Велопутешествие четырех лаоваев по Южному Китаю

Велопутешествие по Южному Китаю

Почему я поехал по Китаю на велосипеде, а не по Байкалу – на машине, или по Европе – на мотоцикле? Во-первых, Китай для меня самая близкая заграница. Рукой подать, что называется, всего полчаса через Амур – и я уже в другой стране. Китайские жители толерантны к иноземцам, а многие даже проявляют радушие и стараются помочь в трудной ситуации. С общением проблем нет: набор китайских дежурных фраз я знаю уже давно, а в последнее время даже в глухой деревне можно поговорить со школьником на среднем инглише.

Пекин – Гуйян – Гуйлинь – Пекин, 19 марта – 15 февраля

Почему велосипед? Потому что он перемещается быстрее человека в несколько раз, проедет там, где порой трудно идти, и его можно возить с собой в тех случаях, когда ехать на нем уже совсем никак не получается. Даже учитывая личные вещи, можно почти всегда уложиться в норму веса для авиаперелета, а с поездами и остальными видами транспорта вообще никаких проблем. А самое главное – маневренность, мобильность и свобода: ведь даже находясь на оживленной трассе, я могу притормозить, посидеть на обочине, отдохнуть, осмотреться и что-нибудь сфотографировать.

Как началась эта поездка? С интернет сообщения от Наташи со странной фамилией Музыка. Она работает гидростроителем, и с тех пор как достроила Бурейскую ГЭС и уехала возводить следующий важный объект, Богучанскую ГЭС, мы не виделись лет сто. Просмотрев гору отчетов и наслушавшись разговоров и хороших отзывов о Китае, она решила организовать велопоход по Южному Китаю. Было решено ехать из города Гуйян в город Бэйхай, что на побережье Южно-китайского моря. Три китайских провинции, десятки городов, сотни деревень и поселков ждали, когда мы посетим их, рассмотрим, прогуляемся по улицам и сфотографируем каждую собаку. Всего предстояло проехать около 1200 км.

Юг Китая – это тропики, поэтому путешествовать летом на велосипеде под палящим солнцем и при стопроцентной влажности было бы самоубийством. Поэтому выбрали конец зимы и начало весны, февраль-март, когда ни жарко, ни холодно, комфортные велотемпературы (+15-20℃) и почти нет дождей. Я решил вопрос с отпуском на работе и начал думать, как же добраться до Пекина, точки сбора нашей команды. Всего в ней состояло четыре человека: Наталья, Степан, еще один товарищ из Хабаровска, Андрей, спасатель спасателей, психолог из МЧС, и я.

Бежали дни и недели, до отъезда оставалось несколько дней, уже почти сдав дела на основной работе и судорожно дорабатывая мелкие проекты, я аккумулировал деньги и все больше думал о поездке. Велосипед был тщательно вымыт, разобран и упакован в транспортный чехол, вещи для теплой, мокрой и холодной погоды были собраны, снаряжение, электроника и запчасти – подготовлены. И вот он, вечер отъезда. Платформа как никогда полна провожающих, аж три человека машут мне платочками, мама, подруга и сам президент нашего велоклуба.

Дорога до Владивостока оказалась обычной и особо ничем не запоминающейся: обычный поезд, обычные люди. Правда, билет у меня был электронный, что не помешало мне опять же сесть в вагон лишь по одному паспорту. Во Владивостоке я недорого переночевал в общежитии, найденном по совету друзей. И на следующий день встретился с Андреем, участником нашего путешествия. Мы вместе приехали в аэропорт, где я провел долгих 12 часов ожидания, и встретились уже в Пекине. С перевозкой велосипеда, а я вез его с самого Благовещенска, проблем не возникло.

Пекин встретил нас теплом и смогом. Быстро добравшись до центра города на метро, мы довольно долго искали забронированный хостел, пока нас не довел за руку молодой китайский студент. Спасибо ему огромное. Хостел в Пекине, 365INN, – один из лучших по отзывам посетителей, 30 юаней за койку в 4-х местном номере.

Заселились и пошли гулять: посмотреть на столицу Китая (мы были здесь первый раз) и найти веломагазин, с целью купить Андрею велосипед, на котором он и поедет на юг. Главный город КНР оказался красивым, огромным, но не тесным. Не найдя велик, мы прошлись по площади Тяньаньмэнь и по туристической пешеходной улочке. На сегодня впечатлений хватило, пора спать.

На следующий день прилетели Наталья со Степаном, наконец-то группа была в сборе. Пока я и двое вновь прибывших обсуждали план поездки и еще раз проверяли маршрут, Андрей нашел велосипед Giant совсем не в фирменном магазине за 3200 юаней. Сделан он был, конечно же, в Китае, вполне качественно, и с этого момента вся наша техника также была готова к путешествию. Вечером тех же суток мы вылетели в город Гуйян на юге Китая, стартовой точки нашего велопробега.

Темной ночью мы прилетели в небольшой аэропорт Лундунбао. Еле-еле поймав пару такси и с трудом запихав наши велики и себя, мы поехали в город поспать оставшиеся до рассвета часы. Таксисты, подумав, что мы миллионеры, привезли нас в отель «Шератон» с его дикими ценами в 1300 юаней за кроватку, и нам пришлось потратить еще час на поиски более удобного и недорогого жилища. Кое-как устроившись в ничуть не хуже отельчике за 330 юаней, мы моментально отключились. Завтра надо было подготовить велосипеды, купить карты автодорог и немного провизии, а послезавтра ранним утром был запланирован выезд.

Гуйян – город не очень большой: живет там почти 4 миллиона китайских душ, несколько отелей, пара местных достопримечательностей, в 40-50 км от города начинаются владения малых народностей Китая, мяо, ли и дун. Там начинается интересный Китай, с природой и самым настоящим национальным житьем-бытьем.

Пекин – Гуйян – Гуйлинь – Пекин, 19 марта – 15 февраля

Проснувшись около десяти утра и посмотрев на город из ресторана на 32-ом этаже, мы пошли гулять, нашли книжный, где обнаружили более-менее свежие карты дорог, а в соседнем супермаркете купили кучу сухофруктов для легкого перекуса в дороге. Возвратившись в отель, мы стали собирать велосипеды прямо в номере, часа через три дело было сделано. Все. Отбой.

И вот утром 23 февраля – на колеса! Дома еще лежит снег, а я на велосипеде и одет довольно легко. Температура утром была около 15 градусов тепла. И мы покатили в сторону моря, на юг, подальше от шумного города, в край рисовых террас, маленьких деревень и поселков. Наша команда поехала по национальной трассе G321. Национальные дороги – это артерии Китая, по ним перевозят множество грузов, правительство вложило огромное количество денег в развитие и строительство дорожной сети, теперь проехать с севера на юг и с запада на восток на машине или велосипеде – не проблема.

Вот и начался обычный, ничем не приукрашенный Китай. Земледелие здесь на первом месте: большинство жителей выращивают рис, кукурузу, чай, клубнику, апельсины, арбузы – в общем, все, что можно вырастить в данном месте. Некоторые занимаются гончарным промыслом, кто-то держит лесопилку или кирпичный завод. Мы видели достаточно много жителей среднего достатка, с хорошими домами, на новых машинах, пользующихся новой сельхозтехникой. В обычной на вид хибаре может быть спутниковое ТВ, компьютер у ребенка и горячая вода от солнечного нагревателя на крыше, но тут же около дома куча навоза. Некоторые возят урожай на велосипедах, а кто-то – на трейлере. Такие вот контрасты. Все китайцы, конечно, работящие, но без фанатизма, многие и отдохнуть могут посреди дня, однако, конкуренция на рынке труда и сбыта продукции высока.

Пекин – Гуйян – Гуйлинь – Пекин, 19 февраля – 15 марта

Проезжая мимо полей и домов, мы часто останавливались посмотреть на местных жителей, попить чаю, перекусить в дороге или просто отдохнуть. Часто нас спрашивали, кто мы и откуда, как правило, сначала принимая за американцев или немцев. Полиция нам помогала по всем вопросам. Пару раз в мелких городах в отель приезжали особисты, проверяли визы и с пожеланием удачной дороги уезжали. Конфликтов и недопонимания ни с населением, ни с полицией не было.

Обычные школьники весьма неплохо знали английский, помогая своим родителям найти клиентов на обед или постояльцев в гостиницу. Так, разговорившись с одной девочкой, мы остались ночевать в ее доме, с разрешения ее бабушки и мамы. В другой раз, пообщались с мальчиком, потом он познакомил нас со своим преподавателем английского языка, и дальше произошли вовсе удивительные вещи. Я поработал за еду, проведя открытый урок английского в местной школе. За это всех нас накормили и напоили в ресторанчике за счет школы. Причем сначала накормили-напоили, а потом сказали: “Дети ждут вас!” Это в пол-одиннадцатого ночи. Деваться было некуда. Сорок минут я рассказывал детям о нашей поездке, кто мы такие, задавал им вопросы, отвечал на их. Было здорово, хотя не мешало бы подготовиться. Но для усталого с дороги человека было нормально.

Города сменялись деревушками, поселки мегаполисами, двух одинаковых поселений мы не видели. В городе Санцзян мы ужинали в ресторане, где был всего один стол. Вообще один. То ли ресторан ремонтировали, то ли закрывали, в общем мы там были одни, а еду приносили, кажется, из столовки через дорогу.

Пекин – Гуйян – Гуйлинь – Пекин, 19 февраля – 15 марта

В селе Шанландэ обнаружилась деревянная гостиница, удивительное место для душевного отдыха и лечения нервов. Под Яншо я живьем увидел купюру в 20 юаней: да, те самые три горы, изгиб реки. Потрясающее зрелище.

До запланированной точки путешествия, города Бэйхай, мы, конечно, не доехали: погода ухудшилась, стало холодать, пошел дождь. Но ведь поход наш был не совсем спортивный, поэтому цели “во что бы то” не стояло. Мы доехали до города Гуйлинь, пару дней покатались на велосипедах по его окраинам и пригородам и улетели в Пекин, где тоже цивилизованно отдыхали и занимались обычным «вау – пагода!» туризмом.

Удивительно прошли эти две с половиной недели на велосипедах. Дорога была и хорошая, и плохая, местами было очень сыро, кое-где жутко холодно, но как бы я себя не чувствовал физически, мне было жутко интересно, что же нас ожидает завтра, куда мы приедем через час, что я увижу через минуту. Мы все упивались Китаем, открывая его заново каждый день. Тысячи фотографий и десятки видеороликов отставили отличную память о том, как прошло путешествие, однако, не смогут рассказать и передать всего, что чувствовали четыре путешественника на велосипедах.

Месяц я не был дома, 26 дней провел в Китае, из них 16 ходовых дней на велосипедах. Мы проехали более 800 км из запланированных 1300. Техника не подвела, здоровье почти не подвело. Травм и поломок не было. С транспортировкой велосипедов самолетом, и прочими видами транспорта, проблем не было.

Фото аватара

Автор: Лентяй

В детстве играл в химика и механика, универ закончил филологом-журналистом, работаю инженером-телевизионщиком. Без ума от велосипедов и быстрого интернета. Удалось поработать в Китае, спасибо начальнику - тренинг "I can do it" на всю жизнь. Язык 中文 знаю весьма дурно. После приезда из Китая написал 16 листов своих ощущений за одну ночь. Если найду в Китае работу лучше чем была - перееду туда на следующий день.

36 комментариев

1. Вау !!! Вот это да! Я тоже хочу. Я вижу, Вы тут все свои. А вдруг место лишнее будет в следующий раз – возьмите меня, а ?

2. Круто! Завидую белой завистью! Мы вот собирались в свое время на чёпперах из Пекина в Тибет поехать, но теперь пораждались детки и событие приходиться отложить на неопределенный срок (

3. Ой, какие вы молодцы, завидую по доброму, я и на велосипеде не умею ездить, да и не рискнула бы)))

4. Миша, молодец!
    только как в следующий раз будешь у нас на пекинской земле, можешь хотя бы позвонить, по старой дружбе ;)

5. Как хорошо-то!
    Ребята, а кто может рассказать о своей первой любви к Китаю?
    И как удалось не потерять интерес и зацепиться за китайский язык?
    Две главные (?) для китаиста вещи.

1. Отличные фото, очень впечатляет ваш рассказ, а теперь и фотоотчет в дополнение, супер!!!! Спасибо еще раз!

6. Молодцы! Очень отважное путешествие, из далека с велосипедами и в новое место!
    Опишите какие у вас велосипеды были? Горные или беговые?

Я тоже частенько катаюсь по Шанхаю, хотел бы съездить куда-нибудь в пригородные места, всё жду стабильного потепления. :)

1. Велики были всякие. 3 MTB два из них уже проверенные, подготовленные для походов. Один MTB был куплен в Пекине, тоже неплохо ехал. Хардтейлы эти три. А у меня ригид-кастом из титана с планетарной втулкой, педальки контактные. У всех велобагажники были, велочехлы, в самолет, автобус и пароход без проблем влазили.

1. Под планетарной втулкой подразумевается планетарный переключатель передач? (как описано здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/Планетарный_механизм)
        Я в этом деле, к сожалению, не такой специалист, пришлось покопаться в инете пока понял про что речь.
        А что представляют из себя велочехлы? Из чего сделаны? Какой получается размер набора с велосипедом в сложенном виде?
        Для таких путешествий обязательно нужен велосипед с возможностью быстрого съёма колеса?

1. Да, планетарка – это специфичный переключатель скоростей, которому не страшны грязь, вода и пыль. Велик разбирается за пол-часа, любой собственно. Чехол получается около 50х90см. Чехлы из материала кордура. Один фиг из чего не делай, рвутся. Особенно после самолета, там их кидают порой сильно. Ехать можно на любом велике вообще, главное ехать.

7. Здорово! Люблю велосипед, ездил в несколько походов по Европе, но Китай из-за дальности, боюсь, так и останется мечтой… Хотя…

1. Привет! А зимой же кайф поездить в лете. Да и красота какая там, жаль до моря не доехали.

1. Это понятно, что красота и погодные условия хорошие :)
        Интересно почему именно эти города в Китае?

1. Это руководитель группы выбрала. Сначала хотели по провинции Юннань ехать, а потом решили, что на море поедем. Ну вот. Красоты собрали, боты для омывки подготовили, но недоехали немного. В другой раз.

8. Фото я выкладывал на форуме awd.ru однако там сломался фотораздел, когда починят – хз…

9. оо, это так здорово!! Вы отважные путешественники! Восхищаюсь!!
    Поддерживаю Yasya, очень хочется еще фотографий посмотреть!
    Спасибо!

10. Отличный репортаж, браво!
    Повезло вам все-таки с тем студентом, который довел до хостела. Помнится, один шанхайский люмпен содрал с нас 20 юаней, чтобы довести до вокзала, который был буквально за углом. :)

11. Трек, пожалуйста.
    Велопробег по южному Китаю. Гуйян – Гуйлинь

~Daria_Mada_Manikhina, по-разному катались, от 5 часов в первый разгонный день, до 10-12 в некоторые особо тяжкие, это более ста километров когда надо было проехать.

~oldboy, на самом деле так и есть :-)

12. Отличный пост! Я сам периодически катаюсь на велосипеде, иногда за один вечер могу проехать от wudaokou до qinmen потом до ябалу и обратно. Но за город выезжать не думал. Да и не с кем. У меня bmx haro

13. вы великие молодцы!!! 800 км. офигеть!!!!!!
    круто-круто!!!
    я сама частенько выезжаю из студгородка покататься. больше четырех-пяти часов в день на велике не выдерживаю. как и у вас много чего интресного попадается по дороге. это реально интересно!
    а вы сколько в день на двухколесном друге проводили?