Китай-86

Календарик с кадром из той самой экранизации "Хунлоумэна"

Китай 1986 vs Китай 2014 | 1986日历

“Загадочным образом” 2014-й год является полным календарным аналогом 1986-го года. Все дни недели полностью совпадают. Вы можете найти среди старых книг и документов раритетный календарик 1986-го года и смело пользоваться им вместо обычного современного.

Необычность ситуации провоцирует историков и политологов на поиск неких аналогий между наступившим годом и тем самым 1986-м. Давайте вспомним, что же происходило 28 лет назад в Китае и мире, а выводы сделаем позже.

1986 год в мире

В Советском Союзе крепнет предчувствие скорых перемен. О «perestroika» пока не говорят, да и сам термин только-только вошел в оборот СМИ с легкой руки нового лидера КПСС Михаила Горбачёва («Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться»). Пока что происходит активная замена старых, «брежневских», руководителей на новых. В их числе Яковлев, Рыжков, Лукьянов, Ельцин и другие будущие активные участники судьбоносных событий рубежа 80-х и 90-х. Другие действия Горбачёва пока несут демонстративный характер: антиалкогольная кампания, борьба с «нетрудовыми доходами», имитация борьбы с коррупцией… Самый конец года – мрачный пролог последующих событий. В Алма-Ате происходят митинги молодежи против решения Центра поставить во главе Казахстана русского, а не казаха – первые в череде подобных, приведших к развалу Советской империи.

А вот война в Афганистане длится уже седьмой год. Но уже в ноябре Москвой принимается решение о поэтапном выводе войск.

На Ближнем Востоке вообще, как всегда, неспокойно. Который год уже продолжается война Ирака и Ирана. Иракский диктатор Саддам Хуссейн воюет с молодой «исламской республикой» аятоллы Хомейни.

На Филиппинах революция. Вместо диктатора и бонвивана Фердинанда Маркоса (у власти с 1965 года) лидером страны становится вдова бывшего лидера оппозиции Корасон Акино, первая женщина-президент в Азии и мама нынешнего президента Бенигно Акино Третьего.

А во Вьетнаме реформы. Дан старт политике «Дой Мой» («обновление») по образу и подобию китайской политики реформ и открытости.

В апреле происходит авария на Чернобыльской атомной электростанции.

Обнаружен первый в истории человечества компьютерный вирус. А в США Стив Джобс за 10 млн. долларов выкупает у Джорджа Лукаса студию Pixar – ту самую, которая пока еще никому не известна, но через 20 лет перевернет мир компьютерной анимации.

В Мексике проходит очередной чемпионат мира по футболу. Сборная Советского Союза выходит из группы с 1-го места (по разнице мячей обходит действующих чемпионов Европы французов), но в четвертьфинале уступает сборной… Бельгии – 3:4. Нападающий киевского «Динамо» Игорь Беланов в том матче забивает три мяча и неожиданно для всех в конце года получает «Золотой мяч» – приз лучшему футболисту Европы. А Кубок мира домой увозит сборная Аргентины, ведомая признанным гением, лучшим игроком мира Лионелем Месси Диего Армандо Марадоной.

1986 год в Китае

Политика

1986 год – «проходной» с точки зрения созыва высших государственных и партийных съездов. Однако интересного в китайской политике, как всегда, хватает.

Официально правящую партию возглавляет товарищ Ху Яобан (справа), либерал, реформатор и большой друг молодежи. Фактически принятие всех ключевых решений контролирует товарищ Дэн Сяопин (слева) - 82-летний консервативно настроенный прагматик
Официально правящую партию возглавляет товарищ Ху Яобан (справа), либерал, реформатор и большой друг молодежи. Фактически принятие всех ключевых решений контролирует товарищ Дэн Сяопин (слева) – 82-летний консервативно настроенный прагматик

В марте-апреле проводится 4-я сессия Всекитайского собрания народных представителей 6-го созыва. Подводятся итоги 6-й пятилетки, утверждается новый 7-летний план социально-экономического развития страны на 1986-90-е годы. По всем позициям – победа сторонников дальнейшего углубления экономических реформ. В авангарде реформаторов Премьер Госсовета Чжао Цзыян. Его железобетонная опора – главный авторитет в правящей Коммунистической партии 82-летний Дэн Сяопин. Его заслуга в том, что он выдвинул способных молодых руководителей (типа Чжао Цзыяна и Ху Яобана) и поддержал их начинания, следуя собственной концепции о кошках целесообразности, не упуская однако контроля над принятием ключевых решений в партии.

В сентябре – 6-й пленум Центрального комитета Коммунистической партии Китая 12-го созыва. На нем принимается решение созвать очередной, 13-й съезд, в октябре следующего года. Все по расписанию. С подачи Чжао Цзыяна многое говорится о тех проблемах, которые затрудняют развитие Китая. В Постановлении ЦК КПК утверждается: «в нашей стране глубоко укоренились нормы феодальной морали, рабская идеология, порожденная полуколониальными общественно-политическими условиями». Там же озвучен новый идеологический тезис – о нахождении страны на «начальной стадии построения социализма». То есть не стоит ожидать от Коммунистической партии быстрого, по учебникам, построения коммунизма. Китай – страна отсталая, только начинает осуществлять социалистическую модернизацию, так что и рыночные механизмы использовать не грех и вообще. Вот осуществим модернизацию – тогда можно будет и настоящий, полноценный социализм строить, все как Маркс и Ленин учили. А там и до коммунизма будет рукой подать.

Через год, на 13-м съезде о «начальной стадии построения социализма» будет говориться еще больше. Равно как и о «социализме с китайской спецификой» – то есть построении социализма в условиях отсталой, аграрной страны с большим количеством пережитков прошлого.

Через 17 лет этот молодой, подтянутый делегат партийного съезда стал Премьером Госсовета. Вэнь Цзябао, с любовью из Пекина. 1986.
Через 17 лет этот молодой, подтянутый делегат партийного съезда стал Премьером Госсовета. (Отмечается на входе в зал заседаний). Вэнь Цзябао, с любовью из Пекина. 1986.

В конце года многие города КНР взбудоражены. Как это водится в Китае со времен «Движения 4 мая», в центре внимания – молодежь, студенты. Митингуют против сложившейся в стране ситуации. Прежде всего – против коррупции, в которой с началом экономических реформ погрязла большая часть ганьбу [1]. Партийцы и чиновники, в условиях ослабления контроля Центра и новых возможностей, связанных с рынком, воруют, живут на широкую ногу и плевать хотели на догматы и идеологию.

Протестуют именно против этого, а также против повышения цен – несмотря на горячее желание многих иностранных наблюдателей видеть в выступлениях демократический, антикоммунистический подтекст. Выступления начинаются в Хэфэе, в стенах Китайского политехнического университета. Протестные настроения сильны по всему Китаю, поэтому очень скоро демонстрации вспыхивают в Ухане, Пекине и – особенно крупные – в Шанхае. Нам неизвестно, стояли ли за выступлениями отдельные китайские руководители (если следовать логике исторических закономерностей – то да, должны были), так как информация о «событиях 1986 года» до сих пор тщательно засекречена. Тем более в народной памяти они оказались вытеснены еще более бурными событиями весны 1989-го на площади Тяньаньмэнь.

Пример Советского Союза перед глазами еще не стоит. Поэтому китайское руководство действует, полагаясь на собственный опыт и собственные представления о том, что полезно стране, а что вредно. Дэн Сяопин, возглавляющий в верхушке партии старые, консервативно настроенные кадры, решительно выступает против «буржуазной либерализации». Кто виноват – ясно. Ху Яобан, генеральный секретарь КПК, давно известен как либерал и последовательный сторонник демократизации режима. До сих пор распространены версии, что Ху Яобан в 1986-м, равно как и Чжао Цзыян тремя годами позже, до известной степени потворствовали протестным настроениями, надеялись с их помощью убрать из высшего руководства консервативную фракцию (Ли Сяньняня, Ян Шанкуня, Чэнь Юня и других) – «бессмертных» КПК, заслуги которых никто не оспаривал, но которые в свои 70-80 лет, вряд ли могли вести страну по пути подлинного развития.

Так или иначе, на рубеже 1986 и 1987 годов принимается решение об отставке Ху Яобана с поста генсека КПК. Его сменяет Чжао Цзыян, премьер Госсовета, ярый сторонник реформ и тоже либерал. Вряд ли это назначение радует консерваторов, но его заслуги несомненны. Именно Чжао следует считать подлинным творцом экономических реформ, и именно его авторству принадлежат тезисы о «начальной стадии построения социализма» и «социализме с китайской спецификой», позднее поддержанные мудрым Дэн Сяопином.

