Дом бомбейского торговца в венецианском стиле

В последнее время улица Цзиньлин Дун Лу подвергается реконструкции, и ее знаменитые аркадные дома трещат под напором девелоперов. К счастью для ценителей архитектурного наследия, ближайший к реке конец улицы пока не перестраивается, и весьма оригинальное здание под №8 до сих пор стоит нетронутым. Особняк в редком для Шанхая стиле венецианской готики – это бывший торговый дом семьи Тата, выстроенный в 1912 году.

Дом семьи Тата / The Tata Building / 庚兴洋行

Адрес: 8 East Jinling Road / 金陵东路8号 (открыть в baidu map)
Год постройки: 1912
Нынешнее состояние: жилой дом

Фасад здания Таты в наши дни. Фото: Александра Дроздова

Ближайшие к реке кварталы Шанхая насыщены историей, даже если от исторических памятников и домов до наших дней дошли лишь очертания улиц. Цзиньлин Дун Лу, бывшая Консульская улица (Rue du Consulat), впервые протянулась от набережной в начале 1850-х годов, вскоре после создания Французской концессии. На участке, занятом сейчас домом №8, находилось первое в Шанхае французское предприятие – магазин Пьера-Доминика Реми, где продавались колониальные товары, французские вина и текстиль.

План Французской концессии в 1877 году; подчеркнут участок Реми и отмечено будущее здание №8. Источник: Virtual Shanghai

Прирост населения Французской концессии шел гораздо медленнее Английского сеттльмента: через десять лет после основания здесь насчитывалось всего девять торговых контор, а население составляло сто человек (среди которых было лишь девять женщин). В этом умеренном деловом климате контора Реми проработала несколько десятилетий, после чего стареющий коммерсант переселился с женой и детьми во Францию. В 1889 году Реми выставил на аукцион свои шанхайские активы  и их выкупила контора «Хопкинс, Данн и Ко» (Hopkins, Dunn & Co.) за 230 тысяч таэлей серебром.

Магазин Реми и площадь с мемориальной стелой, возведенной в 1855 году. Источник: гравюра L. Caildrau

В 1912 году на участке на Консульской улице был выстроен трехэтажный дом в причудливом венецианском стиле, в котором открыл свою контору индиец Беджан Дадабхой Тата. Он переселился в Шанхай в 1904 году, чтобы представлять здесь интересы бомбейской семейной фирмы «Тата и сыновья». В Шанхае Тата сфокусировался на обработке хлопкового сырья и экспорте текстиля, для чего построил две крупные ткацкие фабрики. В здании №8 на Цзинлин Дун Лу размещались и контора Таты, и жилые комнаты для его растущей семьи. Младшие отпрыски были близнецами – мальчик Джеханджир и девочка Алу – и они выросли под присмотром китайских слуг, говорящих на «пиджине». Алу вспоминала впоследствии бесконечный хор пароходных гудков с набережной, монотонный напев портовых рабочих и звуки оркестра, игравшего в Общественном саду.

Беджан Дадабхой Тата, основатель шанхайского отделения фирмы Тата и сыновья. Источник: Семья Тата для qz.com

К середине 1930-х годов рост благосостояния Таты позволили семье переехать в специально выстроенную группу особняков в западном конце Французской концессии, но благополучие длилось недолго. Во время японской оккупации (1937–1945) ткацкие фабрики и недвижимость Таты были захвачены японцами. В 1949 году, закономерно опасаясь репрессий за свою капиталистическую деятельность, семейство Таты покинуло Шанхай и впоследствии обосновалось в Нью-Йорке. Но прежде старший сын патриарха Таты по имени Сэм оставил яркий след в истории Шанхая.

Католические монахини покидают Шанхай в 1949 году. Источник: Sam Tata

Сэм Тата был фотографом, учеником мэтра фотожурналистики Анри Картье-Брессона, у которого он перенял яркий документальный стиль. Весной 1949 года он заснял поворотный момент в истории родного города – отступление республиканцев и приход красной армии. Шанхайские фотографии Сэма Таты стали такими же легендарными, как репортажи его коллег, Анри Картье-Брессона и Джека Бернса. На одной из них католические монахини, понурив головы, взбираются на трап американского парохода; на другой – дети-попрошайки бегут в ногу с модными китайскими барышнями, заглядывая им в глаза и в сумочки; на третьей – развлекательный центр «Великий мир» погребен под рекламными щитами…

Развлекательный центр “Дашицзе” в 1949 году. Источник: Sam Tata

В 1950-е годы последние конторы выехали из здания №8 на Цзиньлин Дун Лу и оно стало социальным жильем; для расширения площади к нему был пристроен дополнительный этаж. Здание остается жилым по сей день.

Деревянная балюстрада лестницы внутри здания в наши дни. Источник: Александра Дроздова

Для заглавной иллюстрации использовано фото участка Rue du Consulat в районе магазина Реми в 1900-е годы. Источник: delcampe.net.

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.

1 Комментарий

  1. Доброго времени суток! Подскажите, кому из двоих заявленных переводчиков принадлежит поэтический перевод («Смотрю на морской прилив»)?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *