Двенадцать мукамов

Двенадцать Мукамов

Восток — место, где берет своё начало река человеческой цивилизации. Источник, из которого, по воле Всевышнего, черпает сокровенные знания все человечество; место зарождения всех мировых религий и начало всех наук. Музыка – это еще одно из бесценных сокровищ в сундуке с неисчислимыми богатствами Востока. Среди которых, на ожерелье разнообразных музыкальных жанров, ярко сверкает жемчужина Макамата.

Макам в переводе с арабского означает “место”, “положение”, “лад” в музыке арабов и иранцев. Имеет широкое распространение в Средней Азии, Северной части Африке, Индии, Греции, Кавказе и Ближнем Востоке. В таджикской и узбекской музыке он именуется маком, у Азербайджан известен как мугам, мукам в уйгурской музыке. Макам является одним из самых древних музыкальных жанров. Сведения об этом искусстве встречаются в рукописях известных в мире ученых и поэтов Востока — Абу Наср Мухаммад аль-Фараби (Авеннасар, 870–950), Абу Али Ибн-Сина (Авиценна, 980–1037), Абдурахмана Джами (1414–1492), Алишера Навои и др. Несмотря на то, что его по аналогии связывают с культурой ислама, он образовался еще задолго до его возникновения. Этот жанр настолько древний, что история его происхождения до сих пор остается тайной и только слушая его, можно ощутить дыхание веков.

Далее, немного намекну, о чем сегодня пойдет речь далее:

Есть много историй и легенд о происхождении этого жанра. По одной из них, на его происхождение указывает само слово “макам”, обозначающее место, место собрания племени. В древности, обычно, долгие ночевки на бедуинских стоянках скрашивались беседами и рассказами о подвигах героев во время боев между племенами. Постепенно, с распространением ислама и развитием культуры арабов, эти рассказы и истории дополнялись рассуждениями и беседами на богословские и философские темы, а искусство владение словом и остроумие в выборе слов и фраз, которым всегда гордились арабы, достигли такого уровня, что выкристаллизовались в прозу высокого стиля, а после появился жанр «макам», впервые введенным в употребление Абу-л-Фадлем Ахмадом ибн ал-Хусейном ал-Хамадани (969–1008), получившим прозвище Бади’ аз-Заман (Чудо времени).

В Иране, по другой легенде, считается что первоначально макамов было семь по числу пророков. И первый из семи макамов — Раст ничто иное, как плач первого человека Адама о потерянном рае и Милости Всевышнего. Персы-мусульмане всегда были известными поэтами, учеными и музыкантами, развивавшими арабскую письменность и литературу. Они внесли большой вклад в развитие арабско-мусульманской культуры. Постепенно с развитием жанра макамата в Иране сформировалась классическая система, в которую входят двенадцать Макамов и составляют основу импровизационных стилей вокальных и инструментальных произведений, создаваемых профессиональными музыкантами.

Наверное, здесь следует сделать паузу и ответить на естественно возникший у озадаченного читателя вопрос: “Неужели Магазета теперь освещает и культуру Ближнего Востока? Что случилось? Неужто солнце сегодня взошло с Запада?» [1] Или: «Неужто Главред вместе с автором и редакторами съели неправильного лекарства?» [2] Нет, нет, нет. Просто сегодня речь пойдет о музыкальном искусстве одного национального меньшинства Китая — Уйгуров. А именно, о «Двенадцати уйгурских мукамах».

Двенадцать уйгурских мукамов

Двенадцать уйгурских мукамов представляют собой синтез традиционных песен и танцев в единый цикл музыкально-поэтических произведений — мукам. Как правило, в Синьцзяне распространено несколько видов мукама — это цикл из “12 мукамов”, ” Мукам Долан”, “Туруфанский мукам”, “Илийский мукам”, ” Мукам Хами” и “Хэтяньский мукам”.

Каждый мукам состоит из трех частей — это Нагма (самая большая часть), Дастан (хвалебная песня) и Машрап [3] (народный танец). В общем, содержание песен одного мукама составляет примерно от 20 до 30, а на полное исполнение всех двенадцати мукамов требуется более 20 часов!!

Вторая часть уйгурского мукама “Дастан”, вот как это было:

Наиболее ранние сведения об уйгурской музыкальной культуре содержатся в «Суйшу»(隋书) — «Истории династии Суй», созданной в VII веке. Изначально у древних предков уйгуров, которые занимались рыбалкой, охотой и скотоводством, и жили на широких горных равнинах и необъятных степных пастбищах, существовали лирические песни, в которых отражались жизненный уклад, природа и яркие события того времени. Эти песни к 12 веку сформировались в сборник «Баяван», и в дальнейшем стали прототипом современного Мукама.

Важно отметить, что в то время уйгуры (и другие народы, проживающие в Синьцзяне) исповедовали различные религии: зороастризм, буддизм, даосизм, шаманство, манихейство, несторианство. А к 13 веку в Синьцзяне образовались две большие писменно-литературные культуры: одна на севере, с центром в Туруфане – уйгурское царство Гаочан, с буддийским литературным наследием(高昌 回鹘(回纥)), а второе на юге, с центром в Кашгаре – династия Кара-хана, с культурой, основанной на исламской литературе. В 14–15 веках, когда северные районы Синьцзяна (Туруфан) приняли ислам, эти две культуры слились в одну. Так родилась так называемая Чагатайская письменно-литературная культура (основа современной уйгурской).

Тарим – место, где зарождался Мукам. Давно это было, давно…

В 1533–1567 годах в развитии жанра мукам наступает новый этап, и связан он с именем женщины Аманиша. Аманиша была женой хана Абдула-Рашида и императрицей царства Яркенд. Из своей любви к музыке, она собрала всех больших музыкантов и исполнителей мукакма, и вместе с ними упорядочила содержание мукама в стройную систему, удалила из него все трудно понятные иноязычные заимствования и древнеуйгурские слова. Так обновлённый мукам, с упорядоченной формой и тщательным построением, легко запоминающийся и понятный, официально вошел в культурную сокровищницу Китая. А уже в наше время, в 2003 году, ЮНЕСКО объявило мукам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».

После такого поворота событий, песенное содержание, мелодика мукамов, а также инструментальный состав, претерпели большие изменения. Мукамы подвергались в известной мере влиянию развитых музыкальных культур персов, арабов, индийцев и других соседних народов. А в состав инструментальных ансамблей мукамистов вошли инструменты, родственные для всех азиатских стран: тамбир, сатар, дутар, равап, гиджак, най, дап, сапаи и тевилваз. В современные мукамные ансамбли иногда включают в качестве баса афганский равап.

Двенадцать уйгурских мукамов

Очень большое влияние на мукам оказала поэзия Ближнего Востока и Средней Азии, особенно плодотворным оказалось взаимодействие мукама с формой газели — одной из наиболее распространённой поэтической формы на Востоке. Есть замечательный музыкальный отрывок-сказка о мукаме, который можно посмотреть на портале youtube.

И действительно если вслушаться в Уйгурский мукам, то можно услышать знакомые витиеватые напевы индийских Раг и Саг. Или, закрыв глаза, можно представить силуэт женщины в черной чадре на фоне песчаных барханов. Или купола сверкающих минаретов Ирана, или красочные одежды танцовщиц, кружащихся в потоке мелодии, льющейся из инструментов музыкантов, покачивающих головой из стороны в сторону. Как удивительно сходство этого древнего импровизационного жанра у всех азиатских народов, и в тоже время, какими яркими самобытными красками украшен мукам в разных концах очаровательной Азии.

Вот один из примеров мукама “Далон” :.
Когда видишь все это вживую, так и хочется подскочить с места и присоединиться к артистам, впрочем, так и бывает, когда ноги просто сами рвутся в пляс.

Так о чем же поют в мукаме? Содержание мукама очень разнообразно и богато, как и сама музыкальная ткань. Слова мукама содержат афоризмы философов, наставления пророков, народную мудрость, рассказы и истории, передающиеся в народе из уст в уста, и конечно же, стихи.

Мукамы сопровождают все большие события в жизни народа. Мукам всегда звучит на свадьбах или в узком кругу друзей; без исполнения мукама не обходится ни один праздник урожая дехкан (крестьян).

Вот такие, к примеру, слова можно услышать в мукаме:

Мукам башлиниши

Я струны своего сатар со струнами души солью.

Пускай утешатся страдальцы, услышав музыку мою!

Пусть льются волнами мукамы из переполненной души

И глаз любимая не сводит с меня, когда я запою!

Древнее всех у нас считают мукам Хусейни и Аджям,

Звучанье струн взяв ладом выше, Баят исполнить я хочу.

Лишь для любимой исполняю я этот медленный мотив,

А загрустишь, другим мукамом — Нава — тебя развеселю!

 

Сегодня самым известным и самым древним мукамом в Китае считается «Доланский мукам».Также, его называют подарком веков за то, что он до сегодняшних дней сохранился в своей первоначальной форме и за всю историю не претерпел изменений под влиянием музыкальных традиций соседних областей. «Доланский мукам» происходит из (и сохранился в) уезде Маркет в Кашгарском районе, в бассейне двух рек Яркенд и Тарим; с запада Маркет граничит с Таримской впадиной. Место это пустынное и кажется совсем непригодным для жизни, но именно здесь сохранилась древняя колоритная культура доланцев, привлекающая исследователей и путешественников.

Вашему вниманию предлагаю альбом музыкального коллектива ” Ансамбль мукама Маркет-Долан» 麦盖提刀朗木卡姆团

麦盖提刀朗木卡姆团.-.[瑰宝·维吾尔木卡姆].专辑.(MP3):

专辑曲目:

01 巴希巴雅宛木卡姆

02 孜尔巴雅宛木卡姆

03 区尔巴雅宛木卡姆

04 奥坦巴雅宛木卡姆

05 勃姆巴雅宛木卡姆

06 丝木巴雅宛木卡姆

07 朱拉木卡姆

08 多朶买特巴雅宛木卡姆

09 胡代克巴雅宛木卡姆

10 刀朗麦西热甫

 

скачать альбом

Эта неземная музыка не оставит равнодушным никого, ни искушенного критика, ни простого слушателя. После ее прослушивания у меня появилось впечатление, что она в своем натуральном звучании совершенно не нуждается в какой-либо обработке, аранжировке или других вкусовых добавках для подачи на стол современному слушателю, привыкшему к высококонцентрированному продукту, насыщенному различными электронными “ароматизаторами” и тяжелым “кетчупом” драм-н-бэйса.

Только чистый мукам без специй и драм-н-бэйса

Вот еще некоторые увлекательные фрагменты Доланского мукама:

В завершение своего рассказа и прошедшей музыкальной недели в Магазете, хочу поделиться одной восточной мудростью и истинной о  музыке, изречённой однажды Бахауллой, который Сам был родом из сказочной страны Персии – родины Мукама. Он остерегает нас в отношении выбора музыки и призывает слушать такую музыку, которая не побудила бы в нас желания “преступить границы приличия и достоинства”, так, по велению Всевышнего, говорит Он:

"Мы сделали музыку лестницей для ваших душ, средством,
с помощью коего они могут подняться в горнее царство;
не делайте же ее крыльями для себялюбия и страстей."

С вашего позволения, разрешите подарить вам композицию о Далонском
мукаме , о месте Далон, где до сих пор хранится в своем первозданном
виде Жемчужина Шелкового Пути – Мукам.

Примечания

  1. известное китайское выражение 今天太阳是不是从西边出来了?[]
  2. еще одна не менее известная фраза в Китае 今天马总编辑、作者和编辑部工作人员是不是都吃错药了?[]
  3. или машляп[]
Фото аватара

Автор: Ilya Shu

Родился в Казахстане в г.Чу(Шу). Долгое время жил в Кыргызстане, где закончил музыкальное училище им.Куренкеева по классу фагот. В мире музыки и искусства, осознал одну важную истину, что красота спасет мир, с тех пор стремление к совершенству и самопоиску стали путеводителями в жизни. Эти искания, в свою очередь, привели к открытию для себя восточной культуры Индии, Китая, Японии, Кореи и Ближнего востока. Яркие краски востока, ароматы благовоний и глубокая мудрость , как вода, легко и изящно, проникли и напитали каждый сухой клочок почвы моей жизни. После года изучения китайского языка дома, перевелся со второго курса консерватории в Кыргызский Государственный университет на факультет филологии китайского языка, который успешно закончил в 2009 году. Сейчас кочую между Китаем и Средней Азией.

Практикую Тайчи, цигун, люблю китайскую и индийскую кухню, как покушать так и приготовить, люблю путешествия и новые знакомства с разными людьми.

Вероисповедание-бахаи(в старом Китае имела название 大同教).

Любимые цитаты «地球乃一国,万众皆其民» «Земля одна страна, а все люди ее граждане».

33 комментария

  1. Жизнь и творческая деятельность Аманнисахан проходила в первой половине XVI века, в период становления и развития Яркендского ханства. Она была всесторонне развитой выдающейся личностью своего времени – поэтом, мыслителем, ученым, музыкантом и исполнителем. Обладая глубокими знаниями, блестящим умом, она оставалась скромным человеком. Среди народа слагались легенды о ней. Первым исследователем жизни и творчества Аманнисахан стал автор книги «Таварих мусикюн» («История музыкантов») Мулла Исматулла бинни Мулла Немитулла Можизи.
    Аманнисахан родилась в 1534 году на западе Такли-Маканской степи на берегу реки Тарим в районе Макит в семье бедного продавца дров Махмуда. Матерью Аманнисахан была домохозяйка Гулжамиля. Настоящее имя девушки было Аманнисахан (будь здоров), а Нафиси – ее псевдоним.

  2. здравствуйте всем
    хотел узнать куда можно поехать летом в китай??
    для практики, отдыха, чтоб увидеть культуру этой прекрасной страны??
    в какой город, где наиболее место для всего этого, где не будет проблем с погодой( жара)
    спасибо.

  3. Мир Вам всем! замечательный сайт. а тема уйгуров очень понравилась. а если какая информация о казахах в Китае?

    1. Казахи в Синьцзяне вообщем не плохо живут… Особенно в живописных горах Или…

  4. да и кстати побольше бы людей такую музыку слушали, а то помоему Лэди Гага уже всем на ухо наступила:)И даже китайские школьники уже вот так начали выражаться:”Oh, my Lady Gaga” вместо “oh, my God” :)

      1. да, “кошмар” самое подходящее к этому слово. Вот если бы они говорили примерно так: ” О, небесное звучание сатара!” или скажем “О, мудрый Конфуций!” то было бы намного лучше:)

  5. После таких постов не только на душе становится светлее, но и сам себя невольно начинаешь ощущать добрым уйгуром-мукамистом :) И вот родился еще один стих:
    Купольных крыш заходящее солнце коснется,
    Пестрым ковром развернется вечерний базар.
    Песни мукама душевным потоком польются
    Тайны и мудрость веков нам раскроет сатар.

    1. У нас, как у каждой уважающей себя подпольной организации, должны быть свои приветствия, слова и фразеологизмы. Мы – крутаны!

      Дальше в планах: создание медиа-конгломерата и криминального синдиката.

      1. И тайное когда-то становится явным, Главред раскрыл карты!
        Скоро, скоро,читайте на страницах главных газет страны, о создании
        Ма-конглосиндимерата ” Мы-крутаны!”

  6. Ни в коем случае не критикуя автора хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые нюансы или неточные названия. Туруфан – название города в СУАР принято называть Турфан, хотя в оригинале Турпан. Туруфан видимо с китайского – Tulufan. (Хами и Хэтянь нюансы из той же категории).
    Далее Аманиша – принято называть Аманиса, в оригинале Аманисахан. Таких моментов много, это основные.

    1. Спасибо, верно заметели:) Аманисахан-так ее зовут правильно, Турфан или Турпан тоже верно. Хотя, Хэтянь или Хотан, Кашгар или Каши, Яркенд или Шачэ, какой из них офицальный точно сказать сложно, в разных источниках по разному.
      Спасибо за замечания…

  7. Огромное спасибо Илья! Просто великолепная статья получилась. Благодаря Вам теперь очень много людей более подробно узнают не только о Мукаме, но и о моем многострадальном народе.

  8. Да, присоединяюсь, обалденно!
    Илья, спасибо за очередноё увлекательное путешествие в мир музыки!:)
    Интересно, суфии также заводят под ритмы мукама?

    1. аее, нашел еще такую инфу про мукам(мугам), думаю, тебе Илья, также будет любопытно:

      Мугам означает еще и ступень духовного совершенства, дающего возможность человеку, находящемуся в экстазе, постичь величие Божества. У суфиев и исполнителей мугамов существует общепринятый термин Хал (вдохновение). Исполнители мугамов, входя в Хал, создают божественные музыкальные образы, под влиянием которых человек так или иначе духовно очищается и совершенствуется. А суфии, входя в Хал, под чарующие звуки музыки и ритма проводят мгновение в экстазе и их душа очищается от земной суеты и способна принять небесные дары.
      В отличие от других жанров искусства, двенадцать классических мугамных дестгяхов и мугамы (шобе и гюше), число которых достигает 460, передают полную гамму человеческих чувств. Мугамы по силе своего воздействия равносильны синтезу человека, музыки и космоса. Ученые средневековья соотносили мугамы по характеру четырем основным стихиям природы – огню, земле, воде и воздуху, которые присущи и человеческим темпераментам.

      1. Спасибо, Олдбой. Интересная информация.
        Мукам, это огромная тема, которая охватывает различные сферы нашего познания. Думаю, что это нескончаемый материал для исследований. Кроме связи мугама со стихиями существует еще довольно много интересных закономерностей, которые могут быть поняты при условии знания арабского или персидского языка.
        В частности, система”абджад”, в которой каждая буква имеет свое численное значение. Таким образом можно разложить любое имя на цифры и наоборот. Например в названии какой то местности или имени, может содержаться какой-либо численный код. Название Мукамов, также могут, соответствовать этим численным значениям.
        Кстати, в словах Корана,также зашифровано, множество дат и символических значений!
        Очень интересно! Также существует множество ребусов и загадок по системе абджад.
        Сколько тайн!!!
        Действительно, слово мукам, которое переводится как -стоянка, место, используется в духовной практике суфиев, и символизирует собой достигнутый(приобретенный) уровень познания истины, .(на китайском думаю подхадящим словом в этом значении будет 里程碑). В отличии от “макам”, “Хал” означает дар Бога, то есть истина, дарованная по милости Бога.
        Также суфии в своих мистических произведениях использовали такой символ как “долина”. Например, работа Фаридаддина Аттара, персидского суфия 12 в. “Беседа птиц” ,о путешествии души через 7 долин:” поиска,
        любви, познания, отрешения, единения, удивления и уничтожения.”
        У Баххауллы, также есть два подобных произведения,
        написаных в суфийской традиции- “Семь долин” и “Четыре долины”, в которых повествуется о семи стадиях движения души к цели своего бытия.

        1. По мере обсуждения и размышления на тему нескончаемого пути ученичества, родился стих в духе того времени :
          ” О знаний Бездна,
          И тайн бездонный Океан,
          От одного лишь вгляда вниз кружится голова!
          А Истина, она везде Едина и проста,
          Как пятка босяка с вечернего базара.”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *