В 1920-е годы часть Французской концессии, приходящаяся на районы Лувань и Сюйхуэй, только начинала застраиваться, но на нее делали большие ставки как застройщики, так и предприниматели. Одним из них был Генри Моррис, владелец газеты The North-China Daily News, придумавший создать в Шанхае ипподром для собачьих бегов – Канидром.
Канидром
Адрес: Shanghai Culture Square (открыть в baidu map)
Год основания: 1928
Нынешнее состояние: снесен
В Международном сеттльменте собачьи бега были запрещены, поэтому для постройки Канидрома Моррис выбрал огромный участок невдалеке от своего поместья (нынче в нем отель Ruijin Hotel). Собачий стадион с трибунами на 50 тысяч зрительских мест открылся в 1928 году. На бегах выигрывались, а чаще проигрывались состояния не меньше, чем на ипподроме в Международном сеттльменте. Моррис тоже владел элитными гончими, участвовавших в скачках, и лично приводил их из дома на забеги.
Соревнуясь в популярности со спортивным комплексом Аудиториум, появившимся в 1931 году, Канидром стал включать в свою программу состязания по регби, футболу и боксу. Одним из самых ярких боксеров, прошедших крещение Канидромом, стал молодой харбинец Андрей Шиляев. Завоевав сердца шанхайской публики, непобедимый спортсмен в 1937 году отправился покорять Америку, но к несчастью вскоре погиб после сотрясения мозга, полученного на ринге.
Стремясь увеличить выручку, руководство Канидрома добавляло все новые развлечения. В главном здании был оборудован модный танцевальный клуб, в котором выступали приглашенные американские джазмены, в частности трубач Бак Клейтон со своим ансамблем. Раз в год на сцене клуба проводились конкурсы красоты «Мисс Шанхай», в которых лидировали русские девушки. В 1933 году Нина Барсамова была провозглашена Кино-королевой Шанхая и на призовые деньги отправилась покорять Голливуд. Вернувшись через два года, она снова оказалась на конкурсе красоты в Канидроме, но уже в качестве жюри.
С началом японской оккупации в 1937 году американские музыканты разъехались, а шанхайская публика затянула пояса. Чтобы заманить зрителей и разнообразить бега, на собак посадили ручных обезьян-жокеев, а ряды боксеров на ринге пополнились чинами Шанхайского волонтерского полка, которым в тяжелые военные годы командиры разрешили боксировать за деньги.
После установления коммунистической власти, азартные игры попали под запрет, и Канидром закрылся. Его сотрудники перебрались в Макао, захватив с собой часть оборудования. Так, механизм на основе автомотора Форд, тянущий механического зайца, исправно проработал на канидроме в Макао вплоть до 1990-х годов. Шанхайский же Канидром превратился в арену для демонстраций и пламенных речей. Здесь же публично казнили осужденных за политические преступления. Казни предварялись массовым шествием вдоль бывшей авеню Жоффр (Huaihai Road), во время которого толпа стучала в гонг и скандировала. В такие дни весь район оцеплялся, и случайные прохожие часами не могли перейти улицу.
В девяностые годы в здании Канидрома размещалась биржа, потом на стадионе разросся цветочный рынок. После сноса рынка и здания в 2003 году на этом месте выросло нынешнее здание Дворца культуры (Shanghai Culture Square), который шутники сравнивают то с унитазом, то с крабом.
Для заглавной иллюстрации использовано фото обезьян-жокеев на гончих в 1938 году. Источник: John Pal-Shanghai Saga
Смотрите свежее видео о шанхайской французской концессии и истории улицы Юнкан-ру (Rue Remi)
Настоящий Шанхай: французская концессия, улица Юнкан-лу / Прогулки с Магазетой
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Wǒ ❤ Magazeta
Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.