Художник Чжан Пин из города Дуньхуан

painter-zhangping (1)

Вначале расскажу немного о себе. Я учусь в городе Дуньхуан, в провинции Ганьсу, знаменитом своими настенными росписями в пещерах Могао. Если читатели Магазеты решат посетить наш необычный край – важный некогда город Шелкового пути, пусть обязательно пишут мне, буду рада видеть лица соотечественников, так как иногда кажется, что кроме Ольденбурга, Козлова и Петровского (наших знаменитых в здешних краях исследователей) в Дуньхуане русских не было.

Правда, как рассказывают местные жители, после Октябрьской Революции белогвардейский отряд русской армии в течение нескольких месяцев укрывался в пещерах Могао. Беглецы, к сожалению, повредили произведениям искусства, разводя костры, чтобы согреться холодными пустынными ночами. Но китайцы снисходительно говорят: «Они не нарочно, не хотели грабить, вредить, по незнанию». Потом военные разъехались по Китаю, в основном отправились в Шанхай, их дети от смешанных браков, говорят, до сих пор в Китае. Китаец из Ланьчжоу по воспоминаниям написал книгу о них.

В этой статье речь пойдет о художнике, местной и не только знаменитости. Господин Чжан Пин (张平), в основном, копирует настенные росписи пещер Могао: одухотворенных бодхисатв и прекрасных апсар. Чжан Пин из простой крестьянской семьи, в былые годы днем он помогал родителям выращивать хлопок, а ночами рисовал. Были времена, когда приходилось голодать, но он продолжал учиться, веря в свой путь. Художник щедро смеется: низкий добрый смех. Говорят, по смеху можно легко распознать, каков человек. Живет от в 平房楼 одноэтажном строении, похожем на пекинский сыхэюань, но внутренний дворик, в отличие от пекинских построек, покрыт стеклянной крышей. Художник говорит, что, скорее всего, дом скоро снесут, так как по соседству идет массовая застройка. Многие одноэтажные старые дуньхуановские домики, построенные по тем же технологиям, что и несколько сотен лет назад, готовят под снос.

Во внутреннем дворике сушится виноград, развалена разная интересная утварь так, что глаз не знает на чем остановиться. В одной из комнат топится на угле маленькая печка, но в помещении все равно холодно.

painter-zhangping (2)

По стенам мастерской развешаны картины, на столе – краски, которые художник изготовляет сам, книги, незаконченные работы, маленькие тарелочки с уже разведенными красками. Господин Чжан Пин – местный житель, поэтому с детства дружит с апсарами и бодхисатвами. Он копирует бодхисатву и одновременно рассказывает нам о настенной живописи:

«У меня впервые так много учеников разом (он смеется, глядя на нас). Есть несколько последователей, они приносят свои работы, мы разбираем конкретные ошибки. Как-то у меня была группа учеников, первые три месяца они только рисовали линии: круги, «восьмерки», вертикальные и параллельные. Рисовали линии по восемь часов в день. Кто не выдерживал, тот уходил. Конечно, всем сразу хочется копировать шедевры, причем не только проводить линии, но и сразу же накладывать цвет. Однако в этом деле не стоит торопиться. Если тренироваться хотя бы понемногу каждый день, навык выработается очень естественно, сам собой (вот где они уроки терпения и смирения).

Основные аспекты настенной живописи:

1) Прежде чем приступить к работе вы должны нормализовать дыхание. Без спокойного ритмично дыхания нужные линии не получатся. Кроме того, сидеть нужно прямо, ведь энергия, сила идет в руку из всего тела, чтобы потом вылиться на бумагу.

2) Линия – главный элемент, цвет идет за ней. В линиях есть свои сочетания, все линии разные: меняется их толщина, цвет, изгибы-изломы. Например, рисуя лицо, вы должны передать упругость кожи, рисуя одежду – изобразить легкость шелка, рисуя дерево – показать шершавость коры.

3) Линия не должна «вылетать», энергия собрана в ней, у линии есть начало и конец. Линия не должна быть вялой, он наполнена, сильна.

4) Особенно красивы руки. Руки времен династии Тан немного пухлые, руки ранних династий – Бэй Вэй, например, более тонкие. Есть целые сборники с различными вариантами рук.

5) Что касается цвета, то древние китайцы пользовались в основном пятью цветами, связанными с понятием У-син 五行: землей, деревом, огнем, металлом и водой. Я езжу в горы Мацзуншань马鬃山, где нахожу камни нужных мне цветов, привожу их домой, после помола получается порошок, в некоторые краски даже не нужно добавлять связывающие вещества вроде клея.

6) Настенная живопись хоть и похожа чем-то на стиль гун-би (накладыванием краски слой за слоем), но все же это две разные системы

7) Я люблю рисовать в простых одноэтажных старых домах. Рисовал в квартире – не получается, видимо, слишком сухо, цвет совсем не тот.

8) Я рисовал в монастыре Большого Будды в городе Чжан-е и в монастыре Фатунсы г. Цзюцюань».

9) Мне нравится здесь, потому что после работы можно выпить чая, почитать, выйти из дома и поболтать с местными жителями».

Что действительно воспитывает китайское искусство, так это как ни парадоксально основные христианские качества – терпение и смирение. Я теперь начинаю понимать, что такое смирение. После трех месяцев обучения все спрашивают, где твои шедевры, а ты упорно продолжаешь вести свою простую черную линию.

Автор: Елена Ежова
Фотографии предоставлены автором.

Фото аватара

Автор: Редакция

Магазета — интернет-издание о Китае и китайском языке

2 комментария

  1. Хотелось бы увидеть творения художника, раз речь идет о таком наглядном искусстве! Без иллюстрации рассказывать о художнике имеет ли смысл? Спасибо, интересно! Но: не хватает видеоряда!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *