Сегодня мы вспоминаем событие весьма живописное, хоть и не имеющее отношение к кистям и краскам: 23 января 2008 года состоялась шанхайская премьера спектакля “Цветы в зеркале, луна в воде” [1], поставленного Мэн Цзинхуэй (孟京辉, р. 1964). Этот режиссер с самого начала своей карьеры стремился к экспериментам, к авангардистским театральным формам.
Еще будучи актером, он выбирал неоднозначные и яркие постановки, в числе которых “Носорог” (по пьесе Ионеско, 1987) и музыкально-драматический спектакль “История солдата” (по пьесе И. Стравинского, 1988). Его первыми режиссерскими работами стали “Лысая певица” и “В ожидании Годо” (оба спектакля поставлены в 1991). На данный момент в его послужном списке более 30 спектаклей, в числе которых “Двенадцатая ночь”, “Подлинная история А-кью”, “Жить”.
Однако “Цветы в зеркале, луна в воде” является, пожалуй, одной из самых противоречивых работ Мэн Цзинхуэй. Как отмечает сам режиссер, “эта постановка в любом случае будет непонятна зрителю, те же, кто говорит, что поняли, просто зря потратили свое время” [2]. В основе пьесы лежит восприятие сна как единственной объективной реальности, которую легче прочувствовать, чем описать. Можно попытаться уловить это ощущение, посмотрев пока единственный фильм Мэн Цзинхуэй – “Лети, как перышко” (像鸡毛一样飞, 2002), или же с головой погрузившись в атмосферу китайского экспериментального театра на его спектаклях.
Спасибо. Был в китайском современном театре всего раз, или два. Очень понравилось. Теперь знаю на кого в следующий раз нужно пойти. Я как понял, он в Шанхае базируется?