Высшее руководство партии и государства после событий 1986 года. Лао-Ху (второй справа) все еще в обойме, но уже ничего не решает, поэтому и грустит. Чжао Цзыян (второй слева) - новый генеральный секретарь и говорит именно он, но и он решает не все. Ли Сяньнянь (в центре) - Председатель КНР, формально "глава государства", reign but not rule. Справа -  вдова Чжоу Эньлая Дэн Инчао, председатель НПКСК, аналогично. А рулит Дэн Сяопин - слева, в наушниках.
Высшее руководство партии и государства после событий 1986 года. Ху Яобан (третий справа) все еще в обойме, но уже ничего не решает, поэтому и грустит. Чжао Цзыян (второй слева) – новый генеральный секретарь и говорит именно он, но и он решает не все. Ли Сяньнянь (в центре) – Председатель КНР, формально “глава государства”, reign but not rule. Вторая справа – вдова Чжоу Эньлая Дэн Инчао, председатель НПКСК, аналогично. А рулит Дэн Сяопин – слева, в наушниках.

Госсовет вместо Чжао Цзыяна возглавляет Ли Пэн. На политическом небосклоне все ярче горит звезда секретаря шанхайского горкома Цзян Цзэминя. В минувшем году он брутально подавил студенческие выступления в Шанхае. Именно такие люди вскоре понадобятся на самом верху партии и государства.

Экономика

Чего-то экстраординарного на 1986 год реформаторы не планировали. Ставилась задача «закрепления, усвоения, добавления и совершенствования» ранее проведенных преобразований. Такое решение вызвано, прежде всего, побочными эффектами реформы. Среди них: инфляция (за 1986 год цены выросли на 6%, годом ранее еще больше), растущий дисбаланс в развитии между отдельными регионами и отдельными отраслями производства. По-прежнему в основном убыточны государственные предприятия. Да, в 1984 году их перевели на хозрасчет, но огромный и убыточный госсектор все еще главный тормоз для рыночного аспекта реформ. «Сосуществование старой и новой хозяйственных систем» вообще признается китайскими экономистами «самой главной проблемой».

В 1986 году впервые заговорили о «перегреве экономики». Темпы роста ВВП в отчетном году были ниже, чем ранее – 9,8% в 1986 г. против 16,5% в 1985 г. Китайские экономисты усмотрели в этом положительное явление. Они же отметили, что несмотря на снижение объемов производства, ассортимент товаров значительно вырос; выросло и их качество. Впрочем, оно по-прежнему остается невысоким, так как, к примеру, до 50% одежды и обуви производится кустарными деревенскими предприятиями (то же касается 53% объема стройматериалов, 66% добычи угля и так далее).

Китай продолжает реформы в формате «переходить реку, ощупывая камни». Главный принцип – эксперименты и конкуренция регионов. Например, в 1986 году в пяти городах Ухане, Гуанчжоу, Чунцине, Шэньяне и Чанчжоу был запущен эксперимент в финансовой сфере. Суть его заключалась в создании фондового рынка и возможностей для свободного движения кредитных средств между различными банками, предприятиями и организациями. Эксперимент был признан успешным.

Результаты реформ заметнее всего на селе. Годом ранее была отменена система централизованных закупок сельхозпродукции, был осуществлен переход к контрактной системе и введены свободные цены на продукцию. Все это, вкупе с переходом на систему семейного подряда, способствовало дальнейшему развитию товарно-денежных отношений и товарной экономики в деревне. Результат – высокие темпы роста производства, улучшение жизни крестьян.

Только в середине 1980-х велосипеды в Китае перестали считаться "предметом роскоши".
Только в середине 1980-х велосипеды в Китае перестали считаться “предметом роскоши”.

Нуждам экономической реформы подчинены действия правительства и Всекитайского собрания народных представителей. В 1986 году разрабатываются долгожданные «Общие положения гражданского права», которые призваны упорядочить отношения в обществе в соответствии со спецификой экономического развития. Например, признается частная собственность на средства производства. Принимаются положения о банкротстве. Уже в июле 1986 года по ним впервые в истории банкротом признается госпредприятие – Шэньянский завод по производству взрывозащищенного оборудования.

Закон о землепользовании (принят в июне 1986-го, вступил в силу с 1 января 1987-го). Закон закрепляет две формы собственности на землю – государственную (общенародную) и коллективную. Земля может передаваться во временное пользование частным и юридическим лицам, но только на основании решений местных органов власти.

В июле принимается первый в истории Китая Закон об обязательном образовании.

Молодой и перспективный руководитель с очаровательной супругой. Си Цзиньпин, с приветом из Фуцзяни. 1986.
Молодой и перспективный руководитель с очаровательной супругой. Си Цзиньпин, с приветом из Фуцзяни. 1986.

