Летнюю жару в Шанхае сто лет назад было принято переживать не под кондиционерами, а на природе. В Международном сеттльменте к услугам публики были Общественный и Китайский сады, а во Французской концессии в 1909 году началось создание городского парка во французском стиле.
Французский парк «Куказа»
Адрес: 复兴公园 (открыть в baidu map)
Год основания: 1909
Нынешнее состояние: парк Возрождения
Участок располагался за пределами тогдашней концессии. Он был выкуплен у местного помещика по фамилии Гу (顾), и из-за этого за парком на все годы сохранилось название «Куказа», что есть шанхайское произношение 顾家宅 (Gujiazhai — усадьба семьи Гу). В первые годы после приобретения участка он был мало благоустроен, и на пустыре часто маршировали вооруженные волонтеры и соревновались пожарные бригады.
Северной границей парка служила улица рут Валлон (нынешняя Nanchang Road), названная в честь первого французского летчика-испытателя Рене Валлона, разбившегося над шанхайским ипподромом во время показательных выступлений в 1911 году. Памятник авиатору в виде каменного орла с распростертыми крыльями встречал посетителей у входа.
В 1926 году территория была расширена и началось активное благоустройство под руководством опытного садовника П. Жуссома. Пустыри постепенно превратились в изысканные клумбы, рокарии, газоны и беседки, увитые плющом. Младший садовник-помощник Жуссома Юй Сици (郁锡麒) настоял на создании пруда в китайском стиле с резными павильонами на каменистых берегах, лотосами и лебедями.
Для входа в парк нужно было приобрести жетон в кассе (или с рук у менялы) и опустить жетон в щель в турникете. Так же, как и в английском парке на набережной, правила посещения ограничивали доступ китайского населения, правда не по этническому принципу, а по классовому: все посетители должны были одеты в западную одежду. «Лица в кимоно» тоже не допускались, а вот китайские няни европейских детей могли являться в чем угодно. Запрет на проезд по парку на велосипеде сохранился по сей день.
Путеводители начала века восторженно описывали Французский парк, и в него стремились не только местные жители, но и туристы. Здесь по вечерам играл духовой оркестр, проводились выставки цветов и показывалось кино на открытом воздухе. Крупнейший сад Французской концессии намеренно преподносился как образец французской национальной культуры. Но как и сама концессия, парк весьма обогатился вкладом самого многочисленного иностранного контингента – бывших россиян.
По мере развития эмигрантской колонии русские рестораны стали открывать на территории парка летние кафе. Газета «Сегодня» писала: «Бойко торгует прохладительными напитками ресторан, раскинувший столики на берегу озера. Цены на напитки не дороже, чем в любом другом месте, но удовольствие выпить квасу, кока-колы или съесть порцию мороженого на лоне природы несомненно большее, чем под раскаленной крышей и в давящей духоте городских ресторанов».
В погоне за прохладой посетители прогуливались у грота с гремящим водопадом, а детвора запускала в пруду парусники и ловила головастиков у берега. Были и другие детские развлечения: по периметру бежала детская железная дорога, с настоящим поездом, машинистом и кондуктором. Ученики Французского муниципального колледжа, где учились сотни русских, после уроков сразу бежали в парк.
Зоопарк в западной части парка был популярен у детей и взрослых. Поначалу здесь были только конюшни с пони и небольшой загон для оленей, но постепенно он разросся до полноценного зверинца с павлинами, львом, амурским тигром и обезьянами. Во время японской оккупации зоопарк пополнился новой порцией одомашненных обезьян, которых сдавали английские и американские хозяева перед тем как отправиться в японские лагеря для интернирования.
Оккупация была мрачным временем. По свидетельству летописца русского Шанхая В. Д. Жиганова: «Обучая собак преследовать убегающих арестованных, японцы по ночам во французском парке «Куказа» заставляли китайцев бежать по главной аллее, и пускали затем на них собак. Крик от ужаса и боли несся на два квартала».
После снятия оккупации концессии уже были упразднены, поэтому Французский парк переименовали в Фусин 复兴公园, «Парк Возрождения». С приходом к власти коммунистов планировка сада не раз менялась. Добавился памятник Марксу и Энгельсу, в беседках стали проводиться занятия вечерней школы, а пережившие войну питомцы из зверинца переехали в Шанхайский зоопарк.
Несмотря на многочисленные перемены парк остается единственным в Китае образцом французского садоводства. Все виды досуга в нем в наши дни исключительно китайские – утренняя гимнастика тайцзы, ежедневные бальные танцы и распевки, и даже нехарактерный для Шанхая чайный дом под открытым небом, над которым раскинулись великолепные кроны старых платанов. На месте зоопарка теперь многоэтажный караоке-центр Party World.
Для заглавной иллюстрации использовано фото парка с высоты. Источник: lvmama.com
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.