К концу 19-го века Международный сеттльмент Шанхая был знаменит на всю империю как невероятный город будущего: широкие улицы, электрические фонари, конные экипажи, рикши, магазины, гильдии заезжих купцов. Впрочем, китайские путешественники ценили также шанс попробовать в Шанхае кухню любой провинции Китая, посидеть за столиком чайного дома с куртизанками и посмотреть театральное представление. За всем этим они отправлялись на Фучжоу Лу, которую в старину называли «Четвертой дорогой» (四马路).
Чайный дом «Зеленый лотос» (青莲阁茶楼)
Адрес: 515–517 Fuzhou Road (открыть в baidu map)
Год постройки здания: начало 1930-х
Нынешнее состояние: жилой дом
Это был центральный променад китайской зоны Сеттльмента. К вечеру деловая набережная пустела, Нанкинская улица затихала, а на Четвертой дороге зажигались круглые фонари, распахивались двери ресторанов и бурлила ночная жизнь. Привлеченные вечерним колоритом, иностранцы тоже устремлялись на так называемую «китайскую Пикадилли», но познать ее им редко удавалось. Русский путешественник Павел Пясецкий, посетивший Шанхай в середине 1870-х годов, уморительно описал в своих мемуарах, как его раз за разом выкидывали из китайских чайных.
Крупнейшие чайные дома Шанхая находились в районе перекрестка Fuzhou Road и Shandong Road, а самым прославленным среди них был «Зеленый лотос» (青莲阁茶楼), чье название было вдохновлено строкой из стихотворения Ду Фу. Трехэтажная громада поражала путешественников 1880-х годов: в то время нигде в Китае нельзя было увидеть таких колоссальных зданий на центральных улицах города.
Чайные дома были многофункциональными заведениями, предвестниками современных развлекательных центров. Эксклюзивность и цена развлечений в «Зеленом лотосе» повышалась с этажа на этаж. Первый этаж был вполне доступным. Сюда заходили с улицы жонглеры, акробаты, исполнители оперных арий и лотошники. Также здесь была возможность поиграть в бильярд и в карты, посмеяться над кривыми зеркалами и поглазеть на райских птиц и даже карликов и уродов. Благодаря соседству с кварталом, где расположились типографии, в чайном доме продавались яркие новогодние плакаты с лубочными и скабрезными картинками, которые провинциалы иногда скупали пачками, чтобы после поездки удивлять земляков.
На втором этаже, сидя за столами из красного дерева, солидные посетители обсуждали дела, угощались чаем с закусками и заказывали ужин из близлежащего ресторана. Между столиками сновали местные проститутки, ковыляя на маленьких ножках, наряженные в шелка, с набеленными лицами и обвешанные бижутерией. Бизнесмены могли пригласить их за свой столик либо отправить курьером записку и вызвать знакомых куртизанок из другого борделя. К концу вечера все вместе отправлялись на третий этаж «в номера», курить опиум на лежанках с балдахинами.
У входа в чайную не было отбоя от уличных проституток («фазанов»), чьи засады на клиентов стали легендарными: «Фазаны гнездятся в «Зеленом лотосе», хищные сутенерши когтями впиваются в рукава прохожих». Даже при согласии клиента, далеко не всегда он получал обещанный секс за деньги. Некоторых туристов затягивали в темные переулки Фучжоу Лу, где на них набрасывались сразу десять проституток, которые опустошали карманы неудачливого клиента. Таким образом, популярный современный «развод» иностранных туристов с приглашением попробовать китайского чаю имеет глубокие корни.
Чайные дома были не только рассадниками разврата, но и очагами культуры. Театры со сценой и зрительным залом появились лишь в первые годы двадцатого века, а в чайных домах уже в 1870-х годах ставились театральные представления. Именно здесь полюбились публике разнообразные оперные жанры, от меланхоличных мелодий местной оперы куньцюй (昆曲) до ярких перкуссионных арий столичной пекинской оперы (京剧).
В 1903 году в «Зеленом лотосе» был оборудован первый в Шанхае кинотеатр. Испанец Антонио Рамос арендовал одно из помещений, повесил простыню вместо экрана и стал брать деньги за просмотр французских короткометражек. Для привлечения публики, Рамос нанял индийца в чалме, который стоял у входа в «Зеленый лотос», бил в бубен и трубил в рожок. Кинематограф пользовался такой популярностью, что зрители стали устраивать давку у входа в кинозал, и через три года Рамосу пришлось перебираться в специально выстроенное здание в районе Хункоу.
К началу 1930-х годов старый деревянный чайный дом обветшал и его снесли. Новое здание было выстроено несколькими кварталами к западу, на углу Fuzhou Road и Hubei Road. На новом месте чайный дом превратился в торговый центр и биржу, на которой собирались торговцы фармацевтикой, лакокрасочными изделиями, холстом и прочими товарами. Во время японских авианалетов в августе 1937 года в «Зеленом лотосе» был оборудован приют для беженцев и пункт распределения помощи. В 1980-е годы к зданию надстроили два этажа, которые стали жилыми; впрочем, на третьем этаже до сих пор существует одноименный аукционный дом. На старом же месте теперь находится магазин иностранной книги.
Для заглавной иллюстрации использовано фото курильщиков опиума. Источник: Land of the Blue Gown (1902)
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.