Другой важный и актуальный закон – Закон о предприятиях иностранного капитала (принят в апреле 1986 года в дополнение к уже действующему Закону о совместных предприятиях). По нему Правительство КНР обязано защищать права и интересы иностранных инвесторов – например, право переводить за границу прибыли и иные доходы и фонды, оставшиеся после ликвидации предприятия. Однако тот же Закон прямо требует, чтобы инвесторы открывали счета только в Банке Китая или ином банке, указанном властями КНР. В исключительных случаях допускается национализация или экспроприация иностранных предприятий «при обязательной компенсации в разумных пределах».

В 1986 году под «иностранными инвесторами» все еще подразумеваются, прежде всего, хуацяо. Прежде всего, из Гонконга. Инвестиции тоже в основном «китайские». Зачастую это ранее переведенные на подставные гонконгские компании средства госкомпаний КНР, с целью получения более высокого дохода от инвестирования в ту же КНР на льготных (для иностранцев!) условиях. Главный кредитор (пока еще не инвестор) Китая – это Япония. В 1986 году КНР получила от японского Экспортно-импортного банка кредитов примерно на 1,5 млрд. долларов под 7% годовых сроком на 10 лет.

Культура

Великолепную Гун Ли на этой фотографии из серии "Как молоды мы были" узнает каждый. А вот кто распознает Чжан Имоу и Тянь Чжуанчжуана? ))
Великолепную Гун Ли на этой фотографии из серии “Как молоды мы были” узнает каждый. А вот кто распознает Чжан Имоу и Тянь Чжуанчжуана? :-)

В китайском кинематографе грядет настоящий прорыв. В 1982-87 годах в киноискусство пришло новое, т.н. «пятое поколение режиссеров» 导演第五代 (Чжан Имоу 张艺谋, Чэнь Кайгэ 陈凯歌, Тянь Чжуанчжуан 田壮壮, Чжан Цзюньчжао 张军钊 и другие). Они «обречены» были быть великими. Ведь речь идет о первом после «культурной революции» выпуске Пекинской киноакадемии. (В 1982 году состоялся легендарный выпуск академии, а к 1987 году выпускники в основном сняли свои дебютные фильмы). В искусство пришли взрослые люди, прошедшие через «культурную революцию» и ее горькое похмелье, рефлексия по поводу которых не могли не стать источником художественного вдохновения.

В 1986 году У Тяньмин 吴天明, причисляемый к «четвертому поколению», снял фильм «Старый колодец» 老井 о жизни крестьянина в глухой дунбэйской деревне. В одной из главных ролей снялся Чжан Имоу, известный к тому времени не как актер или режиссер, а как оператор (снимал дебютные фильмы Чэнь Кайгэ «Желтая земля» 黄色土地 и Чжан Цзюньчжао «Один и восемь» 一个和八个 в 1984-м). Параллельно Чжан Имоу продолжал работать над своим дебютным фильмом «Красный гаолян» 红高粱, с которого собственно и началось «новое китайское кино».

В 1986 году на экраны вышла экранизация нашумевшего пятью годами ранее романа Гу Хуа 古华 «Поселок лотосов» (芙蓉镇, другой вариант перевода – «В долине лотосов», роман был переведен на русский язык переводчиком В. Семановым). Сам роман – превосходный образец «литературы шрамов» 伤痕文学, описывающий, как легко догадаться, времена «культурной революции». Фильм снят 63-летним режиссером Се Цзинем 谢晋, который считался одним из лучших китайских кинематографистов еще до «вэньгэ» (лидер т.н. «третьего поколения»), но в ее годы подвергся гонениям. Сам фильм стал настоящим событием в жизни Китая и до сих пор считается одной из лучших драм 80-х годов.

Кадр из фильма "Юность - на алтарь"
Кадр из фильма “Юность – на алтарь”

Из 134 вышедших на экран художественных фильмов тогдашние китайские кинокритики отмечали следующие:

На кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия) победила картина «Добропорядочная женщина» 良家妇女 (режиссер Хуан Цзяньчжун 黄建中). В основе сюжета история 18-летней девушки, которую в 1940-х годах выдали замуж за 6-летнего мальчика. В самом Китае лауреатом трех киноконкурсов стал фильм «Дикие горы» 野山 (режиссер Янь Сюэшу 颜学恕 , экранизация одноименного рассказа Цзя Пинва). Его особенность в том, что, показывая жизнь глухой деревушки, режиссер сделал акцент не на героических «трудовых буднях», а внутренних переживаниях главных героев.

Традиционную для себя женскую тему продолжил режиссер Бай Чэнь 白沉в фильме «Весна среди осени» 秋天里的春天. Воспрянув после «культурной революции», главная героиня обращается к поискам личного женского счастья. Фильм режиссера Чжан Нуаньсинь 张暖忻 «Юность – на алтарь» 青春祭 рассказал о том, как в годы «вэньгэ» крестьяне, вопреки тогдашним левацким установкам, внушают юной девушке, сосланной в деревню на перевоспитание, любовь к красоте и естественности (совершенно неожиданно обнаружил этот фильм на «Даокэдао»). Среди населения очень популярна комедия «Чарующий оркестр» 迷人的乐队 (режиссер Ван Хаовэй 王好为, тоже женщина). Сюжет: крестьяне покупают музыкальные инструменты и, преодолевая сопротивление косных односельчан и руководства, создают оркестр европейского типа. Эту картину показали даже на заседании Центрального комитета КПК. Говорят, она очень понравилась Дэн Сяопину.

В 1986 году на экраны также вышли высокобюджетный официозный блокбастер «Сунь Ятсен» и каноническая экранизация «Сна в красном тереме».

С успехом в китайском кинопрокате прошли советские фильмы: «Военно-полевой роман», «Вокзал для двоих» и «Экипаж». А по Центральному телевидению Китая показали «Любовь и голуби» и «Они сражались за Родину».

Календарик с кадром из той самой экранизации "Хунлоумэна"
Календарик с кадром из той самой экранизации “Хунлоумэна”

В литературе самым заметным произведением года стал роман Кэ Юньлу 柯云路 «Ночь и день» 夜与昼. Действие романа разворачивается летом 1982 года в течение суток в столице страны. На страницах книги появляется более ста персонажей, представляющих различные слои населения. О Кэ Юньлу заговорили еще годом ранее, когда по телевидению с успехом прошел сериал «Новая звезда» по его одноименной повести (поговаривают, что прототипом главного героя послужил молодой Си Цзиньпин).

Впрочем, критики, как водится, высказались неоднозначно. Корифей консервативной критики Хэ Синь упрекнул писателя, что его героям «недостает высоких идеалов, духа героизма», зато «чрезмерное внимание уделено еде, выпивке и сексу».

Руководители культуры и искусства не раз с высоких трибун подчеркивали необходимость отражения в творчестве происходящих в стране реформ и порождаемых ими изменений в сознании людей. Но деятели искусств не спешат создавать панорамного полотна о жизни страны в эпоху перемен. В основном про реформы пишут в «малых жанрах»: в рассказах и очерках. Так, в рассказе «Иная жизнь» писателя Мэн Сяоюня говорится о том, как по-новому стали жить в некогда бедной хэбэйской деревне после перехода к товарному производству. А У Миньминь в рассказе «Городские размышления» предлагает читателю поразмышлять об изменениях в системе управления предприятием.

На этом фоне странно и неуместно выглядят попытки рефлексирующей интеллигенции видеть во всем только «черное», не замечая «белого». Так, Цзян Цзылун 蒋子龙 в романе «Дух змей» 蛇神 рассказывает историю любви двух молодых актеров, которая закончилась трагически из-за начавшейся «культурной революции»; во второй части романа автор показывает дожившего до наших дней главного героя совсем иным – мстительным, безжалостным человеком, лишенным моральных устоев. Между строк делается намек: «не мы такие, культурная революция жизнь такая». (Хотя сам Цзян в общем-то в партию вступил в годы вэньгэ и до этого в крамоле замечен не был).

Еще дальше пошел другой писатель Лу Тяньмин 陆天明. Главный герой его романа «Солнце над плато Санна» 桑那高地的太阳 в составе «чжицин» [2] уезжает на постоянное место жительства в деревню, в целинные районы Синьцзяна. Он молод и восторжен, жаждет «проявить свои возможности». В деревне он попадает в переплет сложных, недоступных его пониманию отношений между людьми, и чем больше вырывается из этой сети, тем больше запутывается. Он утрачивает чувство собственного достоинства и отказывается от былых устремлений.

Легко догадаться, что автор описывает свой собственный опыт. Действительно, Лу Тяньмин в годы «культурной революции» добровольцем отправился в Синьцзян. На основе своего синьцзянского опыта он напишет еще два романа в рамках «трилогии солнца» (о нем и китайских писателях «потерянного поколения» интересно написано вот здесь).

Это все еще «литература шрамов» – полный разочарования реализм, господствующий в первой половине 1980-х годов стиль в китайской литературе. Собственно говоря, всего-то ему осталось продержаться пару лет. Разгром студенческих выступлений в июне 1989-го – последний удар по чаяниям литераторов, жаждущих свободы после десятилетия «культурной революции».

На смену им появляется новое литературное течение, еще не сформировавшееся и пока неузнаваемое. Именно в 1986 году Юй Хуа 余华 написал рассказ «Выходя на дорогу в восемнадцать» 十八岁出门远行, который принес ему первую славу и открыл новую страницу в истории китайской литературы – китайский авангард. (Про это очень хорошо у замечательной Юлии Дрейзис)

Первый рассказ Юй Хуа – это история юноши, впервые покинувшего родной дом и мечтающего познать окружающий мир. На всем протяжении повествования читателя не покидает состояние подавленности из-за царящего в воздухе ужаса и предчувствия скорой беды. Юноша действительно сталкивается с враждебной, по-кафкиански абсурдной реальностью и предательством человека, которому доверился. Водитель грузовика, полного яблок, сперва согласившийся подбросить героя «по трассе», затем безучастно наблюдает за разграблением машины толпой крестьян и избиением своего нового знакомого. Сцена разграбления выглядит как торжество насилия и абсурда.

Официальная литература тоже живет своей насыщенной жизнью:

Патриарх китайской литературы, председатель Совета писателей КНР Ба Цзинь 巴金 [3] наконец-то завершил работу над последней, пятой частью своих «Раздумий» 随想录.

Однако наиболее популярна среди читателей вечная тема – тема любви. Известная писательница Ван Аньи 王安忆 написала в 1986 году сразу две повести: «Любовь в горах» 荒山之恋 и «Любовь в маленьком городке» 小城之恋. Обе очень популярны.

Наконец, лучшие хроникеры повседневной жизни Китая 1980-х годов журналисты Чжан Синьсинь 张辛欣 и Сан Е桑晔 опубликовали серию интервью с представителями различных слоев населения – книгу «Пекинцы» 北京人. В Советском Союзе позднее была переведена одна из версий этой книги и опубликована под названием «Голоса из Китая».

Обложка первого альбома Цуй Цзяня. Yi Wu Suo You.
Обложка первого альбома Цуй Цзяня. Yi Wu Suo You.

И, как ни странно, возможно главное событие года в культурной жизни Китая произошло в музыке. Это выход первого и наиболее известного альбома главного китайского рокера всех времен Цуй Цзяня 崔健. Название: 一无所有 («Ничего нет»). Его выступление 29 мая 1986 года на сцене Пекинского дворца спорта рабочих, показанное по телевидению, по воздействию на общество сравнивается знатоками китайского рока со знаменитым выступлением «Битлз» в шоу Эда Салливана. Собственно это событие и считается рождением китайского рока. Как для современного китайского кино «Красный гаолян» Чжан Имоу. Песня Цуя (он на половину кореец, а его фамилия по-корейски: Цой, что навевает понятные ассоциации) стали гимном студенческих протестов 1986-го, а затем и 1989-го годов. Про Цуй Цзяня читайте в статье замечательного Виктора Ширяева.

Цуй - Цой. Ничего не напоминает? ))
Цуй – Цой. Ничего не напоминает? ))

Спорт

В Китае бурными темпами развивается массовая физкультура. Прежде всего, это касается традиционных видов «спорта» – ушу, тайцзицюань и так далее. Для дальнейшей популяризации ушу 15-17 октября 1986 года в Тайюане было проведено первое общенациональное первенство. В стране теперь разрешено создавать и частные школы ушу и прочих оздоровительных методик. О Ли Хунчжи и «Фалунь Дафа» еще пока не слышали, так что государство с энтузиазмом покровительствует традиционным видам «физической культуры».

Военнослужащие Народно-освободительной армии и представители широких народных масс в свободное время занимаются традиционными видами спорта в одном из пекинских парков
Военнослужащие Народно-освободительной армии и представители широких народных масс в свободное время занимаются традиционными видами спорта в одном из пекинских парков

Нетрадиционным, впрочем, тоже. В ноябре 1986 года Китай вступил в Международную федерацию культуризма. И уже ровно через год китайские качки собрались в Шэньчжэне, где разыграли Кубок Геркулеса.

С триумфом вернулись китайские спортсмены с 10-х Азиатских игр, которые проходили в Сеуле. КНР была представлена 514 спортсменами, которые соревновались в 20 из 25 видов программы. Выиграв 94 золотые медали, китайцы заняли 1-е общекомандное место. Настоящий герой нации – гимнаст Ли Нин 李宁. (Тот самый, который затем станет основателем успешной компании-производителя спортивной одежды).

Среди женщин герои – вся сборная по волейболу. Китайские волейболистки в 1986 году в пятый раз выиграли Кубок мира.

На этом пока все. Аналогий и параллелей, как мне кажется, воз и маленькая тележка. Каждый сам для себя решит, что реально, а что надуманно. И чего ждать от нового, 2014-го года. Который, по загадочному стечению обстоятельств, является полным календарным аналогом 1986-го года.

Необходимое послесловие: 1980-е годы в Китае являются предметом особого интереса автора. С развитием политической системы в эту эпоху связана тема научной работы; литература и кино 1980-х интересуют еще со студенческих времен, равно как и «история повседневности» этого десятилетия. Идея сделать цикл очерков по каждому году (в духе знаменитых парфеновских «Намедней») появилась давно. Кое-какие наработки по первой половине 1980-х есть, но работа трудоемкая, поэтому что-то планировать, в условиях постоянного загруза, довольно сложно. Возможно, получится что-то подобное реализовать в наступившем году. В представленном тексте, если не указано иное, используются материалы сборников «Китайская Народная Республика в 1986 году. Политика, экономика, идеология», М., ИДВ АН СССР, 1988, Quick Access to PRC – The First Sixty Years, 1949-2009, Beijing, 2010, и风向六十年:中国流行热潮1949-2009。北京,2010).

Примечания

  1. Ганьбу 干部 – вплоть до 1990-х годов так называют «номенклатурных работников», то есть партийных и государственных руководителей. Ныне, по субъективным ощущениям автора, термин употребляется только в историческом контексте.[]
  2. Чжицин 知青 – «образованная молодежь», высланная в отдаленные сельские и горные районы Китая в рамках кампании «шаншань сясян» (上山下乡) для «трудового перевоспитания» в годы «культурной революции». Мало кто из городской молодежи конца 1960-начала 1970-х смог избежать этой участии. Например, Си Цзиньпин тоже отправился в деревню, хоть и был сыном видном партийного руководителя.[]
  3. Настоящее имя Ба Цзиня: Ли Яотан. Ба Цзинь – псевдоним, состоящий из иероглифах в именах русских анархистов Бакунина и Кропоткина.[]
Фото аватара

Автор: Иван Зуенко

Живу во Владивостоке. Выпускник Восточного института ДВГУ 2005 года. Раньше преподавал историю и политику Китая на кафедре Тихоокеанской Азии ДВФУ. Сейчас занимаюсь научными исследованиями в Институте истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения Российской академии наук. Стараюсь работать в разных направлениях: академическая наука, публичная экспертиза, науч-поп. Основные направления интересов: китайское общество в 1980-90-е, политическое развитие Китая, российско-китайское региональное сотрудничество, трансграничные проекты, Китай на постсоветском пространстве. Любимый город в Китае – Харбин. Любимый деятель китайского искусства – Цзя Чжанкэ. Любимое занятие в Китае – путешествовать и есть.

33 комментария

  1. Ваня, твои посты всегда читаются на ура, в них всегда прослеживается и острота и ум! Спасибо! С удовольствием бы посмотрел твой бы цикл китайских «Намедней» в твоем исполнении.

  2. Огромное спасибо!!!!! Все комментарии выше ……. что даже и добавить нечего. Пожалуйста продолжайте радовать подобными статьями.

  3. Отличная статья! С удовольствием прочитал бы побольше о Китае 80-90-ых годов. Эпоха реформ после Мао и начало модернизации, на мой взгляд, одна из самых интересных в истории Китая XX столетия.

  4. Иван, немеряно круто! Завидую твоим студентам (-ткам). Я, конечно, лекции Кожевникова по новейшей истории часто прогуливал, но те, что слышал, такой формой изложения похвастать не могли.
    В порядке уточнения: в 1986 году действительно был принят закон “О предприятиях иностранного капитала”/外资企业法, но закон об СП, 中外合资企业法 был принят еще раньше, аж в 1979 году, и там уже было про защиту интересов иностранных инвесторов и т.п.
    Потому как СЭЗ уже в 1980 году были запущены, и как бы иностранный, хотя бы даже и гонконгский, капитал туда ломился, не имея защиты?
    В 1980 году уже сделали первое СП по авиакейтерингу и пошло. В 1984 AMC стало вместе с BAIC в Пекине собирать Jeel, в 1985 Фольксваген с SAIC начал в Шанхае делать Джетту или что там у них еще было. В общем, к 1986 году опыт сотрудничества в прямых инвестициях и у Китая, и у иностранцев уже был нормальный.

    1. О! Александр, очень крутой комментарий.

      Действительно пояснение, необходимое читателям. Которое, кстати, не противоречит тексту, так как в нем говорится о законе, который регулирует статус предприятий, основанных целиком на иностранном капитале, а не о СП.

      Инфа в части законодательства в этом тексте – из ежегодников Института Дальнего Востока. Там в то время усилиями, видимо, Леонида Моисеевича Гудошникова очень подробно этим вопросом занимались. И, как мне кажется, достаточно качественно.

    2. Кстати, лекции Александра Евгеньевича мне всегда казались увлекательными ))

      Иначе кто бы еще мне “привил” интерес именно к новейшей истории Китая?

      Да, были какие-то флэшбеки из детства, связанные с Китаем, разговоры о нем, какие-то смутные ассоциации и картинки из кино, и соответственно желание дать всему этому исторический контекст… Но вот интерес к политической части истории Китая времен Мао и пост-Мао – это уже от Александра Евгеньевича. Большое ему за это спасибо.

      1. Эх, а вот моему поколению и с лекциями А.Е. как-то не повезло. Он был о ту пору, видимо, озадачен вопросами хлеба насущного (как и все), и красноречием на лекциях не блистал, обычно давал список литературы и потом молча выслушивал наши ответы. Да мы, вообще-то, по большинству предметов года два почти не учились – и преподаватели, и студенты косили бабло с благословения деканата, который состригал с него 60 процентов. Странное было время. Называлось бумом приграничной торговли.
        А за пост огромное спасибо. Не ожидал такого размаха и конкретики.
        …кстати, я бы с неменьшим интересом прочел нечто подобное про нас))

        1. Про нас, в смысле про Советский Союз? Дык Парфенов эту ниву испахал всю, по-моему. И довольно качественно, как мне кажется.

  5. Справедливости стоит отметить, что, вероятно, со слов самого Ба Цзиня, его псевдоним мало отношение имеет к бакунину.ма , а для кропоткина “золото” – заключительный слог имени, а не первый, и был выбран – “а патамушта красыво”. Ба же – фамилии самовыпилившегося в Париже (еще одно ба?) полузнакомого писателю по его обучению в Франции китайского товарища.

  6. Мммм, какая вкусняшка! Пишите, Иван, пишите, читать – сплошное удовольствие.
    А если в тексте с иероглификой будут не только названия фильмов, но и всякие заводы по взрывозащищенному оборудованию и политические лозунги – признательности (моей, да, думаю, и всеобщей) не будет конца :)

    1. О! Политические лозунги и идеологические концепции – вообще хочется целую энциклопедию на эту тему наваять. С переводами, культурным и историческим контекстом и прочими вкусностями. Материала хватает. Было бы время и востребованность…

      1. Ага, одна “китайская мечта” или ранее зачеркнутые кошки чего стоят…
        Востребованность-то будет, а вот со временем – это да, хреновасьтенько.

  7. Интересно. Спасибо.

    Загадочным образом 2014-й год является полным календарным аналогом 1986-го года.

    календарь повторяется каждые 7 лет – кратно 7 дням в неделю, не?

    1. Именно так. Каждый год является “полным калегдарных аналогом” очень многих предшаствующих и будущих годов, и никакого “загадочного образа” тут нет… Но данный “аффтар” вообще довольно дремуч в вопросах истории, так что удивляться нечему.

    2. Вовсе нет. Специально этим вопросом не занимался, но по субъективным ощущениям подобные “совпадения” получаются не так часто. Ибо в расклад включаются всевозможные “високосные годы” и так далее. Но во всяком случае именно о совпадении 2014-го и 1986-го в этом январе трубят все СМИ. http://www.wncn.com/story/24341347/save-those-1986-calendars-the-dates-are-same-as-2014, http://earth-chronicles.ru/news/2014-01-02-57145 и еще много-много ссылок на эту тему ))

      1. еще незаведенные часы 2 раза в сутки показывают правильное время! Мистика! ))

          1. Зачем мне холодильник, если я не курю?

      2. Не с точки зрения загадочности, т.к. это лишь периодичность (2003, 1997, 1986, 1975, … )

        Но с точки зрения ретроспективы, довольно довольно познавательно.

        Спасибо!

    3. Не-а. Високосные года эту малину портят. А результате календарь повторяется через 28 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *