Православный кафедральный собор в Шанхае

Потускневшие купола без крестов среди крыш бывшей Французской концессии в 1990-е годы (с) flickr Cities in Old Days

Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

Собор в 2013 году

Кафедральный собор иконы Божией Матери «Споручница грешных»

Адрес: 55 Xinle Road (открыть в baidu map)
Год постройки: 1937
Нынешнее состояние: закрыт для посещения

Закладка фундамента собора в 1933 году. Источник: В. Шаронова

Белоснежное здание русского кафедрального собора («罪人之保障——圣母»主教座堂) на перекрестке Xinle Road и North Xiangyang Road – самый крупный архитектурный памятник российской эмиграции в Шанхае. Сбор средств на его постройку велся с 1927 года, когда выходцы из бывшей Российской империи стали заселять центр Французской концессии. Основными жертвователями выступили коммерсанты, фабриканты, инженеры и доктора, самой щедрой из которых оказалась гран-дама русского Шанхая Елизавета Литвинова, вдова крупного чаеторговца, чей вклад превысил 50 000 долларов (в эпоху, когда 200 долларов считались хорошей месячной зарплатой для русского служащего).

Русские дамы-благотворительницы за сбором средств на постройку собора. Источник: А. А. Хисамутдинов, Русские страницы Шанхая
Закладка собора, виден Архиерейский дом. Источник: В. Д. Жиганов, Русские в Шанхае

Несмотря на щедрость меценатов, сбор средств затянулся на годы. В 1932 году на южном краю участка выросло изящное здание Архиерейского дома, предназначенное для проживания священников, спроектированное архитектором Александром Яроном и профинансированное им самим при участии благотворительницы Литвиновой. Одновременно через дорогу него выросло трехэтажное здание компании «Три сокровища», служившее штаб-квартирой китайской опиумной мафии. Православное сообщество, вероятно, без энтузиазма восприняло соседство с гангстерами.

Архиерейский дом за собором, со стороны Xiangyang Road
Собор, вид с Xiangyang Road, вдали видна бывшая гангстерская штаб-квартира

Пока продолжался сбор средств, на участке работала временная деревянная церковь. В мае 1933 году она была снесена и началось строительство храма. Здание собора стало пиком карьеры архитектора-эмигранта Якова Лихоноса, известного ранее своей декоративной скульптурой и дизайном интерьеров в лучших отелях и театрах Шанхая. Он положил в основу проекта чертежи Храма Христа Спасителя в Москве, взорванного в 1931 году и превращенного в общественный бассейн.

Временная церковь (до 1933 года) и Архиерейский дом. Источник: В. Д. Жиганов, Русские в Шанхае
Постройка собора, сборка купола на земле, слева виден Архиерейский дом. Источник: Shanghai Municipal Archives

Еще до окончания постройки в соборе стали проводиться регулярные службы и храм стал центром активности русского сообщества. В Архиерейском доме продолжали проживать священники, возглавляемые епископом Иоанном Шанхайским, к которому стекались страждущие спросить совета и благословения. На спортплощадке за Архиерейским домом собирались русские ребятишки. Неподалеку, на Рут Поль Анри, расположились здание приюта для русских сирот имени св. Тихона Задонского и убежище для больных туберкулезом. Чуть поодаль, на Рут Думер, находились Русское коммерческое училище и колледж св. Жанны д’Арк, где преобладали русские ученики. В соборе совершались бракосочетания эмигрантов; весной 1942 года здесь венчался знаменитый поэт-исполнитель Александр Вертинский с невестой Лидией Циргвава.

Собор во время постройки. Источник В. Д. Жиганов, Русские в Шанхае

После окончания японской оккупации в 1945 году начался исход русских из Шанхая, ускорившийся под угрозой наступления коммунистов. С приходом ко власти китайских коммунистов епископ Иоанн организовал вывоз людей и церковного имущества в Сан-Франциско. Службы в соборе прекратились в 1965 году со смертью последнего китайского православного настоятеля.

Вид собора с улицы Рут Поль Анри в 1940-е годы, справа вдали туберкулезный приют. Источник: LIFE
Рут Лортон (Xiangyang Road) в 1940-е годы. Источник: Tess Johnston, Frenchtown Shanghai

Во время Культурной революции храм подвергся вандализму; с куполов исчезли кресты, а иконы-фрески на стенах и под куполом были закрашены известкой. Впоследствии собор служил складом, биржей и ночным клубом. Архиерейский дом тоже пострадал: башня со звонницей была снесена. В 2007 году в соборе начались неторопливые восстановительные работы, но из всей закрашенной настенной росписи китайским реставраторам удалось обнаружить лишь девять фресок под куполом. Храм закрыт для посетителей и открывается лишь по исключительным случаям, каким послужил в мае 2013 года визит в Шанхай главы РПЦ патриарха Кирилла.

Один из малых куполов собора, вид с угла
Собор, внутреннее убранство в 2013 году
Внутреннее убранство собора в 2013 году. Видны восстановленные иконы под куполом

Источники:

В. Шаронова «Когда звонят пустые колокольни»
В. Жиганов «Русские в Шанхае»
Л. Вертинская «Синяя птица любви»
А. Хисамутдинов «Русские страницы Шанхая»

Для заглавной иллюстрации использовано фото потускневших куполов Собора без крестов среди крыш бывшей Французской концессии в 1990-е годы. Источник: flickr Cities in Old Days

Текст и фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая:

Английский институт в центре Шанхая
Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Апартаменты «Нормандия» — шанхайский «Утюг»
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым
Дом морской гильдии: закат эпохи
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом чайного магната и человека с секретом
Дом шанхайской донны Розы
Дома и магазины русских эмигрантов
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Женский монастырь и гильдия актеров
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
«Катальповый сад» — имение художника и бизнесмена
Катэй Меншэнс
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
Кровавая аллея — самая скандальная улица Шанхая
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Мечеть на Персиковой улице
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Редакция первой англоязычной газеты Китая
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Синьтяньди — Шанхай, которого не было
Cпортивный комплекс «Аудиториум»
Тайная библиотека — самая драгоценная реликвия Шанхая
Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня
Шанхайский клуб
«Эмпайр Мэншнс»: из элитного жилья — в коммуналку

Wǒ ❤️ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в fbvktwittergoogle+ и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.