Самый необычный перекресток в Шанхае находится в двух шагах от Банда – это пересечение улиц Fuzhou Road & Jiangxi Middle Road. Здесь сразу три модерновые высотки с вогнутыми фасадами сомкнулись вокруг центра перекрестка, призывая пешехода поднять голову и полюбоваться своими симметричными ступенчатыми коронами. Лишь четвертое здание в ансамбле, бывший городской совет Международного сеттльмента, выбивается своей приземистостью и более архаичным стилем.
Отель «Метрополь» · 都城饭店
Адрес: 180 Jiangxi Middle Road (открыть в baidu map) 江西中路180号
Годы постройки: 1932
Нынешнее состояние: отель«Метрополь» под управлением группы «Jinjiang»
Первой высоткой из трех стал 14-этажный отель «Метрополь», заложенный напротив городского совета в начале 1931 года. Строительство затеяла компания «Cathay Land Co», принадлежавшая шанхайскому «королю недвижимости» Виктору Сассуну. Разработчиком проекта выступил Джордж Уилсон, главный архитектор конторы «Palmer & Turner» и неизменный выбор Сассуна.
Ступенчатое сужение фасада – вовсе не дань модернизму. Правила сеттльмента запрещали блокировать соседним зданиям доступ к солнечному свету, что привело к появлению островершинных башен, как в Нью-Йорке и Чикаго. В отделку здания включены виньетки с беговыми собаками – вензель Виктора Сассуна, увлекавшегося собачьими бегами на «Канидроме»; так он «помечал» свои владения.
Для стен «Метрополя» впервые в Азии использовался пенобетон, что позволило значительно облегчить конструкцию. Вкупе с самыми современными технологиями той поры это позволило инженерам преодолеть зыбкость местной почвы и избежать проседания здания. В результате в «Метрополе» даже есть подвальный этаж, что было редкостью в те годы из-за опасности подтопления.
Успешное открытие отеля с небольшим опозданием в марте 1932 года сочли за чудо, потому что начало декады выдалось нелегким. В ноябре 1931 года строительство приостановилось из-за общегородской забастовки, а в январе 1932 года японская агрессия, в результате которой был разрушен район Чжабэй, привела к наводнению города беженцами и погрузила город в тревожное предвоенное настроение.
Открытие «Метрополя» сопровождалось восторженными эпитетами в прессе: «последнее слово в роскоши и комфорте», «шестизвездный отель», «несломленный войной, стачкой и разрухой». По контрасту со сдержанными вертикальными линиями фасада внутреннее убранство было подчеркнуто роскошным. Фойе и рестораны на первом этаже были обставлены добротной английской мебелью с кожаной обивкой и устланы персидскими коврами. Благородно-рустикальная тема продолжалась в бальном зале и гриль-баре: кирпичная облицовка и деревянные панели по низу стен, гигантские камины, точечное освещение. Как необычную новинку пресса преподносила тот факт, что в «Метрополе» все номера снабжены отдельными ванными комнатами и туалетами. В люксах и пентхаусах на верхних этажах имелись выходы на террасы и балконы, увитые зеленью.
Чуть ранее, пока на одном углу перекрестка вырастали первые этажи «Метрополя», через дорогу от него закладывался фундамент здания-близнеца под названием «Хамильтон». Эта пара небоскребов должна была продемонстрировать Шанхаю запредельный уровень бизнес-класса, но открытие «Хамильтона» тоже задержалось из-за накалявшейся предвоенной обстановки и начавшейся инфляции. В отличие от «Метрополя», отель-близнец сделал ставку на элегантную простоту в интерьерах.
В «Метрополе» сразу же полюбила собираться элита Шанхая. По субботам здесь проходили регулярные вечеринки «Ротари-клуба», а в мае 1932 года русское сообщество организовало благотворительный бал, где выступили лучшие танцовщики и музыканты шанхайской эмиграции. В одно время отеле останавливались писатели Бернард Шоу и Ноэль Кауард.
Несмотря на неспокойное время, под отлаженным руководством группы «Катэй» отель «Метрополь» проработал несколько лет без инцидентов и попал в криминальные хроники всего один раз. В ноябре 1935 года постоялец С. М. Гончаров, 27 лет, родом из Харбина, был обнаружен в номере застрелившимся из американского армейского пистолета. Полиция нашла в номере недоеденный ужин, авиабилет в Чэнду и стопку журналов, приготовленных в дорогу, что позволило заключить, что смерть наступила в результате неосторожности при чистке оружия.
В августе 1941 года китайские работники группы отелей «Катэй» вышли на забастовку в знак протеста против ареста сотрудника компании. Руководство «Метрополя» вышло из положения, заменив бастующих русскими эмигрантами и еврейскими беженцами, недавно прибывшими в Шанхай и активно искавшими работу. По окончании стачки китайские сотрудники вернулись на свои места.
Во время японской оккупации Международного сеттльмента отель превратился в изолятор: здесь держали в заключении американских дипломатов, изгнанных из консульства США, находившегося диагонально через дорогу от «Метрополя». К тому времени Виктор Сассун уже перебазировался в Гонконг, а его отель стал одним из объектов, которые японское оккупационное правительство бесцеремонно изъяло и передало в пользование марионеточному правительству Шанхая.
В наши дни «Метрополь» находится под управлением группы «Jinjiang», а современный декор номеров и фойе выполнен в стиле безудержного ар-деко.
Для заглавной иллюстрации использовано фото с видом из Метрополя на перекресток в 2006 году. Фото: Катя Князева
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.