Опасный секс в Китае

Сексуальная тема вызывает живой отклик не только потому, что она интригующе манит, но и потому, что с сексуальными контактами неразрывно связана одна из самых страшных болезней нашего времени – СПИД. В Китае подавляющее количество заражений ВИЧ происходит через незащищённый гетеросексуальный контакт. Что же делает Китай для профилактики ВИЧ? Что рассказывают подросткам на уроках полового воспитания в школе? И что говорит о проблеме распространения вируса статистика?

По официальной статистике Национального центра по профилактике и борьбе со СПИДом, в 2015 году в Китае было зарегистрировано более 115 тысяч новых случаев ВИЧ-инфицирования, из которых 17 тысяч или 14.7% приходились на возрастную группу 15-24 лет. На сентябрь 2016 года в той же возрастной группе было зарегистрировано уже 13 тысяч новых заражений. В 66,6% случаев заражение произошло при гетеросексуальных половых контактах, в 27,2% случаев – через гомосексуальные контакты среди мужчин.

 

О сексе в китайских школах, по признанию самих китайцев, говорят крайне мало: в основном беседа сводится к тому, чтобы дети понимали базовые анатомические различия полов, а девочки знали, что в случае изнасилования необходимо выпить экстренную таблетку. Недостаток сексуального образования ставит под угрозу здоровье нации, так считают Джеймс Гриффитс (James Griffiths), Наньлинь Фан (Nanlin Fang) и Серинити Ван (Serenitie Wang), авторы исследования о проблеме распространения ВИЧ в Китае.

Для многих китаянок аборт – это первое средство контроля рождаемости. В Китае ежегодно в официальных клиниках совершается более 13 млн абортов. Эксперты считают, что цифра эта должна быть во много раз больше, если принять во внимание аборты, проведённые на дому или в местечковых больницах без лицензии на проведение таких операций. ВИЧ передаётся в том числе и через такие операции с нарушением санитарных норм.

«У нас в офисе рассказывают примерно раз в год, что беспорядочным сексом заниматься небезопасно, что рождение детей надо планировать, что здоровье – самое дороге. Ещё показывают, как надевать презервативы. Но это всё и так ясно, а кто не знает этого, тому всё равно,» – скептически прокомментировала наш вопрос о сексуальном воспитании Чжу Лин, 28-летняя сотрудница логистической компании.

Несмотря на разнообразие оральных контрацептивов в Китае большую часть витрины в аптеках занимают именно средства экстренной посткоитальной контрацепции. Подробнее о половой жизни молодёжь узнаёт уже в университете или в интернете. Большие надежды специалисты возлагают на специальные обучающие программы, комиксы и приложения, распространяющие идею безопасного секса, а в некоторых университетах установлены специальные автоматы, продающие наборы для экспресс-тестирования на ВИЧ.

Фото: web.xkyn.net

Так как официальной понятной и доступно изложенной информации недостаточно, а горячие линии анонимной консультации не пользуются особой популярностью как у молодёжи, так и у старшего поколения, распространение жизненно важных знаний происходит в китайском интернете посредством приложений, например, Buzz and Bloom (蜜丰兰花) и Yummy, интегрированных в известные китайские соцсети.

Одна из создателей приложения Buzz and Bloom, 24-летняя Стефани Зу (Stephany Zoo), пришла к мысли о создании обучающего сервиса после посещения абортария в Шанхае, где ей встретилось множество молодых девушек, совершенно не понимающих, как устроено их тело, воспринимая аборт как незначительную процедуру, как это показано в рекламе таких центров. О безопасном сексе и речи не шло.

В Китае, если разговор касается тела или здоровья, а особенно секса, молодые люди стараются перевести тему. Так важные вопросы остаются без ответа. Немало информации пытливые умы находят в ненадёжных источниках, дающих в корне неверные советы. Как, например, советы на женских форумах «делать это стоя», чтобы избежать зачатия ребёнка или советы «не трогать руками мужской орган», чтобы не заразиться венерическими болезнями. Мужчины порой черпают знания из порнографических фильмов японского производства и имеют весьма искаженное представление о женской физиологии, как, впрочем, и собственной.

Культурные особенности предписывают девушкам в Китае быть скромными и застенчивыми. Наша собеседница, пожелавшая остаться неизвестной рассказывает: «Я не настаиваю на использовании презерватива, если партнёр не предлагает сам. Просто мне неловко об этом говорить. Но я пью противозачаточные таблетки, потому что они полезны для женского здоровья и защищают меня от болезней. Мой парень об этом не знает».

Обучающая встреча Buzz and Bloom

Статистику по случаям заражения ВИЧ в Китае стали вести с 90-х годов прошлого столетия. Первые случаи заражения были обнаружены в Пекине и в провинции Гуандун, в том числе из-за нехватки соответствующего оборудования для тестирования в других регионах. По статистике наибольшее количество заразившихся кантонцев проживали в крупных городах с довольно развитой для того времени инфраструктурой. На сегодня 80% из тех, у кого обнаружен вирус в этих регионах, соглашаются проходить химиотерапию.

Регистрация заражённых в Пекине ведется с 1985 года. Особенности пекинской ситуации с ВИЧ в том, что здесь постоянный приток населения из других районов страны, в связи с этим цифры заражённых постоянно неуклонно растут, а ситуацию контролировать крайне сложно из-за неучтённых больных и приезжих. Большая часть заражений здесь приходится на незащищённые сексуальные контакты (95% случаев).

Хотя согласно официальным данным, в Китае есть и менее благоприятные провинции, особенно остро вопрос просвещения на тему безопасного секса поднимается в провинциях Хайнань и Хунань. В провинции Хунань, кроме общих мероприятий среди населения, существует также «ВИЧ деревня», где живут те, у кого был обнаружен вирус, а также волонтёры и медики, изучающие вопрос. Поселение-сообщество расположено в селе Вэньлоу уезда Шанча (上蔡县文楼村). Сегодня здесь на постоянной основе проживает более 300 инфицированных и 11 докторов, а правительство перечисляет каждому жителю по 300 юаней ежемесячно в качестве поддержки, а также поставляет нужные лекарства. Всего в «неблагополучном» уезде проживает около 6 тысяч инфицированных.

Активист Чжан Цюаньшоу (张全收) посещает жителей «ВИЧ деревни». Фото: wenming.cn

У ВИЧ в Китае есть отличительные особенности, как, например, высокая локальность провинциального уровня. То есть количество больных и тип заражения сильно отличаются даже в двух соседних регионах, в корне различны также и группы риска. По статистике, наибольшее среднее число ВИЧ инфицированных на долю населения проходится на провинции Сычуань, Юньнань и Гуанси. А самые благоприятные в этом плане – Тибетский АР, Нинся-Хуэйский АР и провинция Цинхай.

В Китае борьба со СПИДом и профилактика ВИЧ – дело государственного масштаба. Правительством приняты «Закон о профилактике инфекционных болезней», «Закон о контроле и профилактике СПИДа», а также другие законопроекты и нормативные акты, в которых рассказывается о бесплатном тестировании, АРВ-лечении, профилактике передачи ВИЧ от матери ребёнку (ППМР), устройстве СПИД-сирот в школы и других типах государственной поддержки. В стране работает 9043 точки добровольного тестирования на ВИЧ и консультирования, 766 кабинетов заместительной терапии, 24 тысячи скрининг лаборатории, 3413 кабинета антиретровирусной терапии, 163 специальные больницы и 3281 специальная поликлиника.

Множество акций и мероприятий на тему профилактики СПИДа в Китае, как и во многих других странах, приурочены к 1 декабря. Однако эти мероприятия носят временный характер, признают специалисты: такая «разовая профилактика» и «однодневный ликбез» не приносят ощутимых результатов. Несмотря на ни что, множество китайцев считает, что ВИЧ или СПИД – это не про них. Так прокомментировал цифры, сообщающие о количестве заражений ВИЧ в регионе наш собеседник, также пожелавший остаться неизвестным: «Это неправда. Чтобы продавать лекарства сочинить можно всё, что угодно. СПИД – это проблема бедняков, наркоманов и проституток, среди моих друзей таких нет, плюс я живу в благополучном районе, а не в какой-нибудь деревне, поэтому я не предохраняюсь, я же не могу забеременеть, мне это незачем».

Для заглавной иллюстрации использована фотография 飞流图片.

Фото аватара

Автор: Полина Струкова

Родом с Дальнего Востока, успела пожить на севере и на юге Китая, изучить мегаполисы и проехать по деревням южных провинций, получить PhD. Методист, преподаватель, переводчик, редактор, автор.

4 комментария

  1. простите, но это _антивирусная_ терапия необходима им, никак не химиотерапия, последняя – для борьбы с раком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *