Статуя Хуан-ди  на  его родине, в Синьчжэне (провинция Хэнань)
Статуя Хуан-ди на его родине, в Синьчжэне (провинция Хэнань)

«Даосизм» — это слово сегодня уже широко распространено, также как и книги о Лао-цзы и его «Даодэцзине». Но, несмотря на тысячи книг, исследований и переводов, до сих пор не смолкают дискуссии о таких спорных моментах, как соотношение «философского даосизма» Даоцзя 道家 и «религиозного» Даоцзяо 道教, основной доктрине даосизма и его практике, преемственности раннего и позднего даосизма и т.д. Приступив к написанию обещанного цикла статей «Даосизм — древний путь исследования, мудрости и свободы», я понял, что голые выводы сами по себе ничего не дадут и вызовут еще больше сомнений и споров. А посему необходимо не только показать голые выводы, но и само исследование, с опорой на цитаты из текстов, и ход моих рассуждений с предварительными выводами и гипотезами. Вследствие чего я принял решение опубликовать частично свои исследования даосизма в цикле статей под названием «Неизвестный даосизм». В полном виде данные исследования я планирую издать в виде монографии, но так как работа еще продолжается, то возможно, и в виде отдельных частей.

В ходе исследования, которое я начал еще в 1990 году и продолжается до сих пор, я пришел ко многим парадоксальным выводам. Например, что нет никакого «философского даосизма», что Даоцзя 道家 вовсе не самое раннее его название, что доктрина даосизма была направлена прежде всего на определенные слои древнекитайской империи, что доктрина даосизма была куда более «консервативной» нежели конфуцианство, и т.д. Все эти выводы будут показаны мной в ходе данного цикла статей на примерах исследований текстов и источников. В общем, это будет принципиально иное освещение даосизма.

РЕКЛАМА

Медиакит и ценыНативная рекламаСвязаться

Надеюсь, что данная работа поможет ищущим людям разобраться, что даосизм на самом деле вовсе не аморфен, а напротив есть совершенно четкое и строгое учение с ясными целями и практикой.

В целях облегчения восприятия статей в «Магазете», я буду убирать излишние «наукообразные» ссылки, заменяя их цитатами и общим указанием на источник прямо в тексте.

Часть первая. Основы.

Приступая к разговору о приближении к пониманию сути даосизма невозможно не коснуться некоторых принципиальных моментов даосского учения. Это прежде всего: названия даосизма, зафиксированные в китайской историографии и иных источниках, образы основоположников данного учения и характерные черты самой даосской доктрины. Необходимо заметить, что несмотря на доступность источников для современного исследователя, даже открытые, широко известные материалы не подвергаются сегодня надлежащему исследованию, не говоря уже о малоизвестных. Причин такого положения мы коснемся позже, в заключительных частях цикла статей, ближе к окончательным выводам. А пока, перейдем к непосредственному рассмотрению таких примеров, с опорой на широкодоступные источники.

Основатели даосизма и его названия.

1. Название даосизма как «Хуан Лао Сюэ» или «Хуан Лао Дао»

Ни одно духовное учение не обходится без основателей. Для даосизма таковыми традиционно считаются Хуан-ди и Лао-цзы, благодаря чему собственно и существовало его название «Хуан Лао Сюэ» или «Хуан Лао Дао» ( «Учение Хуанди и Лаоцзы» или «Дао Хуанди и Лаоцзы»). Впервые этот термин (согласно китайским даологам) встречается в «Шицзи» 史記 — «Исторических записках» Сыма Цяня.

Рассмотрим все случаи употребления термина «Хуан Лао» в « «Шицзи» (перевод фраз здесь и далее во всех случаях осуществлен мной — Д.А.Артемьев):

1.Первое упоминание мы встречаем в главах 12 и 28 (фраза идентична):

會竇太後治黃老言不好儒術

Случилось так, что императрица Доу (Хань, 205-135 до н.э.) изучала слова «Хуан Лао» и не любила конфуцианство

2. Глава 54:

聞膠西有蓋公善治黃老言使人厚幣請之既見蓋公蓋公為言治道貴清靜而民自定推此類具言之參於是避正堂舍蓋公焉其治要用黃老術故相齊九年齊國安集大稱賢相

(Шэнь) узнал, что в Цзяоси живет Гай-гун, который искусно изучил слова «Хуан Лао» и послал человека с богатыми подарками, чтобы пригласил его. Когда встретился с Гай-гуном, то тот произнёс речь о том, что «в Дао управления ценятся чистота и покой и народ тогда успокаивается сам», развивал подобные суждения и подробно объяснял их. Тогда Шэнь оставил главный зал и поселил в нем Гай-гуна. В своем управлении он (Шэнь) главным образом применял искусство «Хуан Лао», поэтому за 9 лет его пребывания министром в царстве Ци, оно (царство) умиротворилось и объединилось и ему дали великое имя «мудрый министр».

3.Глава 63:

申子之學本於黃老而主刑名學術以幹韓昭侯昭侯用為相內脩政教外應諸侯十五年終申子之身國治兵彊無侵韓者

Учение Шэнь-цзы основывается на «Хуан Лао» и считает главными «наказания и (их) именования»… Ученостью он тронул правителя царства Хань — Чжао-хоу, и тот сделал его министром. Внутри (страны) он усовершенствовал управление, а вне — отношения с чжухоу. За 15 лет, вплоть до его кончины, в царстве Хань был порядок в управлении и сильная армия и не было тех, кто бы напал на Хань.

韓非者韓之諸公子也喜刑名法術之學而其歸本於黃老

Хань Фэй — потомок из аристократии царства Хань, он любил учение легистов о «наказаниях и (их) именованиях), а основа этого (учения) была в „Хуан Лао“».

4.Гл. 74:

慎到趙人田駢接子齊人環淵楚人皆學黃老道德之術因發明序其指意

Шэнь Дао (395-315 до н.э) — человек из царства Чжао, Тянь Пянь и Цзе-цзы из царства Цинь, а Хуань Юань — из царства Чу. Все они изучали искусство «Хуан Лао Дао Дэ» и потому разъяснили и упорядочили его содержание.

5.Гл.101

其子章以脩黃老言顯於諸公間

Его сын Чжан стал знаменитым среди аристократов благодаря совершенствованию в словах «Хуан Лао».

Вот собственно все случаи употребления термина «Хуан Лао» в тексте. Внимательный читатель наверняка заметит, что в тексте также был употреблен термин «Дао Дэ 道德». Забегая вперед скажем, что действительно название даосизма как «Дао Дэ» (наряду с использованием названия «Хуан Лао»), по нашему мнению предшествовало аббревиатуре Даоцзя 道家 , но об этом — в последующих статьях.

Итак, какие предварительные выводы мы можем сделать из данного текста?

  1. Что даосизм изучали прежде всего правящие классы и приближенные к ним.
  2. Что он активно использовался ими в управлении.
  3. Что правили с его помощью успешно, создавая сильное государство и армию. И успокаивая народ, которому нравилось такое управление.
  4. Что даосизм был основой для легизма.

Естественно, все эти предварительные выводы должны будут многократно переоцениваться в ходе дальнейшего исследования.

Предварительно мы должны также упомянуть об устоявшейся точке зрения китайских даологов по этому поводу, которые утверждают, что « Учения Шэнь-цзы, Хань Фэя и Шэнь Дао (см. пункты 3, 4 выше) совсем расходятся с учением Даоцзя». Проведенный нами анализ сохранившихся фрагментов текстов показал, что это не так. Об этом также планирую рассказать позже.

А пока вернемся к «Историческим запискам»: [1]

Так как название «Хуан Лао» называет нам имя первого основателя даосизма — императора Хуан-ди, то рассмотрим все важные упоминания о нем в данном тексте:

В первом цзюане (главе) «Исторических записок», который посвящен 5 императорам (五帝), рассказывается о том, что Хуан-ди с детства был очень одаренным. В то время правящий дом потомков легендарного императора Шэньнуна ослабел и они не могли справиться с распрями князей-чжухоу, которые терзали народ. И вот тогда:

於是軒轅乃習用幹戈以征不享諸侯鹹來賓從

Он (Хуан-ди) стал тренироваться в использовании оружия и с помощью этого военными походами карал непризнающих его (букв. не приносящих ему даров) и тогда все князья чжухоу явились и покорились (его) войскам.

После этого говорится что остался главный мятежник — Чи Ю, император Янь-ди стал притеснять князей-чжухоу и потому они все перешли на сторону Хуан-ди. Тогда:

軒轅乃修德振兵治五氣蓺五種撫萬民度四方教熊羆貔貅貙虎

Хуан-ди стал совершенствовать Дэ и усиливать войска, упорядочил 5 ци, рассадил 5 злаков, успокоил весь народ, привел в порядок 4 стороны земли (повсюду навел порядок) и обучил бурых и черных медведей, барсов, ягуаров, леопардов и тигров

(таким образом, согласно историческим записям, влияние Хуан-ди распространялось и на животных, что звучит очень удивительно для современного человека…)

После чего он 3 раза сражался с Яньди и разгромил его, а потом захватил поднявшего против него бунт Чи Ю и убил его. И тогда все князья-чжухоу стали почитать его как Сына Неба, и он сменил род Шэньнуна, став императором — Хуан-ди. И далее:

天下有不順者黃帝從而征之平者去之披山通道未嘗寧居

Если кто-то в Поднебесной не повиновался, то тогда Хуан-ди покорял его военным походом. Мирных он не карал (букв. отдалялся от них) (вариант толкования — после наступления мира уходил оттуда). Он пробивал проходы в горах и прокладывал дороги, никогда не живя спокойной, тихой жизнью.

Перемещаясь по всем сторонам света, он был необычайно деятелен, на севере изгнал племя Сюньюй… и, вот еще важное замечание:

遷徙往來無常處以師兵為營衛官名皆以雲命為雲師

Переезжая то туда то сюда и не имея постоянного места (пребывания), он использовал в качестве охраны лагеря лучшие войска (вар. войска наставников), Он назвал всех чиновников при помощи иероглифа «облако», как «облачных наставников (облачных учителей)».

И далее:

順天地之紀幽明之占死生之說存亡之難時播百穀草木淳化鳥獸蟲蛾旁羅日月星辰水波土石金玉勞勤心力耳目節用水火材物有土德之瑞故號黃帝

Он следовал законам Неба и Земли, предсказаниям по сокрытому и явному , учению о смерти и жизни, трудным вопросам существования и погибели, в соответствии со временем сажал все злаки, травы и деревья, приручал и разводил (буквально можно перевести и так: «делал добрыми и воспитывал») птиц, зверей, насекомых и бабочек, создал полную систему астрономии (букв. Солнца, Луны, звезд и созвездий), с помощью воды намывал почву (вариант: глину), камни, металлы и драгоценные камни, со всем старанием использовал в труде своё сердце, силы, глаза и уши, бережливо использовал воду, огонь, лес и ресурсы. Так как (ему) было благое явление покровительства стихии Почвы (букв. Дэ стихии Почвы), то и получил прозвище Хуан-ди (т.к. желтый цвет — 黃 Хуан относится к стихии Почвы).

Далее идет повествование о 25 детях Хуан-ди, его жене и внуках. Характерны прозвища, данные первому сыну Хуан-ди, которого назвали Цветущий Ян 青阳, и его внуку (сыну второго сына), которого назвали Возвышенный Ян 高阳. Причем, про его внука, который и взошел впоследствии на место императора, говорится что «он обладал 圣德 — совершенной Дэ (букв. в нем «содержалась Дэ мудреца»), обладание которой приписывалось самому легендарному императору Фуси (которой мы коснемся ниже в ходе анализа термина Дэ и его роли в даосизме и китайской культуре).

Заканчивается повествование о Хуан-ди словами о том, что:

黃帝崩葬橋山其孫昌意之子高陽立是為帝顓頊也

Он 崩 (значения иероглифа — скончался, обрушился) и был похоронен на горе Цяошань и его пост принял его внук, император Чжуаньсюй:

Однако эту фразу о «кончине и захоронении» можно понять и по-другому. Так в самих «Исторических записках» в разделе «Книга о благодарениях (приношениях) Небу (Фэн) и Земле ( Шань)» 《史記•封禪書》говорится следующее:

三百八十年黃帝仙登於天

(Через) 380 лет Хуан-ди вознесся бессмертным-сянем на Небо

此五山黃帝之所常遊與神會

Хуан-ди часто ездил в 5 знаменитых гор встречаться с божествами (Шэнь-небесными духами).

黃帝且戰且學仙患百姓非其道者乃斷斬非鬼神者百餘歲然後得與神通

Хуан-ди и воевал и учился у бессмертных-сяней (учился бессмертию). Опасаясь, что народ отвергнет его путь-Дао, он казнил и обезглавливал всех тех, кто не признавал земных духов (Гуй) и небесных божеств (Шэнь). И более чем через 100 лет он обрел способность связи с божествами (Шэнь).

黃帝采首山銅鑄鼎於荊山下鼎既成有龍垂胡須下迎黃帝黃帝上騎群臣後宮從上者七十餘人龍乃上去餘小臣不得上乃悉持龍須龍須拔墮墮黃帝之弓百姓仰望黃帝既上天乃抱其弓與胡須號

Хуан-ди собрал медь с горы Шоушань и отлил треножник под горой Цзиншань. Когда треножник был завершен, появился дракон, свесивший усы, чтобы подобрать Хуан-ди. Хуан-ди взобрался и сел на него верхом, после чего влезли и (его) чиновники и женщины из заднего дворца, всего более 70 человек. Тогда дракон стал подниматься. Оставшиеся мелкие чиновники не смогли залезть и схватились за драконьи усы. Драконьи усы оторвались и мелкие чиновники свалились, а (вместе с ними) выпал и лук Хуан-ди. Народ, видя как Хуан-ди поднимается в Небо, поднял его лук и усы дракона и начал громко рыдать.

huangdi6

Также (в порядке краткого дополнения) интересную версию этого эпизода мы находим в «Лесяньчжуань 列仙傳» — «Последовательном жизнеописании бессмертных-сяней», написанном при династии Хань:

黃帝者…能劾百神朝而使之弱而能言聖而預知知物之紀…自擇亡日與群臣辭至於卒還葬橋山山崩柩空無屍唯劍舄在焉

Хуан-ди … обладал способностью подавать жалобы множеству божеств (Шэнь), встречаться с ними и направлять их для выполнения поручений, … обладал предвиденьем и знал законы вещей. Сам выбрал день ухода и простился с чиновниками. Когда приблизился момент смерти, то он вернулся и был погребен на горе Цяошань, но гора обрушилась и гроб оказался без трупа, пустым. Там был только меч и сандалии. [2]

Выше уже указывалось, на то, что фразу:

黃帝崩葬橋山 — «он 崩 скончался и был похоронен на горе Цяошань» о «кончине и захоронении» можно понять и по другому. Как видим, в «Лесяньчжуань», говорится об обрушении горы, а вовсе не о кончине Хуан-ди. То есть о ложном погребении. Это дает возможность предположить, что в «Шицзи» иероглифы 崩 и 葬 могли быть переставлены местами (ведь сам Сыма Цянь упоминает о том, что собирая все истории о Хуан-ди, он упорядочивал их, отбрасывая, по его мнению, ненадежное):

黄帝葬崩桥山 Погребение Хуан-ди обрушилось на горе Цяошань.

В таком случае становится более понятным использование в устных преданиях иероглифа 崩 (с исходным значением «обрушение горы») для последующего обозначения кончины императорских особ.

Далее в «Лесяньчжуани» следует все тот же рассказ о воспарении Хуан-ди на драконе на Небо. Но при этом чиновникам не удалось влезть вообще.

Какие же предварительные выводы мы можем сделать из данного исследования?

Что Хуан-ди как первый император и основатель «учения у бессмертных» был необычайно деятелен, всячески усиливал войска, сек головы непокорным, изгонял варварские племена, учась у бессмертных «совершенствовал Дэ», сделал массу полезного для своей страны, детей и внуков называл «даосскими именами», а своих чиновников — «облачными наставниками» (как тут не вспомнить параллель с «небесными наставниками» Чжан Даолина), и что в конце он вознесся на Небо, оставив пустую могилу.

Перед нами образ не тихого отшельника, а императора-реформатора, преобразователя буквально всех сфер жизни государства. И именно он, император, и является основателем даосизма.

Неизвестный даосизм. Часть 1 / Магазета

Вспомним предварительные выводы первого этапа:

  1. Даосизм изучали прежде всего правящие классы и приближенные к ним.
  2. Он активно использовался ими в управлении.
  3. Правили с его помощью успешно, создавая сильное государство и армию. И успокаивая народ, которому нравилось такое управление.
  4. Даосизм был основой для легизма (то есть жесткого управления).

И разве есть в них противоречие? Перед нами постепенно открывается лицо совсем иного даосизма, а не «учения о смутном и туманном полусумасшедших старцев». Но для того чтобы оно выявилось совершенно отчетливо, мне нужно будет еще многое, многое рассказать…

Продолжение следует.

Обновление от 11.02.2014: Вторая часть

Исключительными авторскими правами на данную публикацию обладает Д.А.Артемьев. О возможности ее копирования и воспроизведения вы можете узнать на форуме Daode.ru.

Примечания

  1. по моему мнению, назвать сей фундаментальный труд «записками» не совсем удачное изобретение. Книга изначально называлась как «Книга Великого историографа» или даже «Книга Великих историографов», учитывая миссию Сыма Цяня по выполнению завещания отца и его роль в составлении данного труда[]
  2. Как тут не вспомнить историю про Бодхидхарму…[]
РЕКЛАМА

Медиакит и ценыНативная рекламаСвязаться

Начал заниматься спортивными единоборствами с 1975 года, восточными с 1978г. С 1987 практиковал различные виды цигун и ушу. С начала 80х увлекся исследованием традиционной китайской культуры с акцентом на исследовании доступных тогда даосских текстов. В целях изучения ушу и даосизма с конца 80х годов совершал поездки по различным местам Китая, начиная от проживания в деревнях и даосских монастырях и заканчивая плодотворным общением и обучением у ведущих даологов и ученых КНР. Ученик некоторых семейных Школ по ушу и нескольких Школ по даосской алхимии – нэйдань. Обучался также у Патриархов и настоятелей Цюаньчжэньцзяо и Чжэнъидао. Закончил аспирантуру на кафедре философии и культурологи Востока, которой руководил Е.А.Торчинов. Участник нескольких китайских международных конференций по проблемам даосизма и Даодэцзина, автор публикаций в изданиях на китайском языке (даосизм, даология). Сфера исследований: ранний даосизм и проблема генезиса даосизма, внутренняя алхимия как завершенная система совершенствования человека, происхождение и системность китайской иероглифики, учение о переменах как универсальная система описания универсума.
  Подписаться  
новые старые популярные
Уведомления на
Александр
Гость
Александр

Спасибо за статью! Ждем продолжения! Мне прям вспомнилось как этот мальчишка на драконе летел. Фильм моего детства: http://www.youtube.com/watch?v=s7KBIMFlRRY

Олег
Гость
Олег

Спасибо за интересную статью Дмитрий Александрович, ждем продолжения.

Илья Кручинин
Читатель

Насчет того что даосизм изучали только привилегированные классы, то тут можно сказать, что только у них и была возможность что то изучать в то время. А выбор был не велик. Так как даосизм того времени был вместилищем всех наук: алхимии, философии, науки управления и тд. Как философия в древней Греции, так и даосизм бы вместилищем всех знаний того времени. Постепенно они выросли в отдельные науки и покинули отчий дом.
Заметки в Шицзи, хотя и обладают колоссальной исторической ценностью, не лишены преувеличений, это тоже нужно понимать, когда мы читаем как Хуанди шевелением своего мизинца повелевал термоядерным синтезом.

Илья Кручинин
Читатель

Насчет того что даосизм изучали только привилегированные классы, то тут можно сказать, что только у них и была возможность что то изучать в то время. А выбор был не велик. Так как даосизм того времени был вместилищем всех наук: алхимии, философии, науки управления и тд. Как философия в древней Греции, так и даосизм бы вместилищем всех знаний того времени. Постепенно они выросли в отдельные науки и покинули отчий дом.
Заметки в Шицзи, хотя и обладают колоссальной исторической ценностью, не лишены преувеличений, это тоже нужно понимать, когда мы читаем как Хуанди шевелением своего мизинца повелевал термоядерным синтезом.

Виктор Ширяев
Читатель

Спасибо за интересное исследование (его первую часть)! Действительно, из источников мы видим, что Хуан-ди был основателем даосизма… Однако, если мы как историки критически относимся к нашим источникам, то «Исторические записки», будучи придворным произведением, вполне могли содержать в себе любую «отсебятину» (нет ничего, что утверждало бы обратное). Поэтому, честно говоря, вывод статьи о том, что «именно император-реформатор является основателем даосизма» представляется совершенно безосновательным. Далее, читаем: «Итак, какие предварительные выводы мы можем сделать из данного текста? Что даосизм изучали прежде всего правящие классы и приближенные к ним» Хотя я согласен с тем, что изучением чего-либо более или менее философского, как таковым, могли… Читать далее »

Олег
Гость
Олег

Будьте внимательны это ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ выводы

АБВГДейкин
Гость
АБВГДейкин

Приятно читать, когда в статье отсутствуют эмоции и попытки кого-либо принизить, изобличить, высмеять, обозвать.
Надеюсь, что последующие части будут в том же духе, что и эта.
Спасибо, было очень интересно почитать. Узнал для себя много нового и полезного.

магия
Гость
магия

получил прозвище Хуан-ди (т.к. желтый цвет — 黃 Хуан относится к стихии Почвы).
Источник: http://magazeta.com/2014/01/unknown-dao/

Это тот самый легендарный «Желтый император»?

Michael
Гость
Michael

Очень интересно! т е можно понимать то, что «ортодоксальный» даосизм был «академическим» уделом и самая его суть состояла в «накоплении Дэ»? А народный даосизм берет начало от Лао-Цзы и уже потом возникает другое учение, как о простоте всех вещей, критики конфуцианского академизма и тд?

Infusiastic
Гость

Наконец-то нормальные статьи по даосизму в Магазете.

Спасибо большое автору.

SESH
Читатель

Большой спасибо автору за выложенный материал! Нравится стиль изложения. Он в меру прост (самое-то для «рупора китайского рунета»), но при этом совсем не создается ощущения профанности))) Надеюсь, будут регулярные продолжения.

Надежда
Гость
Надежда

Спасибо за статью. Действительно просто и понятно. Немного задел следующий комментарий: Илья Кручинин писал: Многие вещи являются преувеличением, просто основываясь на здравом смысле. Ну например: «Хуан-ди … обладал способностью подавать жалобы множеству божеств (Шэнь), встречаться с ними и направлять их для выполнения поручений» Вы же не хотите сказать, что в это верите? А, я бы не стала так запросто отмахиваться от этой фразы и называть ее однозначным преувеличением. Во-первых, если вспомнить, кто мог построить древние мегалитические конструкции по всему земному шару, как не представители гораздо более высокой цивилизации (люди называли их богами), нежели современная человеческая. Во-вторых, с кем общаются экстрасенсы,… Читать далее »

юньлунцюань
Гость
юньлунцюань

Весьма неожиданно. Переворачивает прежние представления о древнем даосизме. У меня возникло 2 вопроса в продолжение комментария Michaelа:
1. Не содержит ли в само название учения «Хуан лао сюэ» некий тайцзи, где на одном полюсе имя Хуан-ди (карал несогласных, устраивал походы — ян) и Лао-цзы (недеяние, цзыжань — инь)? Т.е. два легендарных основателя представляют противоположные стороны учения.
2. Тогда что в таком случае объединяет 2-х столь разных мастеров (кроме, конечно, успешной практики нэйдань)?

Олег Панков
Читатель

Не очень понятно, зачем Хуан-ди, 教熊羆貔貅貙虎, разве что он был не только родоначальником даосизма, но и первым основателем цирковой династии. Китайские товарищи трактуют эту фразу более прозаически: 《索隱》認為這六種猛獸經過訓練可以作戰,《正義》以為是用來給軍隊命名的,藉以威嚇敵人。按:六種猛獸可能是六個氏族的圖騰。 В этом же русле следует комментарий Вяткина и Таскина: По мнению Сыма Чжэня (713-742), перечисленные шесть видов зверей были обучены для использования в бою. Структура предложения дает основание для такого перевода. Однако древние военные трактаты периода Чжоу — Сунь-цзы и У-цзы умалчивают о таком способе ведения боя. Цзиньский ученый Го Пу (276-324 гг.) считал, что в данном случае речь идет о кличках воинов или подразделений, которые давались им для устрашения врага (может быть, с использованием шкур этих… Читать далее »

Олег Панков
Читатель

Любите вы загадки городить. Как ни верчу эти две фразы, не вижу, что их может связывать.

Что общего между 教 конкретных диких животных, так и оставшихся дикими, и 淳化 абстрактных представителей фауны, с потенциалом на одомашнивание.

Нет, ну, можно, конечно, сделать ход конем, и сказать, что дикие животные изначально обладают 道德, а домашние его утратили. Плавно перейти к человеку как промежуточному элементу между дикостью и изнеженностью. И провозгласить окончательную и скорейшую победу Дао во всем мире. Но тут моя фантазия уже достигает апогея.

Николай
Гость
Николай

Полагаю методика изучения текстов ошибочна и не может привести к хорошему результату. Такие тексты очень символичны, без знания «ключей» к тексту правильно перевести невозможно. Получится глупость. Например под ..»«перевоспитанием животных»… вполне может подразумеваться обращение к низшей, животной части человека. И не иметь никакого отношения к настоящим животным.
Но чем ничего и так хорошо. Удачи автору, хоть и думаю ему эта работа не по силам.

Олег
Гость
Олег

Николай ,Просьба: 1 коротко сформулировать правильную методику.2. Сформулировать методику работы над текстами Дмитрия Александровича.3 Провести сравнительный анализ с выделением конкретных ошибок. 4. Представиться
Иначе получается как в «Собачьем сердце» : -Не согласный я .
— С Марксом или Кауцким?
-С обоими :):):)

ChinaRedDevil
Гость
ChinaRedDevil

С интересом ждем продолжения про «устоявшуюся точку зрения китайских даологов». Между тем утверждением, что даосизм- одна из основ легизма и тем, что эти учения расходятся вроде как нет никакого противоречия.

Надежда
Гость
Надежда

Николаю: как вы можете судить о методах изучения текстов, если не знаете ни этих самых методов, ни самого переводящего. А, ничего, что Дмитрий Александрович Учитель даосской Школы… Соответственно, что его переводы сделаны не только на очень высоком уровне, но и к тому же связаны с практикой. Николай, Вы таким можете похвастаться?

Олег Панков
Читатель

Опять набежала школота, и начала несусветную чушь городить, что де Артемьев не только величайший ученый, а еще избранный бессмертный даос. Вы сначала сами хоть пару иероглифов выучите, чтобы других поучать, что им говорить, а где помалкивать. Замечание Николай мне, например, представляется вполне правомерным, и заслуживающим внимания. То, что Артемьев на двух стульях сидит – ученого и миссионера, как раз и делает его предвзятым. Например, в его тексте нигде даже не упоминается, что Хуанди в научной среде считается мифическим персонажем, а Артемьев говорит о нем как о реальном лице «Перед нами образ не тихого отшельника, а императора-реформатора, преобразователя буквально всех сфер… Читать далее »

Олег Панков
Читатель

Знаете, драгоценный Daoyou, сарказм это не ваше. Я понимаю, что трезвомыслящие люди своими конкретными вопросами вам чрезвычайно не удобны, в отличие от экзальтированных ученичков, впадающих в прострацию от ваших переворачивающих представлений о древнем даосизме, поэтому и ответов у вас, кроме беспомощных отговорок и банального перевода стрелок, нет. Если говорить о влиянии на даосизм и Хуанди вашей первой статьи, то, отбрасывая цветистые обороты речи, в сухом остатке остается лишь следующее: С помощью поиска вы выделили из шицзи частотность употребления 黃老, и сделали следующие выводы: Что даосизм изучали прежде всего правящие классы и приближенные к ним. Что он активно использовался ими в… Читать далее »

Кирилл Ш.
Гость
Кирилл Ш.

Слушай, «экзальтированный», сбавь ка свой гонор, ясно?

Олег Панков
Читатель

А для вас, Надежда, у меня есть просто изумительная статья:

Лисевич И. С. Древние мифы о Хуан-ди и гипотеза о космических пришельцах // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М.: Наука, 1974. 

И как практикующий практикующему хочу вам дать дельный совет. Потребовать предъявить хотя бы одного бессмертного старше двухсот лет. А то сладкоголосых сказочников сейчас развелось немеряно, которые за скромную сумму обещают вечную жизнь.

Кирилл Ш.
Гость
Кирилл Ш.

Даа.. такие «практики» конечно говорят сами о «практикующем». Вопросов нет.

Алексей Хохлов
Гость

Дружище Панков, наши фамилии в определённом смысле противоположны. Потому не стоит удивляться и совершенно разному направлению мышления и действия. В мире 1,5 млрд. человек «знают 2 иероглифа». Есть среди них и школота (современный жаргонизм от английского scholar — учёный), и дети 5 лет, и сетевые тролли, и преступники, и святые. Если убрать из ваших сообщений излишнюю эмоциональность и тяжёлый жизненный опыт, оставив суть вопроса — вас можно было бы понять: Бывает, при торопливом чтении человек не замечает какую-то часть текста, и, будучи не способен перечитать статью ещё раз, спокойно и внимательно, задаст уточняющий вопрос автору: «Ваши выводы не имеют обоснования,… Читать далее »

Олег Панков
Читатель

Дружище Хохлов, вопросы у меня возникли при чтении конкретной данной статьи, на несуразности в которой я и обратил внимание автора. Может быть его блистательные выводы и будут подтверждены в дальнейшем, но сейчас они выглядят голословными.

Как бы вы не защищали свою массовку, смотрится она бледненько и шизоидно, что вам тоже в минус.

А ваше заявление, что вы невинные преподаватели цигуна, как то не вяжется с ранее сделанными громогласными заявлениями, что вы являетесь филиалом китайской школы улюпай, и выдачей даосских паспортов. Так вы все-таки кружок по интересам при жэке?

Надежда
Гость
Надежда

Олег, вам были непонятны некоторые моменты по статье, на это вам ответили, но вы игнорируете ответы и уже просто истерику закатили про то, что к статье вообще не относится, уже все собрали, что можете. Думаю отвечать тут уже бесполезно, тут вам просто успокоительное надо принять и все, чтоб до следующей части статьи хватило.

p.s. Паспортом у спортсменов называется документ, в котором отмечены все пройденные тесты, экзамены и пр. (назвали б зачетка, вы бы меньше, наверное, придирались, раз не спортсмен). Но обсуждать это здесь уже совсем не в тему.

Удачи.

Алексей Хохлов
Гость

Обратите внимание, здесь никто о бессмертии не вещает, кроме вас. Известно, что мы давно закрыли УЛюпай серьёзными препятствиями, а широко развиваем методы оздоровления и духовного развития других, более соотвествующих нашей культуре школ, правда конечная цель их в Китае тоже называется 仙. Из наших учеников я лично видел в комментариях лишь Олега Калистратова, никакой тусовки здесь нет. Пока, к сожалению, ввиду загрузки, времени на продолжительное общение в интернете с единомышленниками и критиками у нас не хватает. Но скоро это изменится. В вашем сообщении наконец проскальзывает осознание, что данная статья лишь небольшая часть научной работы (будущей монографии), а значит дальнейшего обсуждения данного… Читать далее »

Олег Панков
Читатель

Господа, это не я туплю, это вы тупите. Давайте начнем с того, что в научной работе сначала приводятся доказательства, а потом делаются выводы. Если Артемьев избрал метод прямо противоположный – сначала выводы, а доказательства можно отложить. То это его личная проблема. Хотя вы считаете, что все ответы на свои вопросы я уже получил, то я озвучу те мои вопросы, на которые были благополучно заболтаны. Первое. На основе анализа цитат Шицзи, Артемьев делает следующие выводы: Что даосизм изучали прежде всего правящие классы и приближенные к ним. Что он активно использовался ими в управлении. Что правили с его помощью успешно, создавая сильное… Читать далее »

магия
Гость
магия

Вот читаю ваши посты в комментариях и создается впечатление, что этой статьей вам нанесена кровная обида. Ведете себя как маленький ребенок, который истерикой настаивает на своем, отказываясь слышать доводы взрослых.
Наберитесь терпения и подождите следующей части статьи. Если вам говорят, что надо подождать и будет проще разобраться с вашими непониманиями, то почему бы так и не поступить?
Пора прекращать устраивать свалку в комментах, это не делает чести ни одной из сторон. Прекрасная статья, доступный язык изложения, возможность уточнить у автора какие-то вопросы по статье. Ищите спокойные слова и доводы.

Олег
Гость
Олег

Еще раз для «чукчей и прапорщиков» . Выводы ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ. Написано русским по белому.

Олег Панков
Читатель

Еще раз для просветленных и экзальтированных. А что предварительные выводы обсуждать не надо? Или это какое-то сакральное знание, которое воспринимается на веру, а их создателю нужно возносить молитвы?

Олег
Гость
Олег

Можно конечно, но не стоит устраивать истерик по этому поводу. А то увидели ЧАСТЬ целого и тут же задавать кучу вопросов по ЦЕЛОМУ.

Олег Панков
Читатель

Я задаю вопросы как раз по части целого, а целого мы еще и в глаза не видели. А если это уже целое, то опять таки, возникает вопрос, зачем публиковать уже окончательные выводы во вступительной статье, серьезные исследования так не пишутся, значит это не более чем пропагандистская листовка для пиара ресурса даодэ? Ггггг

Олег
Гость
Олег

Олег , опять двадцать пять. Целое будет выкладываться ЧАСТЯМИ . Просто имейте терпение. ВОЗМОЖНО выводы будут уточняться и изменяться . Об этом тоже написано.

Олег Панков
Читатель

Знаете, господин Артемьев, в чем ваша беда. В полнейшем отсутствии логики. Что, впрочем, меня не удивляет, так как даосизм сроду в никакой логике не нуждался, изначально провозгласив, что Дао невыразимо, а, следовательно, и размусоливать здесь нечего. Вы задали следующий вопрос: Есть ли такие, кто считает, что сухой наукообразный стиль предпочтительнее адаптированного для статей и лучше ничего не добавлять и не разбавлять, выкладывая как есть? И как, позвольте спросить, вас должен понимать логически мыслящий человек? Я понял вопрос следующим образом: Выкладывать как есть, т.е. в научном виде, или разбавлять водой для адептов? Ну, разумеется, я ответил – как есть, т.е. наукообразно.… Читать далее »

Олег Панков
Читатель

Что-то я не увидел особенного живого обсуждения, даже при том, статья максимально одоступлена. Вероятно, те, на кого она рассчитана, посчитали ее слишком сложной, а те, кто что-то смыслит в теме слишком упрощенной. Ну, это вы сейчас всё расписали как по Толстому: Die erste Kolonne marschiert, die zweite Kolonne marschiert. О Хуанди во вторую статью, про Конфуция в 15-ю. Гы, свои эмоции вы тоже особо не сдерживаете, какой вы после этого даос. Что касается высших целей, нельзя сказать, что и вы преуспели. Потому что преподавание цигуна, ну какое это к черту достижение, таких лавочек мильон в России. Да и с чего… Читать далее »

Алексей Хохлов
Гость

«Он занял совершенно проигрышную позицию по фразе, которую и сам начал анализировать, я имею в виду про обучение животных. » Это уточнение Дмитрию Александровичу предложил сделать я, поскольку в даосизме влияние на животных традиционно понимается в ключе воздействия Дэ, а не как «дрессировка», «использование шкур в бою» и т.д. Но сейчас считаю своё предложение ошибкой, для разных людей нужна разная подача материала. «Пятый момент. Камрад Хохлов. Ваш кружок по цигуну мне не интересен. Вы сами признали, что хотя вы и сделали вашу секту очень закрытой, она, тем не менее, существует и вызывает вопросы» Брателло, о какой логике вы говорите, если… Читать далее »

Олег Панков
Читатель

Дружище Хохлов. Секта Улюпай в Китае меня не волнует, так как она действует на территории Китая открыто и официально, подобно тому как открыто и официально осуществляют свою деятельность на территории России буддийские организации и другие конфессии. Ваш же подпольный кружок никаких свидетельств того, что он действительно является отделением Улюпай в России, не предъявлял, в каком направлении вы там промываете мозги своим адептам тоже не известно. Свидетельств того, что вы не религиозная организация, а лишь кружок по изучению одного из направлений даосизма тоже нет, потому что зачем вам в этом случае шифроваться. Вполне возможно, что вы преподаете психотехники, которые могут принести… Читать далее »

Алексей Хохлов
Гость

Ну вот, нашли ещё одну причину ваших бурных вопросов. Из вашего сообщения видно, что вы ничего не знаете о функционировании в Китае Школы УЛюпай, равно как и любых других школ. Пока ну буду подробно объяснять. Далее, у Дмитрия Александровича Артемьева есть официальная бумага от наших китайских Учителей по УЛюпай с правом на преподавание. Более того, китайские Наставники УЛюпай приезжали к нам несколько раз, с ними встречались более 100 человек (это было 7 лет назад). Мы сами ежегодно группами ездим к ним. То же и со всеми направлениями. Например, по синьицюань (ТКБИ) мы учимся у известнейшего Мастера Ян Фаньшэна, который предоставил… Читать далее »

Олег Панков
Читатель

Ну, слава тебе седой Лаоцзы, хоть какую-то конкретику удалось из вас вытащить. Хотя, на мой взгляд, такая информация должна быть опубликована на сайте, чтобы приходящие к вам любители вечности понимали, что вы сначала религиозная организация, а уж потом пропагандисты даосизма и учителя ушизма. А то как почитаешь ваших адептов, так они не видят разницы между школой Улюпай в России и Китае, но для них и невдомек, что даосизм это религия. И после этого вы про шифрование? А разве это называется другим словом? Можно еще обозначить это — как сокрытие важной информации, имеющей принципиальное значение для понимание, что вы на самом… Читать далее »

Олег
Гость
Олег

Так а где конкретные вопросы? Была только конкретная истерика , что в УЛюпай все не так как я себе представлял. Заканчивайте истерить .