Открытие выставки Пань Юйлян в 1936 году

pan yuliang

28 января 1936 года в Нанкине открылась одна из последних в Китае персональных выставок Пань Юйлян (潘玉良, 1895-1977). Значимость этого события трудно осознать спустя почти 80 лет, когда ее выставки спокойно проводятся в Шанхай и Пекине. Но давайте попробуем представить выставку художницы-модернистки не в самом толерантном месте в мире — столице Китайской республики на последнем этапе нанкинского десятилетия.

Несмотря на поддержку и признание Сюй Бэйхуна, который пригласил ее преподавать западную живопись в Нанкинском центральном университете, Пань Юйлян не пользовалась особой любовью ни у своих коллег, ни у правительства Республики. Бывшая проститутка, ученица скандального Лю Хайсу, золотой призер Международной художественной выставки в Риме — поводов для раздражения было немало.

Довольно долго Пань Юйлян находила в себе силы не обращать внимание и даже провела пять персональных выставок в Нанкине и Шанхае. Но в 1937 она уехала обратно в Европу, где ее ждало признание, чтобы вернуться в Китай только после своей смерти — через свои картины.

Прекрасная статья о Пань Юйлян от Анны Потаповой, ее образ в исполнении Гун Ли в фильме «Душа художника» (画魂) и художественные подробности ее жизни в романе Дженнифер Коуди Эпстайн «Художница из Шанхая».

comments powered by HyperComments

Orphus: Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter

Автор: Ольга Мерёкина

Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.

Трошин Андрей
2014-01-28 22:12:47
Спасибо! Вот это живопись так живопись, настоящая, живая. Художница мастерски изображает всё, людей, обстановку на ближнем плане, движение. А вот убогие домики и деревья на дальнем плане, в прежних двух статьях о художниках, мне не понравились.
Александр Мальцев
2014-01-28 23:18:19
<p>Это вы сравниваете китайских традиционных художников с современными? Ну дык они в своем стиле рисуют, Пань Юйлян в своем.</p>
Man Gul
2014-01-29 01:34:59
Спасибо за наводку на фильм. А вот про нетолерантный Нанкин можно поподробнее, пожалуйста?
Ольга Мерёкина
2014-01-29 01:55:59
<p>Андрей, я рада, что Вы встретили своего художника:) А на счет "убогих домиков", можете взять курс уроков по гохуа. Возможно у Вас скрытый талант?</p>
Ольга Мерёкина
2014-01-29 01:58:46
<p>Пожалуйста! Про Нанкин: гоминьдан были суровые ребята, далеко не самые толерантные к "другим".</p>
Man Gul
2014-01-29 03:31:13
Это весьма распространенный стереотип, глубоко укоренившийся в советской литературе. Нетолерантным ГМД был, прежде всего, по отношению к политическим оппонентам (противостоящим Чан Кайши военным группам, Компартии, отдельным прокоммунистическим объединениям и т.п.). Не думаю, что Гоминьдан, при всей своей суровости, шибко активно участвовал в выяснении художественной ценности картин и скульптур кого бы то ни было. Впрочем, могу ошибаться, поэтому и попросила более подробного комментария у автора.
Ольга Мерёкина
2014-01-29 11:39:16
<p>К счастью, историю КР я изучала не по советским работам. На счет искусства. Образование и искусство всегда для ГМД были средством влияние на народные массы. Почитайте биографии художников того времени: многие уезжали из контролируемых ГМД регионов или вообще из Китая, особенно в 40-е выставки закрывали и т.п. Многие при этом не поддерживали КПК, но любви к ГМД это не добавляло.</p>