Ван Гуанъи: очеловечивая Мао

Годовщина образования КНР – хороший повод обратиться к проблеме переоценки исторических событий и деятелей в современном китайском искусстве. Безусловно опыт 50-70-х годов в новом тысячелетии уже перестает быть острой темой, волнующей сердца и умы: на многие вопросы уже найдены ответы, что-то утратило свою актуальность, а на смену пришли новые проблемы. Тем не менее, большинство мэтров современного искусства в Китае в 80-90-е прошли через этап переосмысления и Культурной революции, и культа Мао Цзэдуна. В их числе Ван Гуанъи (王广义), чья серия работ “Мао Цзэдун: красная сетка” является одной из самых известных в Китае и за его пределами.

Источник: ulisiggmovie.com
Источник: ulisiggmovie.com

Ван Гуанъи родился в 1957 году в Харбине, на северо-востоке Китая, в семье железнодорожного работника. Как и многие его современники, он был охвачен истерией Культурной революции и вместо школы провел несколько лет в рядах хунвэйбинов, рисуя агитационные плакаты и портреты Великого кормчего. К двадцати годам Ван Гуанъи был уверен, что судьбой ему предначертано быть художником. И хотя китайские академии искусств, только-только вновь открывшие прием студентов, не разделяли его уверенности, после трех лет попыток он, в конце концов, поступил в Чжэцзянскую академию изобразительных искусств, будущую Академию искусств КНР.

Начало обучения в Академии совпало с общей либерализацией, в первую очередь, в студенческой среде: в Китае стали публиковать переводы иностранной литературы, и Ван Гуанъи, как и многие его сокурсники, зачитывался Кантом, Гегелем и Ницше. Неудивительно, что уже к середине 80-х именно его поколение инициировало Новую волну в китайском искусстве, отказываясь и от традиционной живописи, и от соцреализма.

После окончания Академии Ван Гуанъи какое-то время преподавал живопись, но довольно быстро вернулся в Харбин, чтобы вместе с Шу Цюнем, Жэнь Цзянем и Лю Янем организовать Северную арт-группу. Уже в следующем году он представляет серию работ Замершая северная пустыня, где холодные тона и довольно условные человеческие фигуры противопоставляются ярким и реалистичным крестьянам-солдатам-рабочим на агитационных плакатах, которые он рисовал в 70-е.

wangguangyi_1
Мао Цзэдун: АО. Ван Гуанъи (1988)

Последующие проекты Ван Гуанъи связаны с переоценкой идолов: от героев Французской революции до Иисуса Христа. А в 1988 году он решается покуситься на святое – образ Мао. Первым он создает тройной портрет Мао Цзэдуна в черной сетке, а после выходят несколько отдельным портретов Председателя – в красной.

wangguangyi_2
Мао Цзэдун: красная сетка №2. Ван Гуанъи (1988)

“Эти работы оказались вехой в моей творческой карьере… Во время Культурной революции мы переносили портреты Мао с крошечных изображений на огромные плакаты, и для увеличения мы использовали сетку. Это есть и в китайской культуре, расчерченную на квадраты бумагу используют для практики каллиграфии. И эта бумага является частью народной культуры, в этом простом подходе, который позволяет бесконечно увеличивать или уменьшать изображение, есть даже что-то первобытное или тотемное. Поэтому я использовал его для моей серии с Мао. Первоначально с помощью сетки из изображения Мао, обычного человека, делали бога. Но тогда сетка в этих работах полностью исчезала. Я, наоборот, оставлял сетку на прежнем месте, чтобы превратить Мао из бога обратно в человека. Так, я с помощью искусства, с помощью этого метода, заново очеловечивал Мао. И делая его опять человеком, я выразил Председателю Мао свое глубокое уважение”.

В публикации использованы материалы из интервью Джереми Санса с Ван Гуанъи в 2008 году (China Talks: Interviews with 32 contemporary artists, 2009).

Для заглавной иллюстрации использована фотография с сайта agora-gallery.com.

Другие публикации о современном искусстве в Китае

Инь Сючжэнь: как сшить произведение искусства из ста кг одежды?
Ай Вэйвэй против
Сюй Бин: игры со словами
Цуй Жучжо — патриот и самый дорогой художник Китая
«Лестница в небо» Цай Гоцяна
Ян Шаобинь: искусство подворотен шахтерского городка
Шанхайская биеннале 2016
Цзэн Фаньчжи: искусство маскировки
Собрание светлячков: художественная акция в старом шанхайском квартале

Ольга Мерекина

Автор: Ольга Мерёкина

Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.

2 комментария

  1. Л.Ч.: вот этот трафарет в искусстве, трафарет при написании знаков и т.д. – это поддержка для творчества, или это формат, канон, которому нужно следовать? И мало в многомиллионном Китае творцов, кто способен отринуть канон, сделать что-то свое, талантливое, интересное, необычное?

  2. Оля, очень интересно, только ощущение, что оборвано вдруг на самом интересном месте? В любом случае, мне очень нравится ваш проект, удачи, и с нетерпением жду продолжения очерков по истории современного искусства в Китае! С уважением, Л.Ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *