Великая Китайская империя и варвары

Великая Китайская империя и варвары / Магазета

Говоря о Китае, нельзя не учитывать ряд уникальных факторов, без понимания которых никакая деятельность в этом регионе, во всяком случае, на вменяемом, сознательном уровне, невозможна.

Во-первых, Китай — это единственная Империя в полном смысле слова, сохранившаяся без существенных изменений с библейских времен. В идеологическом смысле империя является «ойкуменой»,т. е.землей, на которой живут собственно люди. На остальной территории могут проживать только человекоподобные варвары, в данном случае — европеоиды, люди с голубыми глазами и длинными по китайским меркам носами. Отношения между людьми и варварами строятся на заведомо непаритетных основаниях, поэтому ожидать от китайской стороны равноправных партнерских отношений было бы, мягко говоря, опрометчиво.

К тому же с середины 19 века китайцы постоянно получают от варваров «по носу», что для них неприятно вдвойне. (Именно к периоду «Опиумных воин» относится появление литературы о летающих монахах Шаолиня, которые с суковатой палкой в руках могли запросто справиться с полком вооруженных огнестрельным оружием иностранцев. Империя пыталась сохранить величие хотя бы на бумаге)

Во-вторых, КНР не является правовым государством. Юридическое поле Китая зиждется на трех «китах»: закон, власть и традиционная мораль, в центре которой лежит философско-этическая система Конфуция-Мэнцзы (VI—IV вв.до Р.Х.) . Законы декларируют власть права, власть — свое право управлять и регулировать, а моральный долг заставляет все это переоценивать и принимать верное решение. В этой системе Закон занимает низшее, подчиненное положение, поэтому КНР нельзя назвать классическим правовым государством, и коммунизм здесь совершенно не причем. Отсюда следует целый ряд важных положений. Например, если Закон вступает в противоречие с моралью или интересами власти, он… уступает,т. е.формулируется неполно или допускает различные толкования. Документы, положения которых европейский менталитет расценивает как незыблемые и обязательные к исполнению (контракт поставки, допустим), для китайского сознания могут при определенных условиях показаться не такими уж основательными, изменяемыми. С другой стороны, китайцам по многим причинам не свойственно резко отграничивать деловую и частную сферы, все экономические споры решаются так сказать «в семейном кругу», поэтому обращение с судебными исками и вообще апелляция к Закону здесь явление весьма и весьма редкое. А отсутствие у судебных органов сколь-нибудь заметной практики и широкие возможности для перетолковывания положений законодательных актов, в свою очередь, делает большинство процессов непредсказуемыми.

Великая Китайская империя и варвары / Магазета

Далее, китайская экономика, несмотря на заявления официальных лиц, является еще более «серой», чем российская. Особенно эта «серость» сказывается в сфере внешней экономики, когда контролирующие органы смотрят на злоупотребления китайских экспортеров сквозь пальцы, лишь бы товар был вывезен, а валюта получена в Китае. В этой связи нарушения контрактного права, незаконное использование банковских счетов в Гонконге, а также всевозможные откаты и манипуляции при возврате НДС приобрели поистине гигантские масштабы. А воровство интеллектуальной собственности китайцами давно стало притчей во языцех. Однако работать можно и в таких условиях, важно лишь знать правила игры, и не выходить за рамки допустимого, не скажу — законного. Нам ли, россиянам, привыкать?!

Скажем, если мы с Вами торгуем одним и тем же ассортиментом, но я «по-белому», а Вы — применяя методы налогового планирования и откатов, то себестоимость Вашего товара окажется ниже, и в конкурентной борьбе я неизбежно проиграю. В Китае, где производящих компаний миллионы, конкуренты буквально дышат в затылок друг другу, и нам, экспортерам, волей-неволей приходится с этим считаться и… мириться. В последние лет пять участились случаи, когда китайский партнер вообще отказывается от сделки, если со стороны экспортера выдвигаются требования по обеспечению коммерческой операции по всей букве китайского законодательства. В результате мы оказываемся перед выбором: пойти на риск либо закупать товар по более высокой цене. И то и другое неприятно, но такова жизнь.

В китайском языке нет слова, адекватно передающего значение слова «совесть», поскольку «совесть» — это понятие, связанное с монотеистической культурой. В Поднебесной издревле принято говорить о «лице»,т. е.авторитете, достоинстве, реноме, имидже индивидуума. Следовательно, нравственные страдания человеку Востока приносит не сам факт совершения неправедного деяния, а лишь отношение к нему окружающих, причем не всех, а только тех, мнение которых для него (индивидуума)что-нибудь, да значит. А обвести вокруг пальца иностранца, «скинуть» бракованный товар или вообще перестать обращать внимание на заграничного контрагента после получения известной суммы в качестве предоплаты — дело вовсе не стыдное, а очень даже поощряемое, хотя и негласно, деловым сообществом Китая с молчаливого же попустительства властей.

И еще китайцы — прирожденные актеры, разыгрывающие спектакль там, где европейцу свойственно видеть голый бизнес. Причем именно эта игра является самой существенной частью бизнес-стратегии, поскольку позволяет китайской стороне под маркой особенностей национального мышления протаскивать на переговорах, а если не получается на переговорах, то — на любом этапе сделки, выгодные для себя проекты и решения. Главное здесь — фактор времени, которое всегда тикает в пользу китайца. Он никогда не спешит и выжидает удобного момента для атаки, как опытный шахматист. Залогом стратегического преимущества является внесенная Вами за товар предоплата. Китайцы далеко не дураки, и они не хуже нас с Вами понимают цену всех этих рассуждений о дружбе между народами и клятв в верности партнеру до гроба. А вот посидеть за обеденным столом вместо офисного они действительно любят.

В настоящий момент Китай продолжает извлекать дивиденды из политики открытых дверей, когда были созданы уникальные в мировой масштабе условия, безусловно выгодные для размещения здесь любого производства, основное из которых — дешевая рабочая сила. Второе — экспортная ориентированность производящего сектора. Но дело в том, что для КНР страшны не столько экономические трудности, сколько социальные потрясения, которые неизбежно ожидают Поднебесную, если доход на душу населения будет сохраняться на современном уровне в 80–100 долларов США в месяц. Китайское правительство понимает это лучше кого-либо другого, и всеми силами пытается ликвидировать экспортный перекос, пытаясь переориентироваться на внутреннего потребителя, которому, чтобы стать покупателем товаров, нужны достаточные средства. Отсюда неуклонное повышение минимальной оплаты труда (этот показатель утверждается на уровне Госсовета), а также постепенное «закручивание гаек» в отношении иностранных резидентов, ведущих бизнес на территории КНР, целью которого является вытеснение зарубежных конкурентов с рынка вообще. Таким образом, главные условия стабильного экономического роста Китая постепенно сходят на нет, и пальму первенства «вселенской фабрики» готов перехватить Вьетнам, куда уже сегодня выводят производства некоторые дальновидные китайские компании.

Фото аватара

Автор: Константин Тюрьмин

Родился и проживал в Москве до тех пор, пока не поступил в Институт стран Азии и Африки, и доучился в нем до 4-го курса, когда и открыл впервые свое собственное дело — совместное предприятие с пекинским партнером. В результате, мы были одними из первых, кто начал возить пуховики с Ябаолу цивилизованно, продавать их с арендованной фуры на рынке в Лужниках. Кончилось дело ужасной, но, увы, обычной для девяностых историей — супруга моего партнера вместе с подругой были жестоко убиты в Москве представителями китайской диаспоры, покусившимися на деньги, которые женщины пытались обменять «с рук» («обменников» тогда еще не было).

Затем меня швырнуло в монастырь преподобного Иосифа Волоцкого, где под мудрым руководством митрополита Питирима (Нечаева) я занимал должность эконома (исполнительного директора) в течение четырех лет. Поэтому я на практике знаю, что значит «уйти в монастырь»

После этого несколько лет я восстанавливал квалификацию, работал над кандидатской, посвященной современной китайской литературе, и параллельно трудился над российско-китайскими проектами для ряда компаний — экспортеров медицинской техники и препаратов из КНР. Последние 5–6 лет я плотно сижу в консалтинговом бизнесе, работая в основном в Пекине и Шанхае.

7 комментариев

  1. Спасибо автору Константину Тюрьмину за видеорепортажи.
    Впервые вижу , что о Китае и китайцах говорят не с точки зрения туризма, а деловодства.
    Как видно, автор преподаёт семинары по ведению бизнеса в Китае, обучает искусству переговоров с практической точки зрения, упоминая примеры из своей жизни.
    Несмотря на очень крупную торговлю России с Китаем, в русскоговорящем сообществе практически мало информации о взгляде китайцев на бизнес с русскими, поэтому часто решившие связать свои дела с китайцами рискуют совершить множество ошибок, не зная тонкостей перевода или нюансов законодательства Китая.
    Спасибо автору за помощь многим людям в защите их от возможных ошибок. После Ваших консультаций подготовленный человек наверняка будет уверен в успехе и сумеет договориться.

  2. Был в Китае, в Харбине, Пекине, на Великой китайской стене
    море незабываемых впечатлений и воспоминаний

  3. Вот-вот… варвары мы! Я на такие вещи способна, что иногда сама себя боюсь – и откуда во мне эта дурость? Всё в генах, всё в крови:-(…

  4. Спасибо за статью, прочитала с удовольствием. Действительно, непросто (правильнее все-таки сказать “сложно”) разобраться в китайской формуле, так умело сочетающей в себе, казалось бы, совершенно несочетаемые вещи. Я все чаще думаю о том, что в Китае не бывает простых объяснений, и на многие вещи китайцы предпочитают смотреть через призму времени (причем их временная призма исчисляется более продолжительными периодами, чем в нашей реалии). Они чаще всего не дают вам однозначного ответа (“да” или “нет”), всегда есть какое-нибудь “но”.

  5. И Вам спасибо за интересный комментарий, а то я уже забывать стал, что родился филологом. Вы правы, понятие 良心 имеет отношение к совести, но не столько к духовно-нравственному, сколько к поведенческому ее аспекту. Т.е. человек, имеющий в своей природе 良心 сопоставляет свои поступки с верным и ложным, и избирает правильный путь. Например, в романах раннего средневековья “良人” называли свободных граждан, в отличие от рабов или пленников, поскольку поступки “добрых людей” всегда точнее коррелируются с нормами общественной морали и культуры. В этом смысле иностранец конечно не может быть 良人.

  6. Спасибо за интересную статью! Она вызвала у меня много мыслей. Мне понравился ход Ваших мыслей. Не могу не отметить, что, по моему мнению, рост китайской экономики в последние годы не так уж обусловлен экспортной составляющей, он постепенно переориентируется на внутреннее потребление, а ведь это более чем миллиардный рынок, в принципе, сопоставимый, в количественном отношении, с экспортной аудиторией потребителей китайских товаров. Здесь Вьетнам уж никак не может стать конкурентом Китаю. Только Индия, в перспективе. Почему китайцы открывают предприятия во Вьетнаме? Думаю, не из-за попытки “сбежать” из Китая. Прочитал интервью китайского бизнесмена, который производит дешевую бытовую технику, он объяснил, что открыл завод во Вьетнаме в целях: 1) удешевления (нет затрат на доставку, + дешевая рабочая сила); 2) освоение довольно большого рынка.
    Современные китайские бизнесмены, получившие хорошее образование, вовсе уже не наглые необразованные воротилы, которые были цветом китайского бизнеса 10-15 лет назад. Они ведут дела уже по другим правилам, с каждым годом это все заметнее. Конечно, не все гладко, но нужно понять, что эти люди просто не умели вести бизнес, да и учиться у них не было возможности.
    И еще, о совести. Наверное, Вы правы. Я никогда не задумывался об оттенках значения, но вот есть такая старинная фраза 良心即善心,善心即仁義之心. Как я понимаю, 良心 – как раз и есть слово “совесть”. А “丢脸” означает “обесчеститься”, то есть “лицо” в этом смысле “честь”, а не “совесть”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *