Будущее юаня

В научной среде всё активнее обсуждается проблема интернационализации юаня. Однако в этом процессе Китай не проявляет поспешности, так как его форсирование может негативно отразиться на экспортно-импортных операциях и экономике страны в целом.

Если обратиться к истории, то в результате промышленной революции в конце XVIII века Великобритания превратилась в мирового индустриального лидера. В результате английский фунт начал цениться наравне с золотом и серебром. Именно статус мирового производителя предоставил стране возможность позиционировать фунт в качестве главной международной валюты.

В период между мировыми войнами США развернули мировую торговую экспансию. А после Второй мировой войны Америка закрепила за собой статус лидирующего производителя. Экономические успехи США позволили доллару превратился в основную мировую валюту. Ныне на основе доллара осуществляются торги нефтью, а также ценообразование на основные товары мирового рынка.

В настоящее время евро пока еще не способен вытеснить доллар. Тем не менее в ближайшие годы евро продолжит упрочение своего положения и станет наравне с долларом ключевой валютой в торговле нефтью.

Основной причиной, по которой йена не сумела стать основной мировой валютой, является её промышленная, военная и политическая зависимость от США. Тем не менее, йена достигла немалых успехов: с её помощью оцениваются многие услуги и товары мирового рынка. К тому же в корзине SDR доля йены неуклонно возрастает.

По мере того, как промышленно развитое государство укрепляет позиции в мировой экономике, валюта этой страны занимает лидирующие позиции в экспортно-импортных операциях и в мировом ценообразовании. Повышая статус национальной валюты, страна получает дополнительный доход от эмиссии денег.

В результате реформ Китаю удалось занять лидирующие экспортные позиции в мировой экономике. Это привело к увеличению валютных поступлений, позволило стране удовлетворить потребность в новейших технологиях и оборудовании. Китайское правительство стремится создать структуру промышленности, сходную с европейской и американской. Однако в нынешней ситуации юань еще не способен стать полноценной международной валютой.

Китайские производители в области ценообразования до сих пор широко используют валюты других стран. В результате экспортной экспансии в Китае создан колоссальный резерв иностранных валют (более трёх триллионов долларов). Это сказывается на экономическом развитии Китая. Так, если в США или в ЕС происходит всплеск инфляции, это приводит к обесценению покупательной способности валютных резервов КНР. Рост цен на ресурсы также ведет к соответствующему уменьшению китайского валютно-резервного фонда.

По мере того, как государство укрепляет лидирующие позиции в мировом производстве, её валюта становится мерилом цен и используется при совершении международных сделок. В современных условиях страны, ориентированные на экспорт, как ни парадоксально, играют в мировой экономике пассивную роль.
Именно такую роль до последнего времени исполнял Китай.

В настоящее время по уровню развития промышленности США и ЕС занимают доминирующее положение. Благодаря этому мировые цены и сделки осуществляются в долларах и евро, что затрудняет продвижение юаня к доминирующему положению.

Со временем юань также станет одной из мировых валют, на основе которой будет осуществляться ценообразование и заключаться контракты. Однако для этого Китаю придется снизить степень своей экспортной зависимости. Кроме того, китайская индустрия должна снизить свою зависимость от промышленности США и ЕС (сейчас в китайском экспорте значительная доля товаров с добавленной стоимостью). И на эти преобразования могут уйти долгие годы.

По мнению ведущего аналитика China Galaxy Securities Сун Тьенбо, для ускорения интернационализации юаня Китаю следует предусмотреть ряд дополнительных стимулирующих мер по использованию юаня в качестве мировой расчетной валюты. Одним из таких направлений может стать развитие сегмента китайских юаневых государственных облигаций, предназначенных для иностранных инвесторов. В случае успеха подобной программы роль юаня в мировой экономике может существенно возрасти.

Фото аватара

Автор: Алексей Селищев

Родился в г. Иркутск. В детстве отец упорно пытался учить английскому и японскому. По переезде в Петербург (1995 год) родители решили, что восточные языки — не мое и сосредоточили мое обучение на европейских языках.
В 2001 году поступил в Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, и наряду с экономикой усиленно начал изучать немецкий язык. В 2002 году преподаватели из университета Цинхуа предложили поехать в Китай, «поучить язык». В 2003 году начал учить китайский Весной 2004 года стажировка была продлена еще на год. В 2005 году по возвращении на Родину, под влиянием отца начал изучать китайский фондовый рынок. В 2007 году получил диплом специалиста СПбГУЭФ, по специальности «Мировая экономика». В2007 году поступил в аспирантуру СПбГУЭФ и уехал в Пекин, готовиться к экзаменам в китайскую магистратуру. В 2008 году поступил в магистратуру Народного университета. В 2010 году получил диплом магистра Народного университета по специальности «Мировая экономика». В период обучения в Китае практически закончил работу над кандидатской диссертацией.
Защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Закономерности и специфика развития фондового рынка Китая".

26 комментариев

  1. Автора прошу выучить систему транслита китайских имен на русский(Паладий).

  2. Да, статья интересная, люблю такую тематику.
    Насчёт юаня уже многие писали теории. В этой статье довольно простым и понятным языком написано видение вопроса.
    А теперь давайте посмотрим на некоторые факты и потенциальные события.

    1. КНР как известно уже стала страна №1 в Мире по ВВП, обогнав даже США.
    А то что КНР занимает 80-е места по доходу на душу населения как раз рядышком традиционно с Украиной – это уже другая проблема.
    Это типично для крупных стран с упором на идустриализацию и минимальным вниманием на прочие сферы жизни.
    Про ценности свободного западного Мира вообще речь даже не идёт.
    Логично предположить, что будучи первой в Мире страной по кол-ву ВВП валюта такого гос-ва должна также иметь влияние и значение. Однако прямой закономерности тут нет, просто логическое допущение. И как верно было выше отмечено – Китаю это просто не нужно.
    Китай это не США.

    2. Экономика Китая вещь заметная и изучаемая, но она своего рода колосс на глиняных ногах. При том чудовищном кол-ве внутренних проблем в КНР суть этой экономики особо жизнь не меняет.
    Не забываем, что Китай это не Япония, не Корея и даже не Тайвань где рост экономики прямо пропорционально вёл рост уровня жизни населения.
    Китай это традиционная Империя и у неё совершенно свои приоритеты и видения жития.

    3. Будущее Китая не в гигантомании и перепахивании всей территории под новые заводы, а в здоровом региональном развитии. Чтобы например каждая провинция ориентировалась стать такой же развитой и благополучной как те или иные страны, имеющие схожий территориальный размер. Например стать Кореями, Бельгиями и так далее. Естественно это касается только чисто ханьских провинций.

    Это факты и реалии.

    Теперь о потенциальных событиях.
    Экономику КНР можно прогнозировать как угодно, но следует учитывать, что само гос-во КНР ждут в ближайшем будущем серьёзные и драматические изменения и потрясения.
    Рано или поздно КНР в том виде в каком она сейчас существует прекратит своё существование. Произойдёт неминуемый распад Империи. Уйдёт Уйгурия, Тибет, возможно Внутренняя Монголия отойдёт Монголии, неизвестна судьба региона Гирин (провинция Цзилинь) – традиционная тунгидская область, ранее природное расселение корейцев и корейской цивилизации, возможно после объединения Кореи Гирин также отойдёт. Несмотря на то, что сейчас там проживает всего 10 % корейцев.
    По сути Китай будет собираться вокруг идеи Ханьского Союза, федеративного образования. И экономические отношения и модели разительно видоизменяться, не говоря уже о политических и социальных. И то есть сомнения по поводу того будет ли Север и Юг единым? По сути не забываем, что Китай могла ждать судьба Кореи – быть разделённым по географическому принципу на Север и Юг, именно практически к этому и подошло всё дело во время длительного противостояния КПК и Гоминьдана и чуть было на этом не сошлись. Провести границу по реке Янцзы. Было бы конечно интересно увидеть эту модель Китая на сегодняшний день – в каком бы состоянии находился Север под управлением КПК и Юг под управлением Гоминьдана. Была бы это зеркальная экстраполяция ситуации в Кореи?

    1. Ростислав, очень интересные мысли, полностью согласен с третьим пунктом. В остальном – пока не берусь судить. Спасибо за столь интересный комментарий!

  3. А чем собственно плохо то, что в доле экспорта значительная доля товаров с добавленной стоимостью. Лучше как что ли, как россия – нефть, газ, лес и другое сырье продавать?

    1. Товары с добавленной стоимостью стимулируют развитие экономики, в ней создаются новые отрасли. Сейчас китайская экономика уже обладает большим потенциалом. Поэтому следующим шагом развития станет “100% китайский продукт”, под своим брендом. Это повысит эффективность китайской промышленности.
      Россия страдает “Голландской болезнью” в самой острой форме. Поэтому у нас и задачи иные – восстановить промышленность и т.д.

      1. Прочитал ваши другие посты. Или я ничего не понимаю, или вы чего-то путаете. Китайские товары (под китайскими брендами), та же электроника, по-моему, вполне себе товары с добавленной стоимостью, ибо на деревьях они как яблоки не растут и чтобы их произвести нужно потратить довольно много сил и средств.
        А вы я так понял, понимаете под такими товарами, то что в Китае называется 加工贸易 (обрабатывающая торговля). Это две совершенно разные вещи. Говоря, что Китаю нужно снизить в структуре экспорта долю товаров с добавленной стоимостью, вы вводите всех в заблуждение.

        1. Семен, автор под “добавленной стоимостью” скорее всего имеет в виду ценность, добавленую в Kитае. Если говорить о Вашем примере с электроникой, то она в Китае зачастую лишь собирается, в то время как производство компонентов осуществляется в других странах. Например, в журнале The Economist была статья (Jan 21st 2012), где утверждается, доля стоимости того же iPad в форме китайской рабочей силы составляет лишь два процента.

  4. проскакивала информация, что 30% экспорта и 10% ВВП Китая приходятся на долю Америки. Если Америка мол установит экономическую блокаду, то крышка Китаю. И точно также проскакивала информация, что у США по причине выкупа 10% ВВП огромный неоплаченный долг перед Китаем, который в случае предъявления будет означать кранты Америке. Могли бы Вы подготовить материал на эту тему, по типу “здесь и сейчас” с цифрами и источниками? А то прогнозы на 2040 год это конечно хорошо, но хочется знать и то, как дела обстоят сейчас.

  5. Вряд ли стоит ожидать намеренного изменения в сторону ухудшения. Произойдет трансформация в экономике, которая и приведет к перемене.
    Самая свежая информация в первую очередь публикуется на китайском.

  6. То, что нетрудно было заметить за год моего пребывания в Китае – четкая тенденция на развитие внутреннего рынка и некоторое ухудшение экспортной привлекательности китайских товаров из за их подорожания. Эта ситуация в основном формируется через инфляционный процесс, плюс повышение курса юаня по отношению к доллару,плюс повышение зарплат уменьшает конкурентность китайских товаров по отношению к индийским, въетнамским и т.д где раб сила уже дешевле.Интересно насколько вероятно изменение китайского законадательства в отношении ухудшения условий экспорта электронных компонентов и модулей в ближайшие несколько лет? Есть ли какя либо информация на русскомили английском по этой теме?Пару дискуссий на эту тему я в блогах читал, ноничего конкретного сказано не было.

  7. Екатерина, полностью согласен с Вашим видением.
    От себя добавлю, что к 2035 году китайцы хотят создать мировой финансовый центр. Что бы это произошло, к тому времени юань уже должен свободно конвертироваться. А следовательно он должен стать одной из ведущих валют.
    Книгу писали мои отец и старший брат:)

  8. Спасибо за статью!
    Может,году к 40му и будет, но не раньше, очень много факторов, как внешних (хоть те же отношения с США, все очень взаимосвязано), так и внутренних – многим сферам экономики в Китае требуется развитие. Как было уже сказано, статус мировой валюты – это бремя, и брать его на себя пока на должном уровне не развиты все сферы экономики, довольно опасно.
    Китай в своей время “вышел” за счет дешевой рабочей силы, но позиционировалось повышение качества продукции, например в том же автомобилестроении, представители компаний говорили о приглашении западных специалистов. С повышением качества, увеличивается стоимость продукции и з/п (по идее). Пока особого улучшения качества незаметно, как и увеличения стоимости продукции, и думаю, нескоро это будет, особенно что касается повышения з/п с учетом количества населения, так что дешевизна еще довольно долгое время будет преимуществом Китая. Другой вопрос, что хорошо бы еще что-то было. Хотя у каждой страны свой собственный путь, конечно.
    Однозначно сказать очень сложно, кажется, в Вашей же совместной с отцом книге “Экономика Китая в 21 в.” был прогноз положительный по поводу того, что Китай станет первой экономикой в мире в не столь далеком будущем, но есть еще прогноз по поводу остановки роста экономики Китая и сильных негативных последствиях для страны.
    Соглашусь в том, что экономика Китая в какой-то мере и держится на собственном росте, плохо как снижение, так и резкое ускорение, поэтому руководство страны постарается держать его на определенном уровне.

    1. Такие же прогнозы в изобилии делались и в отношении японской экономики в 80-х годах. Итог общеизвестен.

      Китайский рост построен аналогично японскому, только дисбаланс между экспортом и внутренним потреблением в нем гораздо больше, это вообще беспрецедентные в истории значения. Им просто необходимо снижать зависимость от экспорта и уменьшать профицит текущего счета, но сделать это медленно и без последствий… очень сложно, мягко говоря.

      Почитайте Петтиса, он прекрасно пишет на эту тему.

  9. не понимаю, как можно давать прогнозы, тем более на 2035-2040 гг. тут не знаешь что через год будет происходить.

        1. Планы это всё правильно и грамотно, но нужна и гибкость и плавность.
          Интересно узнать какие планы у КПК через 100 лет? Что они видят? Какую страну?
          А то знаете у СССР тоже были Планы! И какие! и получалось же. И мощь какая была! И грамотно очень многое было сделано, сейчас объективный человек, занимающийся экономикой изучает опыт и школу советской экономики, при своих минусах она имела массу плюсов, особенно в сфере регионального развития.
          СССР погубило много вещей. Все любят обвинить то того то этого. Типа “Горбачёв во всём виноват” или “это Америка сука развалила нам Союз” и прочее в таком духе.
          Всё это мракобосие и не более. Потому что причин было много и каждая имела свою силу воздействия, включая и США и Гобачёва и ещё с 10-ок причин.
          Тут другое интересно и печально, что СССР при всей своей мощи смог обеспечить своему населению всего лишь минимальный уровень благосостояния, а это ОЧЕНЬ обидно!
          Да у нас был чистый социализм в обществе, в материальном плане – коммунизм среднего уровня, но при всех колоссальных ресурсах СССР население жило весьма скромно, я бы даже сказал зачастую убого! Я вообще даже не касаюсь сейчас опять же ценностей западного свободного Мира – как свобода, демократия, права человека и масса прочего, сейчас речь только чисто про экономику и возможности.
          При всех тех ресурсах – в СССР по сути средняя з/п была кругом-бегом примерно 150 $, офигеть какое достижение!
          Да, цены были низкими, но и доходы тоже. На жизнь хватало всем потому что модель была грамотно построена. Однако это непростительные цифры в отношении имеющихся ресурсов и планомерного развития страны. Это то, что было у СССР и чего нет у КНР и быть не может ни чисто физически ни чисто по сути современного Мира. Он совсем уже другой.

          1. “при всех колоссальных ресурсах СССР население жило весьма скромно, я бы даже сказал зачастую убого!”

            Скажите на каком основании Вы об этом говорите в таком ключе? Вы тогда жили? Вы знаете как тогда жили в других странах? Есть большие подозрения, что Вы не знаете о чем говорите!

            И скорее всего сравниваете жизнь в СССР тогда и жизнь сегодня в какой-то богатой стране.
            Это несравнимые вещи.

            Тоже касается демократии. Вы тоже говорите о том о чего не знаете. Это как рассуждения о рае, которого никто никогда не видел. Да в СССР рая не было, но его нет и не было ни в какой стране мира.
            Зачем о нем говорить?

            А в СССР люди жили лучше чем во многих гос-вах мира, даже если брать их сегодняшний уровень жизни.

  10. Юань — резервная валюта? Не в этом веке.

    Им надо не просто «снизить зависимость от экспорта», а стать нетто-импортером, причем значительным. С нынешним дисбалансом текущего счета на это уйдут не годы, а десятилетия, и то не факт, что получится. Гораздо более вероятен японский сценарий с сохранением экспортной ориентации но практически полной остановкой роста ВВП — и медленная «переплавка» экспорта во внутреннее потребление.

    Ах да, иена никогда не стремилась и сейчас не стремится стать мировой валютой. Спрос на валюту вызывает рост её стоимости, что крайне неприятно для стран-экспортеров. Поэтому любые попытки скупать иену вызывают активное противодействие японского Центробанка. Аналогично и с юанем, только китайцы поступили радикальнее и вообще запретили вывоз своей валюты.

    Потому что статус «мировой валюты» — довольно неприятное бремя, и Китаю оно совершенно точно не нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *