В отличие от киноиндустрии, театральный мир в Китае менее доступен для мировой общественности. Даже проживая здесь и владея китайским на должном уровне, трудно оставаться в курсе главных театральных событий. Современный театр в Китае — одна из немногих публичных сфер, где поднимают острые социальные и общечеловеческие вопросы. Новые имена на театральном небосводе появляются регулярно, и самый простой способ знакомства с ними — это театральные фестивали. По результатам последнего из них, Магазета подготовила список из пяти ведущих современных театральных режиссеров в Китае, чье имя надо знать каждому.
Чжао Чуань и его «Балаган»
Чжао Чуань (赵川) и «Балаган» (草台班) — альтернатива не просто коммерческому театру, а театральному мейнстриму в принципе. Не обладая формальным театральным или режиссерским образованием, Чжао Чуань в 2005 году создал в Шанхае некоммерческую театральную труппу, которая в своих постановках пытается сблизить театр и зрителя, а также поднимает острые социальные проблемы.
Работа вне театральных подмостков — «Балаган» следует своему названию и выступает в самых нестандартных пространствах — и привлечение непрофессиональных актеров, чья внешность далека от масс-культурных представлений о красоте, позволяют создавать работы, которые призваны не развлекать публику, а вовлекать ее в диалог.
За 13 лет существования «Балаган» привлек более 200 актеров и подготовил шесть масштабных проектов, в числе которых «Мировая фабрика». Идея постановки появилась у Чжао Чуаня во время визита в британский Манчестер, когда-то центр промышленной революции; как и 150 лет назад, проблема отчуждения между производителем, продуктом и потребителем стоит перед современным китайским обществом. Миры жителей мегаполисов, развлекающих себя шопингом, и рабочих фабрик, которые производят товары для этого шопинга, практически не пересекаются.
Последняя работа «Балагана» была представлена на Шестом театральном фестивале в Учжэне. Она называется «Гора Гэлэ» (歌乐山).
Линь Чжаохуа и «Три сестры в ожидании Годо»
Линь Чжаохуа (林兆华) в свои 82 года не боится провалов. В сентября этого года он представил пекинской публике свою постановку «Три сестры в ожидании Годо», где объединил произведения Антона Чехова и Сэмюэла Беккета. Во второй раз. Первая попытка была 20 лет назад, когда из 30 запланированных показов отыграли лишь 12, и на те залы были полупустые.
Экспериментальным театром Линь Чжаохуа занялся в начале 80-х, до этого он 30 лет играл и ставил в Пекинском народном художественном театре. В 1989 году он открыл собственную театральную студию, чтобы получить определенную независимость в выборе репертуара и режиссерских решений.
В 1998 году Линь Чжаохуа вместе с театральным художником И Лимином вложили собственные сбережения, чтобы поставить чеховско-беккетовский гибрид, посвященный жизни в вечном ожидании. Как соглашаются критики и зрители, эта непростая для понимания постановка точно не пытается угодить публике, а стремится вывести ее на новый уровень осознанности с помощью сдержанной сценографии и минимум действия.
Мэн Цзинхуэй и «Чайная»
Самый мейнстримовый из авангардных театральных режиссеров — Мэн Цзинхуэй (孟京辉) — обращается и китайской классике. В этом году театральный фестиваль в Учжэне открывала его «Чайная» — главная эпическая пьеса Лао Шэ, охватывающая полвека китайской истории с конца динанстии Цин и до становления КНР.
Для постановки была привлечена команда из Германии, а также известный берлинский драматург Себастьян Кайзер, который помог Мэн Цзинхуэю переработать пьесу 1957 года для современной и интернациональной аудитории. По мнению режиссера, это произведение Лао Шэ достойно того, чтобы стать жемчужиной не только китайского, но и мирового театра.
Так как новая постановка в интернете пока не доступна, предлагаем посмотреть знаменитых «Влюбленных носорогов» (о них мы уже писали).
Сунь Сяосин и «Как так получилось?»
Сунь Сяосин (孙晓星) — представитель молодого поколения театральных режиссеров в Китае. Он родился в 1986 году в Тяньцзине и закончил отделение драматургии в Центральной академии драмы в Пекине. В первую очередь Сунь Сяосин зарекомендовал себя как независимый театральный критик и драматург. Последние пять лет он активно пробовал себя на режиссерском поприще, и в этом году его современная интерпретация «Вишневого сада» была в числе специальной программы Учжэньского театрального фестиваля.
В 2015 году Сунь Сяосин основал театральную компанию с длинным названием «Э? (Что произошло? И как так получилось?). Его постановки отличают влияние японского андеграундного театра (особенно Макото Сато и театра Za-Koenji) и проблематика виртуализации современной жизни. Например, вся жизнь героинь его постановки «Это сообщение, о котором ты просил… Не говори о нем больше никому» сосредоточена в экране смартфона — в реальном мире они даже не покидают своих постелей.
Тянь Гэбин и «Бумажный тигр»
Тянь Гэбин (田戈兵) и его мастерская — частые гости европейских театральных фестивалей. Хотя он получил формальное образование в Центральной академии драмы, с конца 1980-х он был вовлечен в андеграундный театр, а в 1997 году основал собственную мастерскую «Бумажный тигр».
Его постановки на грани театра, танца и перформанса с участием профессионалов и любителей отвечают основным подходам театра постмодернизма. Тянь Гэбин разрушает не только междисциплинарные границы между исполнительскими и визуальными искусствами, но культурные и языковые барьеры: он часто сотрудничает с европейскими режиссерами и труппами. Примером такого кросс-культурного диалога можно считать и его постановку «500 метров — Кафка, Великая стена, образы из фантастического мира или ежедневный героизм», также представленную в этом году на Учжэньском фестивале.
Для заглавной иллюстрации использовано фото с постановки «Чайная» Мэн Цзинхуэя. Источник: Weibo @吴佳瞳
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.