Новая синагога и первые русские в Шанхае

Первая русская колония в Шанхае состояла из русских евреев, которые начали обустраиваться здесь в 1890-х годах. Покидать черту оседлости на западе Российской империи их заставляла антисемитская государственная политика, и в поисках лучшей судьбы они отправлялись через Сибирь на Дальний Восток. Проезжая через Шанхай в 1893 году, будущий консул В. Ф. Гроссе встретил здесь российского подданного – им оказался М. Хаймович, державший в порту трактир под названием «Международный отель», а также торговавший фортепиано. Так несколько десятков еврейских семей с российскими корнями образовали первое поселение выходцев из Российской империи, к которому впоследствии присоединились последующие волны русской эмиграции.

Современный вид здания. Источник: qq.com

Новая синагога // New Ohel Moishe Synagogue // 犹太新会堂

Адрес: 102 South Xiangyang Road / 襄阳南路102号 (открыть в baidu map)
Год постройки: 1940
Нынешнее состояние: рестораны и банк

Шанхайский Бродвей на рубеже 19-го и 20-го веков; справа вывеска корсетной мастерской Канторовича. Источник: ebay

Переселенцы обжили район невдалеке от пассажирского порта, где они держали гостиницы, питейные заведения и рестораны русской и европейской кухни. Были среди них и коммерсанты, чьи вывески пестрели на Бродвее (ныне Daming Road 大名路), который вел из портового района в Международный сеттльмент. В 1905 году после поражения в Русско-японской войне Россия потеряла Порт-Артур, и в Шанхай потянулись корабли с ранеными моряками и обездоленными соотечественниками с севера Китая. Еврейская община Шанхая вычленила среди беженцев своих единоверцев, устроила раненых в лучшие больницы, приютила обездоленных и чествовала военных на банкетах. В то время иудейским храмом служила синагога «Охель Моше», открытая в припортовом районе в 1906 году; в 1927 году она была перестроена по новому адресу 62 Changyang Road (长阳路62号), где сейчас устроен музей.

Ресторан русской кухни в припортовом районе. Источник: Collection of Li Shengkai

К середине 1930-х годов русскоязычное еврейское сообщество Шанхая по скромным оценкам насчитывало более 4000 человек. Большинство из них проживало во Французской концессии, где находились также еврейский клуб и больница, поэтому посещение синагоги в удаленном районе Хункоу представлялось неудобным. Две синагоги в Международном сеттльменте – «Бет Ахарон» и «Охель Рахиль» – служили англоязычному сообществу персидских евреев, с которыми русских не объединяли ни язык, ни обряды.

Проект Новой синагоги, опубликованный в 1936 году. Источник: рисунок Эммануила Грана, Shanghai Times

В конце 1936 года архитектор Эммануил Гран предложил проект здания русской синагоги в центре Французской концессии. Трехэтажное здание было выполнено в ультра-модерновом стиле, и лишь алтарь напоминал о старинных традициях. Места для посетителей-мужчин были в партере, а для женщин – на балконах. Архитектор предусмотрел скрытую галерею для хора на уровне второго этажа, чтобы голоса невидимых певцов отражались от стен и создавали возвышенную атмосферу. Большой многосвечный светильник для новой синагоги выковали отец и сын Соломон и Ицхак Миллеры, работавшие по традиции, передаваемой из поколения в поколение.

Ицхак и Соломон Миллеры демонстрируют созданный ими светильник. Источник: China Press

Расходы на строительство синагоги оценивались в 175 тысяч серебряных долларов. Пожертвования собирались среди русских евреев, некоторые из которых напрямую помогали материалами. Однако вскоре после начала работ в августе 1937 года японская армия атаковала Шанхай и парализовала работу порта. Строительство застопорилось. Вскоре в городе стали появляться тысячи еврейских беженцев из нацистских Австрии и Германии; они селились в припортовом районе Хункоу, и находившаяся там синагога «Охель Моше» стала их прибежищем. Это заставило русское еврейское сообщество удвоить усилия по сбору средств на завершение строительства.

Программа церемонии закладки краеугольного камня в ноябре 1940 года. Источник: United States Holocaust Memorial Museum

В ноябре 1940 года при большом собрании верующих был заложен краеугольный камень и продолжилось возведение стен. Бесперебойные поставки дефицитного цемента обеспечил японский военачальник Инузука Корешиге, который симпатизировал евреям. К апрелю 1941 года года здание было закончено, и по случаю открытия в новой синагоге массово обвенчались 12 пар.

Объявление о службах в Новой синагоге в 1953 году. Источник: auction.ru

Храм стал называться Новой синагогой «Охель Моше». Раввином в ней был лидер русской еврейской общины Меер Залманович Ашкенази (1891–1954), родом из Могилева. До приезда в Шанхай в 1925 году он служил раввином во Владивостоке и Харбине. Ашкенази придерживался хасидской доктрины – более строгой, чем привыкли в Шанхае – но его присутствие сплачивало и воодушевляло общину вплоть до его отъезда в Сан-Франциско в 1949 году.

Интерьер Новой синагоги. Источник: рисунок Эммануила Грана, Shanghai Sunday Times

Служения в Новой синагоге проводились до 1956 года. В конце 1990-х годов здание было основательно перелицовано и стало помещением для ресторанов, так что от русской синагоги сохранились лишь стены и фундамент.

Для заглавной иллюстрации использована фотография кантора и хора на церемонии закладки синагоги в ноябре 1940 года. Источник: United States Holocaust Memorial Museum

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.