрения управления большую часть своей истории это была централизованная империя, в которой правил император, опираясь на разветвленный и четко структурированный бюрократический аппарат, действующий в столице и на периферии. Очевидно, что такая «верность» выбранной схеме объясняется не только конфуцианским почитанием «нравов предков», но и успешностью, эффективностью работы сложившейся системы имперского управления.

И действительно устройство имперской администрации в сочетании с устройством региональной власти представляет собой уникальное явление, понимание которого позволяет приблизиться к пониманию феноменальной преемственности развития китайской цивилизации.

С известными допущениями, данная карта хорошо иллюстрирует расширение границ китайской империи в древности (разные династии обозначены разными цветами)
С известными допущениями, данная карта хорошо иллюстрирует расширение границ китайской империи в древности (разные династии обозначены разными цветами)

Рассказ о том, как была устроена китайская империя, целесообразно начать с периода Чжоу, в ходе которого были заложены предпосылки для создания будущего централизованного государства ученых-чиновников. Чжоуский Китай представлял собой конгломерат квазифеодальных владений, со временем обособившихся и начавших осуществлять самостоятельную военно-политическую и социально-экономическую политику. Формальное верховенство чжоуского вана базировалось исключительно на его моральном авторитете (подкрепленном концепцией «небесного мандата»!) и номинальных связях сюзерена и вассала, заложенных еще в начальный период формирования чжоуской «феодальной системы».

Как таковой, единой формализованной системы государственного управления в отдельных царствах Чжоу не существовало. За несколько веков существования чжоуского феодального государства сложилось несколько форм гражданской администрации, варьировавшихся от царства к царству и изменявшихся с течением времени.

В качестве условной системы государственного управления при Чжоу можно представить следующую схему:

  • ближайшие сподвижники вана являлись носителями трех должностей «саньгун» (понятие «гун» в целом соответствует западноевропейскому понятию «герцог»): тай-ши 太师 («великий наставник» [1]), тай-фу 太伯 («великий воспитатель»), тай-бао 太保 («великий охранитель»), причем ряд историков считает, что речь идет об одной и той же должности, которая называлась по-разному;
  • высшие чиновники также могли иметь должности тай-цзай 太宰 («великий управитель», «первый министр», «канцлер») и тай-цзун 太宗 («великий церемониймейстер»);
  • в числе важнейших советников вана могли быть представители четырех должностей категории «сы» 司: сы-ту 司徒 («управляющий нравами», «главный блюститель нравственности»), сы-кун 司空 («управитель общественных работ», «управитель ремеслами»), сы-ма 司马 («управляющий лошадьми», «главный воевода»), сы-коу 司寇 (“управляющий разбойниками”, эту должность также мог занимать управитель казенных мастерских, в которых использовался труд осужденных на каторгу преступников).

Носители должностей сы составляли прослойку министров-цин 卿 (или же “цинши” 卿士) возглавлявших соответствующие ведомства, общее число которых, как правило, достигало шести:

  1. Тяньгуань 天官 («государственный департамент») – ведомство высшего чиновника с должностью «чжунцзай» 冢宰 или «тайцзай» 太宰;
  2. Дигуань 地官 – ведомство чиновника сы-ту (занималось вопросами воспитания и нравственности);
  3. Чуньгуань 春官 («весенний приказ», «приказ обрядов») – ведомство, возглавляемое чиновником с должностью цзун-бо 宗伯 или тай-цзун 太宗, отвечающим за проведение обрядов и ритуалов;
  4. Сягуань 夏官 (“летний приказ», «военный приказ»), возглавляемый чиновником сы-ма;
  5. Цюгуань 秋官 («осенний приказ», «судебный приказ»), возглавляемый чиновником сы-коу («управитель правосудием»);
  6. Дунгуань 冬官 («зимний приказ», «приказ общественных работ»), возглавляемый чиновником сы-кун.

Цины были приравнены к классу «дафу» («большой человек») и занимали в социальной иерархии промежуточное место между чжухоу 诸侯 – собственно владетельной аристократией, и ши 士 – служилым сословием. Наличие указанных должностей, большая часть которых была определена еще при Чжоу-гуне, не являлось догматичным и могло варьироваться.

Основателю китайской империи и системы имперского управления Ин Чжэну ака Цинь Шихуанди, в Сяньяне поставили памятник
Основателю китайской империи и системы имперского управления в Сяньяне поставили памятник

Судя по данным эпиграфики (надписей на бронзовых сосудах и оружии), а также источников, посвященным истории позднечжоуского периода (в особенности периода Чжаньго – “Сражающихся царств”), централизационные процессы в отдельных бывших владениях, а сейчас царствах, привели к появлению автономных систем “протоимперского” управления. Появляются свидетельства административно-территориального устройства на местах, царства делятся на “сяни” (县), число которых могло достигать 100, наместники ванов в сянях рекрутируются из разночинцев и не имеют уже иных полномочий кроме сбора налогов, судебных функций и организации масштабных казенных работ. В целом, объем прав местных властей становится меньше, а контроль со стороны Центра больше. Военно-бюрократические функции выполняются чиновниками класса “сыма”. Появляются особые военно-административные округа – “цзюнь” (郡), наместники в которых (шоу” 守) обладают значительно большими полномочиями. Для бюрократического аппарата становится характерным четкая иерархия и предельная регламентация работы. Верховное место в нем занимает “первый советник” вана – сян (相), его важнейшей функцией становится контроль над деятельностью чиновников. Сяны должны были равноудалены от интересов группировок при дворе вана, так что очень часто они нанимались из числа выходцев из других царств. В целом, стремительное развитие Китая в позднечжоуский период с его многообразием форм и фактором соперничества коснулось всех сфер жизни общества, включая вопросы государственного управления. Тем самым была заложена почва, на которой в 3 веке до нашей эры впервые была предпринята попытка создать единую унифицированную систему имперской администрации.

Задача эффективного централизованного управления экономически разрозненным государством со значительной территорией и населением впервые в истории Китая встала после насильственного объединения империей Цинь. Первыми же своими действиями Цинь Шихуан показал, что не будет вновь применять «раннечжоуский вариант» ответа на тот же вызов – делить государство на феодальные уделы и раздавать их своим родственникам и соратникам, так как практика чжоуского феодализма уже показала свою деструктивность. Вместо этого он распространил принципы управления, существовавшие в царстве Цинь, основанные на существовании жестко иерархичной системы управления и административно-территориального деления, на всю страну.

Циньская династия просуществовала всего около 20 лет и сменилась на династию Хань, в результате чего произошел важный переход от легизма к конфуцианству в качестве государственной идеологии. Основатель Хань Гао-цзу вынужден был частично децентрализовать страну, возродив институт крупных феодальных уделов (княжества-ванго 王国 и герцогства-хоуго 侯国). Однако циньское административное устройство осталась в силе, что позволяет говорить о едином феномене циньско-ханьской системы имперского управления.

Итак, при Цинь империя была поделена на 36 областей-цзюнь 郡 во главе с «губернаторами»-цзюньшоу 郡守 (или тайшоу 太守). Цзюнь в свою очередь делились на уезды-сянь 县 во главе с уездными начальниками (сяньчжан 县长 или «лин» 令). Уезды в ряде случаев делились на волости-«сян» 乡, а те управляли мелкими административными образованиями «тин» 厅, каждый из которых управлял десятком деревенских общин-«ли» 里. Все административно-территориальные единицы, введенные при Цинь, целенаправленно не соответствовали границам исторических областей и удельных княжеств чжоуской эпохи.

Презентация1

Позднее при династии Хань на ступеньку выше цзюней была введена «новая» единица административно-территориального деления – «чжоу» (округ), что явно восходило к легендарному делению древнейшего Китая на «девять чжоу», основанных Юем. Неслучайно, что изначально было установлено 13 чжоу, управляемых чиновниками с титулом «чжоуму» 州牧.

Цинь Шихуан также ввел троичную систему управления регионом, которая послужила образцом для всех последующих поколений. Во главе каждого цзюнь, помимо гражданского «губернатора» (шоу 守), находились военный наместник (вэй 尉 или дувэй 都尉) и провинциальный цензор (цзяньюйши 監御史). Зачатки подобного разделения заметны и в предыдущих эпохах – например, еще в Западной Чжоу действия чжухоу на пожалованной ваном земле контролировал специальный представитель вана, имевший титул “чжуцзянь” (诸監).

Тот же принцип применялся на уездном уровне. Цензоры обладали особым статусом и исключительными полномочиями, будучи своего рода личными соглядатаями императора. Чиновники всех уровней получали свои должности в соответствии с имеющимся рангом, и все были повязаны круговой порукой, которая предполагала, что за нарушение одного из служащих строго наказаны будут и все остальные, связанные с ним.

Имперская администрация в столице возглавлялась чэнсяном 丞相(«канцлером»), который был старшим среди трех высших должностных лиц, выделяемых в группу «трех гунов». Две другие должности: тай-вэй 太尉 (“верховный главнокомандующий», функционально управлял аппаратом вэев в цзюнях) и юйши-дафу 御史大夫 («верховный цензор», глава имперского цензората-Юйшитай 御史台). Также важное место при императоре занимал известный с чжоуских времен тай-фу («великий воспитатель»). Однако ключевое значение для процесса принятия властных решений при Ранней Хань имело взаимодействие чэнсяна и верховного цензора.

Презентация4

Основой системы имперского управления при Хань стала Императорская канцелярия-Шаншутай 尚书台, в которой была сосредоточена вся рутинная работа по подготовке и реализации императорских указов. Императорский секретарь («шаншу» – позднее этот титул стал применяться к министрам) стал играть важную роль в управлении империей, начиная со времен У-ди, который, будучи сильным харизматичным правителем, всячески старался избавиться от излишней «опеки» со стороны канцлера и верховного цензора. После «мятежа Ван Мана» и восстановления власти дома Лю император Гуан У-ди (25-57 гг.), полагая, что Раннюю Хань погубили интриги аристократии и высших чиновников, ограничил власть гунов, возвысив, тем самым, сугубо административный орган – Шаншутай.

В позднеханьское время Шаншутай состоял из шести ведомств, обозначаемых термином «цао» 曹. Их состав и номенклатура варьировались, но, согласно управленческой традиции, выделялись ведомства, отвечающие за сбор налогов, организацию общественных работ, наказания, проведение церемоний государственной важности, координацию работы чиновников и военные дела. Деление «правительства» на шесть ведомств впоследствии стало одним из основополагающих принципов устройства системы имперского управления.

Также разветвленный бюрократический аппарат был призван обеспечить жизнь императорского двора и был сосредоточен в так называемых «девяти приказах» (китайский термин – «цзюсы» 九寺). Лишь немногие из органов «цзюсы» относились собственно к управлению государством, а характерной особенностью всей административной системы в то время является ее ориентированность на обеспечение нужд двора. Система «девяти приказов» в минимально модифицированной форме сохранилась до последних дней империи. Никаких эквивалентов западным институтам сословных собраний в Китае не существовало ни в древности, ни вплоть до ХХ века. И тем не менее, все вышеизложенное – это 1-2 века нашей эры!

Схема, пользуясь которой легко разобраться во всех хитросплетениях китайской истории после крушения империи Западной Цзинь, наследницы эпохи Троецарствия. Правда, некоторое знание китайского языка и историографии рекомендуется.
Схема, пользуясь которой легко разобраться во всех хитросплетениях китайской истории после крушения империи Западной Цзинь, наследницы эпохи Троецарствия. Правда, некоторое знание китайского языка и историографии рекомендуется.

После крушения древней централизованной империи Хань Китай вступил в полосу цивилизационного кризиса (3-6 вв), в ходе которой страна оказалась в состоянии раздробленности, а значительная часть территории была захвачена северными кочевыми народами.

Империя Хань, павшая в результате традиционных для крупных китайских империй причин, среди которых выделяется рост крупного землевладения в ущерб уравнительной системе землепользования и налоговым поступлениям в казну, разгул коррупции и интриг при дворе, долгое время оставалась для потомков империи образцом некого «золотого века» (как Великая Римская империя для Европы). В общей для периода лихолетья схеме сохранился циньско-ханьский фасад «имперского» управления. Иными словами, наследники Ханьской империи, подстраивая доставшиеся им в «наследство» циньско-ханьские традиции государственного устройства не хотели, да и не могли что-то менять кардинально, хотя и находились в поиске наиболее оптимальных форм.

Ряд модификаций в циньско-ханьском фасаде был сделан при династиях Цао-Вэй и Цзинь.

  • на самом верху системы власти и управления сохранился триумвират «трех гунов»; позднее он был расширен до «восьми гунов»: чэнсян, тай-ши, тай-фу, тай-бао, сы-кун, сы-ту, сы-ма и да-цзянцзюнь, возглавлявших соответствующие ведомства-цао;
  • Шаншутай – трансформировался в Шаншушэн 尚书省 (который начиная с этого периода уместнее называть «Кабинетом министров»; также в работах отечественных специалистов, в частности, В.М. Рыбакова, встречается вариант перевода «Правительствующий шэн»), состоящий шести ведомств-протоминистерств;
  • центр принятия властных решений переместился в новый орган Чжуншушэн (中书省), Императорскую канцелярию (также используется термин «Центральный шэн»), введенный в управленческую практику Цао Пи (220-226 гг.) после уничтожения династии Хань. Чиновники Чжуншунэн должны были заниматься подготовкой императорских указов и информированием главы государства;
  • советники правителя были сконцентрированы в другом органе Мэньсяшэн (门下省) – совете Двора (также «Привратный шэн»), который был учрежден при Западной Цзинь.

Презентация 3

Должное развитие в указанный период данная система их трех шэнов и шести министерств, позднее ставшая для китайской цивилизации канонической, не смогла получить ввиду слабости центральной власти и раздробленности страны.

Территория страны была по-прежнему поделена на округа (чжоу), области (цзюнь) и на уезды (сянь). Руководство регионами не было единоличным, так как примерно равное значение имели наместники-губернаторы, а также региональные цензоры-цыши 刺史. Большинство наместников, как правило, еще и являлись военными руководителями, ответственными за действия расквартированного в регионе гарнизона и мобилизацию ополчения – данные функции соответствовали должностям ду-ду 都督 и цзун-гуань 总管.

Во время правления династии Цао-Вэй появляется система «девяти рангов» (цзюпинь 九品) – регламентированное воплощение меритократического принципа рекрутирования властной элиты, согласно которому региональные власти, начиная с низшего уровня, на основании субъективных ощущений должны были подбирать из местного населения талантливых мужчин для замещения государственных должностей.

Подводя итог, можно отметить, что в сложный и противоречий период цивилизационного упадка 3-6 веков Китай, с одной стороны, замкнулся на копировании опыта предков, в качестве которого выступала циньско-ханьская система имперского устройства, с другой стороны, создал немало нового (система трех шэнов-шести министерств и система девяти рангов) – те нововведения, которые были по достоинству оценены и развиты блестящими династиями средневекового Китая Суй, Тан и Сун.


PS. Изложенный в заметке материал является частью статьи “Эволюция системы имперского управления в традиционном Китае», подготовленной автором для 2-го Конгресса молодых востоковедов стран СНГ (Баку, 11-14 ноября 2013 года). В данной работе широко использовались материалы первого тома «Кембриджской истории Китая». Для более детального знакомства с темой автором рекомендуется следующая литература: А.А. Бокщанин. Очерк истории государственных институтов в китайской империи (М., 1993), К.В. Васильев. Истоки китайской цивилизации (М., 1998), Ch. Hucker. Dictionary of Official Titles in Inperial China (Stanford, 1985). Выдержки из Кембриджской истории в части касающейся развития политического устройства можно также найти на сайте: www.chinaknowledge.de/History/

Перспективы выпуска второй части исследования (о развитии системы имперского управления в условное «китайское средневековье») зависят от реакции и заинтересованности уважаемой аудитории :)

Примечания

  1. Здесь и далее – варианты перевода традиционных китайских титулов и должностей (кроме отдельно указанных случаев) приводятся по открытому редактируемому большому китайско-русскому словарю, доступному по URL: bkrs.info.[]
Фото аватара

Автор: Иван Зуенко

Живу во Владивостоке. Выпускник Восточного института ДВГУ 2005 года. Раньше преподавал историю и политику Китая на кафедре Тихоокеанской Азии ДВФУ. Сейчас занимаюсь научными исследованиями в Институте истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения Российской академии наук. Стараюсь работать в разных направлениях: академическая наука, публичная экспертиза, науч-поп. Основные направления интересов: китайское общество в 1980-90-е, политическое развитие Китая, российско-китайское региональное сотрудничество, трансграничные проекты, Китай на постсоветском пространстве. Любимый город в Китае – Харбин. Любимый деятель китайского искусства – Цзя Чжанкэ. Любимое занятие в Китае – путешествовать и есть.

33 комментария

  1. Китай занимал такую территорию в 221 году до н. Римская империя в пору наивысшего расцвета — начало II века новой эры.

  2. Внес несколько дополнений, касающихся периода Позднего Чжоу, так как в замечательной монографии Кима Васильева “Истоки китайской цивилизации” (М., 1998) почерпнул большое количество фактических сведений и аргументированных выводов касательно этой эпохи. Ранее эта работа, к огромному сожалению, была вне моего поля зрения, тогда как именно в ней автор на основе многолетних исследований письменных источников и эпиграфики убедительно показывает, что основы административно-территориального деления, местного управления и принципы организации центрального бюрократического аппарата, позднее распространенные Цинь Шихуаном на всю страну, сложились еще в Чжаньго. В этой статье изначально я Чжоу рассматривал “вскользь”, так что у читателя могло сложиться обманчивое впечатление, что Цинь Шихуан все это чуть ли не как “ноу-хау” ввел.

  3. Отличная работа! Все четко структурировано, отлично изложено. Иван, Вы молодец!

  4. Друзья! Огромное спасибо за столь высокую (и, как мне кажется, незаслуженную) оценку моего скромного труда… в котором любой искушенный читатель найдет массу ошибок и неточностей, и только скромность и занятость моих коллег не позволяет им раскритиковать эту графоманскую писанину.

    Одну непростительную ошибку нашел я сам: в слайде № 7 время существование Чжуншушэна, конечно же, отсчитывается с династии ЦАО-Вэй, а никак не ТОБА-Вэй, которая была намного позже.

    ЗЫ. Пошел делать харакири.
    ЗЗЫ. Вот только выложу продолжение ))

  5. Очень и очень! Благодарю. Побеждает тот, чья система лучше. Каким образом система управления современным Китаем вывела его в лидеры? за счет Великого цензора? или Воспитателя?
    Жду сравнения систем старого и нового Китая и России, Европы, США к примеру.

    1. Сравнительный анализ – это всегда интересно.

      Но вот, смотрите. В описываемый период (до 6 века нашей эры) как таковых государств, а следовательно и политических систем, не существовало ни в России, ни в США, ни в большинстве стран Европы (не говоря уже про то, что там где она существовала, это было l’etat c’est moi плюс с десяток высших чиновников из числа конюшенных и кравчих). Все-таки, говоря о традиционном Китае, его системы выглядит настолько вещью самодостаточной, развивающейся в центре собственного культурного притяжения, что ее и сравнивать с чем-то сложно. В отличие от реалий веков 20-21-го…

    1. Большое спасибо автору!!! Очень развернуто и понятно даже пятикласснику, при достаточном интеллектуальном уровне. Особенно потешно было про министра по имени “сы-кун” – управитель общественных работ! Для русского слуха отлично для запоминания!!!!

      1. Насколько понятно, нужно испытывать на пятиклассниках )) Неужели и такие уже появились среди читателей и комментаторов “Магазеты”? Саша, это успех!!!

  6. Ждем-с продолжения!

    И мне лично более интересна система управления на низших уровнях. Когда я читала книжку по истории Сиху в Ханчжоу, то поражало, насколько личность чиновника определяла судьбу и озера, и города. Проявил человек инициативу – находили деньги и расчищали озеро, забивал – и, пожалуйста, за двадцать лет озеро превращалось в лужу.

    1. Да, Оль, меня это тоже больше интересует. Я ведь вообще себя пытаюсь позиционировать как специалиста по устройству региональной власти.

      По ней в древности материала объективно мало. Но и того, возможно, наберется на пару статей. Было бы время и силы ))

  7. С первых двух слов названия понял, кто автор, и приготовился получать удовольствие. Получил выше крыши, прочту позже еще раз, да и скачаю в качестве “краткого” справочного пособия. Все быстрее, чем в кембриджи лезть!

    1. Полностью согласен. Как краткий путеводитель для погружения по необходимости глубже.
      Большое спасибо за пост. Просто огромное спасибо.

  8. Ваня, классный материал, спасибо. Запомнить все действительно сложно, если с этим не работаешь. Более того, приятно осознавать, что наша аудитория просвещается в одно время с конгрессом молодых востоковедов стран СНГ (11-14 ноября!)
    Буду ждать продолжения!

    1. Кстати, цифровые формулы вообще пронизывают всю традиционную китайскую культуру. Коллеги, думаю, могли бы пару десятков примеров привести ))

  9. Интересный пост, как и всегда;-). В сжатой форме, четко представлены основные элементы древнекитайской системы управления. Думаю, здесь стоило бы добавить небольшой список литературы для интересующихся. Прямое отношение к теме имеют работы Л.С. Переломова, Л.С. Васильева, С.В. Волкова, Х.Г. Крила, А.А. Бокщанина.

    1. Иван, спасибо за полезное дополнение. Литературу, которой я пользовался непосредственно, я указал в самом конце статьи.

  10. Очень хорошо. Вам, возможно, будут полезны книги В. М. Рыбакова о танской бюрократии. Ну и его же перевод Танского кодекса.

    1. Спасибо! Ну, во-первых, до Тан мы еще не дошли… )) А Рыбаковым, конечно, пользуюсь, и даже в этой части имя его уже упоминал.

  11. Очень интересно! Мне так мало известно о древнем Китае, оказывается.
    Только мне довольно тяжело воспринимать такое количество подробностей (все равно не запомню:Р). Гораздо веселее анализиовать тенденции и изучать причинно-следственные связи. Это я к тому, что была бы рада видеть в продолжении=)

    1. Вот просто таки замечательно, что вам веселее анализировать тенденции и изучать причинно-следственные связи! Вам не кажется, что даже изложенной здесь информации достаточно для наблюдательного читателя, чтобы кое-какие тенденции выделить? )) К тому же. по своему опыту знаю, если уделить повышенное внимание тенденциям, то за деревьями леса видно не будет (собственно, деталей), поэтому и стараюсь, работая в формате науч-попа, совместить и аналитику, и фактуру. Ибо для собственно научных трудов зачастую характерно пренебрежительное отношение к фактуре – мол, это же все в источниках есть. А вот читатели “Магазеты”, думаю, не все полезут читать того же Бань Гу, у которого все это действительно есть – так что вот такой мною здесь выбран формат, и буду его по возможности держаться и впредь.

      1. Нет-нет, это была не претензия с моей стороны вовсе, а пожелание!
        Все правильно вы говорите, лес тоже должен быть виден.

        1. На самом деле в статье, на основе которой сделан этот материал, упор делается как раз таки на выводы. Им посвящено 50% текста, а в формате выступления на конференции – 100% времени доклада )) Возможно (хотя и не уверен), стоит оформить их здесь отдельным материалом.

    1. Спасибо за статью, доходчиво объяснено. Особенно порадовало подпись под схемой – “Схема, пользуясь которой легко разобраться во всех хитросплетениях китайской истории” ))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *