Японский буддийский храм Ниси Хонгандзи — самое эклектичное сооружение Шанхая

Японец распродает кимоно и кукол перед отправкой на родину в 1945 году (с) George Lacks

История японского присутствия в Шанхае написана кровью: длительная военная оккупация 1937–1945 годов практически вытеснила из памяти эпоху мирного сосуществования двух культур на территории города. Тем не менее, многие памятники японской диаспоры до сих стоят в северной части центра Шанхая, где в первые десятилетия 20-го века проживали десятки тысяч японцев. К одну такому памятнику – храму буддийской секты Ниси Хонгандзи – до сих пор приходят поклониться японские туристы. Помимо религиозной значимости для узкого круга паломников этот храм обладает самой эклектичной архитектурой во всем Шанхае.

Ниси Хонгандзи, теперь кабаре "Перл". Источник: Facebook 走跳上海建築 Wandering thru Shanghai Architecture
Ниси Хонгандзи, теперь кабаре «Перл». Источник: Facebook 走跳上海建築 Wandering thru Shanghai Architecture

Японский буддийский храм Ниси Хонгандзи / 西本愿寺上海别院

Адрес: 455 Zhapu Road (открыть в baidu map)
Годы постройки: 1931
Нынешнее состояние: кабаре «Перл»

Японская открытка с видом Маленького Токио в районе North Sichuan Road. Источник: Boston Museum of Fine Arts
Японская открытка с видом Маленького Токио в районе North Sichuan Road. Источник: Boston Museum of Fine Arts

Во второй половине 19-го века Япония встала на путь реформ, превратилась в мощную индустриальную державу и принялась расширять зоны влияния и рынки за счет Юго-Восточной Азии и Китая. Вместе с ними в Китай потянулись и японские миссионеры. Самой активной конфессией по части создания зарубежных миссий была Западная ветвь Школы Чистой Земли, или Ниси Хонгандзи, появившаяся в Японии на рубеже 12 и 13 веков. В конце 19-го века эта секта имела миссии во Владивостоке, на Тайване и на Гавайях, а в 1906 году появилась и в Шанхае.

Погребальная церемония перед храмом Ниси Хонгандзи в марте 1932 года. Источник: 图画时报
Погребальная церемония перед храмом Ниси Хонгандзи в марте 1932 года. Источник: 图画时报

Сродни протестантским миссионерам, японские миссии в Китае поначалу намеревались обращать в свою религию местное китайское население. Продвигая японский вариант буддизма, они заодно популяризировали идею пан-азиатского союза – с Японией во главе, разумеется. Но в Китае японский буддизм не обрел популярности и японским миссионерам пришлось сконцентрировать усилия на духовных потребностях соотечественников, благо они все прибывали на волне промышленного роста и военного присутствия Японии в Китае.

Японки в шанхайском порту ок. 1930 года. Источник: Louis-Philippe Messelier
Японки в шанхайском порту ок. 1930 года. Источник: Louis-Philippe Messelier

Японская диаспора в Шанхае росла особенно быстро, увеличиваясь на 5% в год. К 1927 году японское население Шанхая перевалило за 25 тысяч человек, составив ровно половину всего иностранного населения города. Обосновавшись к северу от центра Шанхая, японцы вполне закономерно считали этот район своим. «Маленькое Токио» раскинулось вдоль улиц Wusong Road, Haining Road, North Sichuan Road, Tanggu Road и на прилегающих к ним кварталах.

Японские бизнесмены обедают на свежем воздухе с гейшами в 1940 году. Источник: A. T. Hull Jr.
Японские бизнесмены обедают на свежем воздухе с гейшами в 1940 году. Источник: A. T. Hull Jr.

Японцы стремились до мелочей воспроизвести жизненный уклад, оставленный на родине. Улица «Маленького Токио» пестрели от вывесок на японском, а по тротуарам прогуливались японки в кимоно с круглыми зонтиками, стуча деревянными босоножками-гета. Здесь были многочисленные японские ресторанчики, ателье, книжные магазины, бордели, гостиницы, банки, больницы и отдельные школы для мальчиков и для девочек. Магазины торговали японскими товарами, причем в кассах принимались иены, которые специально привозили в Шанхай для обращения в «Маленьком Токио». Во преддверии празднования нового года из Нагасаки присылались тысячи сосновых деревьев, которые выставлялись наряженными у дверей магазинов и домов. В «Маленьком Токио» даже был свой мэр, выдвинутый ассоциацией японских жителей Шанхая.

Вид храма Ниси Хонганцзи вскоре после постройки в 1931 году. Источник: Shanghai Municipal Archive
Вид храма Ниси Хонганцзи вскоре после постройки в 1931 году. Источник: Shanghai Municipal Archive
Храм со стороны Чжапу Лу в наши дни. Источник: Facebook 走跳上海建築 Wandering thru Shanghai Architecture
Храм со стороны Чжапу Лу в наши дни. Источник: Facebook 走跳上海建築 Wandering thru Shanghai Architecture

Для отмечания национальных праздников, обрядов, погребений и дипломатических приемов в районе имелся храм государственной религии Японии – синтоизма – с обширной прилегающей территорией для захоронения соотечественников. Не менее трех ветвей японских буддийских сект имели свои миссии в Шанхае, одной из которых была Ниси Хонгандзи. В 1931 году миссия выстроила себе новое здание на Чжапу Лу.

Вид сбоку на крыльцо храма в 1930-е годы. Источник: minguotupian.com
Вид сбоку на крыльцо храма в 1930-е годы. Источник: minguotupian.com
Вид крыльца сбоку в наши дни. Источник: Facebook 走跳上海建築 Wandering thru Shanghai Architecture
Вид крыльца сбоку в наши дни. Источник: Facebook 走跳上海建築 Wandering thru Shanghai Architecture

Архитектор Окано Шигехиса выбрал для храма необычный стиль, в котором угадывается индийское влияние. Причина этого все в той же пан-азиатской идее – архитектура призвана показать, что индийский и японский вариант буддизма имеют общие корни. Это был не единственный индо-японский гибрид на территории Китая –здание миссии в Даляне выглядело похоже. Архитекторы миссии Ниси Хонгандзи черпали вдохновение как в исламской дворцовой архитектуре вроде Тадж Махала, так и в британской колониальных постройках. Вся эта разномастная эстетика, переосмысленная японскими архитекторами и перенесенная на шанхайскую почву, породила крайне эклектичное здание, которое мы и наблюдаем сегодня.

Арка над зданием на Чжапу Лу. Источник: Facebook 走跳上海建築 Wandering thru Shanghai Architecture
Арка над зданием на Чжапу Лу. Источник: Facebook 走跳上海建築 Wandering thru Shanghai Architecture
Лотосы-мандалы вдоль фасада. Источник: Facebook 走跳上海建築 Wandering thru Shanghai Architecture
Лотосы-мандалы вдоль фасада. Источник: Facebook 走跳上海建築 Wandering thru Shanghai Architecture

Наружная стена украшена орнаментами с изображениями животных, а под ними размещается двадцать один вариант цветка лотоса. Огромная подковообразная арка над всем этим великолепием заимствована из архитектуры севера Африки и Испании, а изогнутая крыша здания навеяна бенгальскими дворцами. Туннелеобразный арочный вход и внутренние своды вдохновлены индуистскими храмами чайтья, которые вырубались в скале, а массивные колонны по бокам крыльца напоминают о персидской архитектура. К основному зданию примыкала тридцатиметровая мемориальная ступа, которая до наших дней не сохранилась, так как была разрушена в годы Культурной революции.

Поминальная служба в храме Ниси Хонгандзи. Источник: minguotupian.com
Поминальная служба в храме Ниси Хонгандзи. Источник: minguotupian.com
Население "Маленького Токио" провожает японских солдат сражаться с китайской армией в 1932 году. Источник: 满洲建国及上海大事变史
Население «Маленького Токио» провожает японских солдат сражаться с китайской армией в 1932 году. Источник: 满洲建国及上海大事变史

Вскоре после открытия храма, в феврале 1932 года, японские войска начали боевые действия в черте города и испепелили район Чжабэй. Нападение обозначило конец мирного существования японской и китайской культур в Шанхае. После этого вооруженного конфликта в храме Ниси Хонгандзи проводились погребальные ритуалы в память о немногочисленных погибших японских «воинах». В последующие несколько лет царило хрупкое перемирие, но японское военное присутствие в Шанхае возрастало, а вместе с ним в город тысячами продолжали прибывать коммерсанты, предвкушавшие легкий бизнес под протекцией родных штыков.

Распределение гуманитарной помощи из Японии в храме Ниси Хонгандзи. Источник: minguotupian.com
Распределение гуманитарной помощи из Японии в храме Ниси Хонгандзи. Источник: minguotupian.com

Перемирие было нарушено в августе 1937 года, когда японцы снова начали бомбить китайские районы города. За обстрелами последовала полная оккупация сначала китайских территорий, а затем и иностранных сеттльментов. Все это время храм на Чжапу род служил главным местом для проведения похоронных ритуалов. Погибшие прославлялись как герои, их останки сжигались, а пепел хранился в ступе храма.

Гражданское население коротает дни в заключении в ожидании репатриации в конце 1945 года. Источник: George Lacks
Гражданское население коротает дни в заключении в ожидании репатриации в конце 1945 года. Источник: George Lacks
Улица Haining Road в 1949 году; виднеется ступа храма Ниси Хонгандзи. Источник: Li Shengkai
Улица Haining Road в 1949 году; виднеется ступа храма Ниси Хонгандзи. Источник: Li Shengkai

С поражением Японии во Второй мировой войне в августе 1945 года пришел конец японской оккупации Шанхая. Американские войска разоружили и отправили солдат и офицеров в лагеря для военнопленных, а оставшееся мирное население наспех собрало свои пожитки и помчалось в порт ждать репатриации. Они оставили после себя целые кварталы жилых домов с раздвижными дверями и циновками на полу, множество капитальных административных зданий и несколько храмовых построек, один из которых – Ниси Хонгандзи на Чжапу лу. В эпоху коммунизма здание бывшего храма было районным спортивным клубом, а сейчас в нем находится кабаре «Перл». Эклектика живет и процветает.

Интерьер бывшего храма в качестве кабаре. Источник: smartshanghai.com
Интерьер бывшего храма в качестве кабаре. Источник: smartshanghai.com

 

Новая книга Кати Князевой «Shanghai Old Town: The Walled City» уже в продаже. Подробности об издании, покупке в Шанхае и доставке в другие города здесь.

Для заглавной иллюстрации использовано фото японца, который распродает кимоно и кукол перед отправкой на родину в 1945 году. Источник: George Lacks

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.