История о смерти учительницы во время промежуточных экзаменов в китайской школе взбудоражила общественность. Сконцентрированные на тестах ученики просто не придали значения странным звукам, доносившимся с последней парты. Бесконечная череда испытаний ведёт к решающему экзамену в жизни китайских школьников — гаокао. В чём особенности этого китайского аналога ЕГЭ, и почему он настолько важен для абитуриентов?
Впервые государственные вступительные экзамены «гаокао» (高考, полное название — 普通高等学校招生全国统一考试) были проведены в Китае в 1952 году, ознаменовав начало реформ в сфере образования. Однако системный вид экзамены приобрели лишь в 1959 году. Позже существующий порядок подвергся жесткой критике, так как ущемлял интересы рабочего класса, а к 1966 году был вовсе отменён. Вместо этого стала использоваться система рекомендаций, а молодёжь была направлена главным образом на поля.
Ещё долгое время студенты поступали в вузы по большей части не по академическим заслугам, а благодаря поддержке семьи, партии или своей общественной деятельности. После смерти Мао Цзэдуна, основоположник политики реформ и открытости Дэн Сяопин снова ввёл обязательные национальные экзамены для поступающих в вузы.
Первый такой экзамен после культурной революции прошёл в 1977 году и стал историческим событием. Участвовали в нём все желающие, а вопросы и задания были составлены каждой провинцией отдельно. Из 5,7 млн участников «прошли» лишь 273 тыс. человек. В истории КНР это был самый низкий процент поступивших в вузы — всего 4,8%. К 90-м процент сильно увеличился, но всё равно был ниже европейских стран, а в 2010-ом году достиг 68%.
С 1985 года стала применяться популярная до сих пор система «3+2», в которую входят три обязательных предмета (математика, китайский язык и литература, английский язык), а также два по выбору (химия, биология, история марксизма-ленинизма (политология), история). Тогда же появились целевики и платники.
В большинстве провинций экзамен проводится раз в год — 7 и 8 июня. В некоторых исключениях — два раза в год, регистрация — за полгода. Важность этого события прекрасно иллюстрируют подробности подготовки и организации всего процесса. Места проведения решающего испытания в жизни школьников часто огорожены и охраняются полицией. Специально организуются «тихие зоны» вблизи места экзамена, блокируется проезд, прекращаются стройки. Иногда таксисты и владельцы авто бесплатно подвозят школьников, чтобы те не опоздали.
Университетские квоты на приём студентов из разных провинций Китая не внушают оптимизма жителям провинции. Например, в Пекине на технические специальности выделено 1800 мест для жителей столицы (из 80 000 кандидатов), но только 38 мест для провинции Шаньдун (из 660 000 кандидатов). Несмотря на то, что на протяжении нескольких лет учащиеся провинции Хубэй показывали наилучшие результаты в учёбе, квоты для хубэйцев увеличены не были. Абитуриенты усматривают в этом дискриминацию.
В тоже время, так как результаты гаокао можно использовать и за пределами Китая, в виду нехватки мест в престижных вузах внутри страны, например, в Гонконге в 2007 году числилось всего 7 студентов с материкового Китая, прошедших гаокао, а в 2010 — более 1200. Такой резкий наплыв китайских студентов вызвал недовольство местных жителей. Однако схема приёма студентов по квотам гарантирует получение мест учащимися из малоразвитых регионов Тибета и Синьцзяна. Чтобы повысить конкурентоспособность, семьи вынуждены не только переезжать на новое место, обеспечивая «выгодную» прописку ребёнку, но и оказывать давление на своё чадо в период подготовки к экзаменам.
Гаокао приобрёл всемирную славу периода наибольшего психологического давления на детей. Кроме изнуряющих занятий с репетитором и полной концентрации на тестах от юных абитуриентов требуется порой невероятное. Например, известен случай, когда по настоянию родителей, доктора в Тяньцзине прописывали школьницам противозачаточные таблетки, чтобы период менструации не выпал на эти важные дни. Такое повышенное внимание ведёт к увеличению случаев клинической депрессии и суицида среди молодёжи в Китае.
Студенты, в свою очередь, придумывают различные ухищрения, повышающие их шансы на успешную сдачу самого серьёзного в их жизни экзамена. Шпаргалки на подошвах и спрятанные в ручки листки с ответами в прошлом. В арсенале у китайских школьников фальшивые серьги, ультратонкие наушники, беспроводные камеры и микрофоны, радиопередатчики в зубных пломбах, устройства, сканирующие вопросы и передающие их помощникам.
В ответ экзаменационные площадки обязательно оснащаются устройствами, блокирующими электронные приборы, устанавливаются металлодетекторы и видеонаблюдение. Во избежание случаев подкупа ответственных лиц или кражи экзаменационных вопросов, процесс доставки пакетов заданий проходит по GPS. Провинция Хэнань и вовсе использовала дроны со специальными сканерами нарушителей. Как именно они ловят нарушителей — не уточняется.
Начиная с 1978 года и до сегодняшнего дня, реформы гаокао идут одна за другой. Это связано не только с соображениями безопасности или научно-техническими достижениями, но также с общественным мнением и позицией государства. Вслед за Шанхаем и провинцией Гуандун еще 16-ти регионам было позволено проводить независимые гаокао муниципального масштаба.
В сентябре 2014 года гаокао настигла очередная волна реформ, целью которых стало уравнивание в возможностях выходцев из разных регионов страны. Так университетам было поручено увеличить количество мест для жителей экономически неблагоприятных регионов, сделать информацию о количестве мест открытой и доступной, избавиться от существующих преференций в отношении спортсменов и творчески одарённых детей. Английский, попав в список экзаменационных предметов в 1983 году, перестал быть обязательным.
Со временем участвовать в экзаменах было разрешено всё большим слоям населения. В 2001 году к школьникам присоединились лица старше 25 лет и лица, состоящие в браке. В последние года стали набирать популярность смешанные типы экзаменационных заданий, а также появились специальные адаптированные задания для людей с ограниченными возможностями. Экзаменуемые получили право пользоваться слуховыми аппаратами, при необходимости обращаться за помощью к ассистентам-медработникам и даже просить об увеличении времени прохождения теста. Места проведения гаокао были перестроены и благоустроены так, чтобы обеспечить доступ к экзаменационным площадкам всем желающим. В 2015 году стало возможно сдать гаокао без удостоверения личности, если вы потеряли или забыли документ.
На все эти усовершенствования и реформы за последние 5 лет правительство Китая потратило около 200 млрд юаней. Однако, по мнению скептиков, никакие реформы не помогут, кроме отмены самого экзамена. И хотя работодатели в Китае по-прежнему обращают большое внимание на наличие диплома того или иного университета, «убивающие» время и нервы на государственные тестирования студенты, в итоге не всегда получают возможность заниматься любимым делом и реализовать потенциал, в них не развивается любознательность и творчество.
Экзамен в прямом смысле является ключом к лучшей жизни, а те, кто не сдают его, считаются обществом «потерянными», несмотря на то, что пересдать его можно через год. Даже с «ключом» остаётся риск не попасть в число абитуриентов престижного вуза, поэтому родители не гнушаются взяток и всевозможных способов давления, что поднимает ещё один огромный пласт проблем Китая.
Как и в России, несмотря на предложения об отмене ЕГЭ, идея единого государственного экзамена гаокао включает в себя также борьбу с коррупцией и получение мест по рекомендации. Современные педагоги считают, что стране следует в первую очередь снабдить ресурсами отсталые районы, а в самой системе должна присутствовать не социалистическая идея «равноправия», а гибкий подход для большой мобильности обучения. Здесь для Китая оказываются актуальными МООК и европейский опыт.
В статье использованы материалы:
The Gaokao: China’s national college entrance exam
Opinion: China’s education arms race
China’s gaokao: High stakes for national exam
China’s university entrance exams: Would you pass the test?
National Higher Education Entrance Examination
普通高等学校招生全国统一考试
Отмена ЕГЭ в 2016: депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму новый законопроект
Лариса, что случилось с учительницей ясно из ссылки на статью в фейсбуке, она умерла от сердечного приступа, сидя на задней парте, а студенты заметили это только когда пришло время сдавать работы. Судя по статье умирала она не вовсе бесшумно, но никто из сдающих экзамен не повернул головы в ее сторону. Далее в статье приводятся агрументы в защиту студентов — и против, ну и дискуссия на тему того, что делает с детьми китайская образовательная система.
Автор, спасибо за статью! Пару лет назад я слышала, что в случае недобора баллов до желаемой цифры для поступления в конкретный ВУЗ, есть опция соовершенно официально баллы «докупить», но по совершенно нереальным ценам, чуть ли не тысячи юаней за один балл — вы не знаете, есть ли такое на самом деле?
Отличная статья, а что случилось с учителем, так и Не ясно.
Спасибо.