При столкновении с цензурой художники неизбежно разделяются на два враждующих лагеря: непокорных и подчинившихся. Эта фраза ни в коей мере не критикует последних, так как самовыражение в очерченных рамках тоже может оказаться полным и ярким. Доказательство тому – Юань Шихай (袁世海), талантливый актер пекинской оперы, ушедший из жизни ровно 11 лет назад.
Представитель театральной династии, он с раннего детства осваивал фамильное мастерство. Жестко регламентированное искусство пекинской оперы с самого начала диктует исполнителю определенное амплуа. Юань готовился к амплуа пожилого мужчины (老生), впоследствии перейдя на персонажей с “раскрашенным лицом” (花脸), в амплуа цзин.
Актер, играющий цзин, чаще всего выступает в роли полководца, императора, своеобразного “бога из машины”, появление которого означает переломный момент в сюжете. Важный, но второстепенный персонаж. Однако Юаню удалось сломать этот стереотип – его труппа создала ряд пьес, в которых ляньпу выступал главным действующим лицом. Так, Юань Шихай исполнил главную роль в пьесе “Черный вихрь Ли Куй” (黑旋风李逵), созданной по мотивам классического романа “Речные заводи”.
Воспитанный в рамках классической оперы, Юань Шихай все же был готов к экспериментам: когда культурная революция сократила репертуар, Юань продолжает блистать на сцене в одной из немногих разрешенных пьес пекинской оперы – “Легенда красного фонаря” (红灯记).
Симпатии зрителей сопровождали его до ухода со сцены, после которого Юань занялся административной деятельностью. Впрочем, перефразируя Заппу, говорить о пекинской опере – все равно что танцевать об архитектуре, так что давайте лучше оценим таланты нашего героя по классической пьесе “Прощай, наложница”.
http://www.youtube.com/watch?v=f2zeA974OqE
Видео на Youku
Автор выражает благодарность Юрию Кузьмину за помощь в подготовке статьи и печеньки.
Спасибо за интересное описание. Но:
“художники неизбежно разделяются на два враждующих лагеря: непокорных и подчинившихся” – непременно враждующих? С кем враждовал Юань Шихай?
Источник: http://magazeta.com/2013/12/yuanshihai/
Простите, я могу ошибаться, но в видео, на которое ссылка в статье (Прощай, моя наложница), поет и танцует с мечами собственно наложница, а не Юань Шихай. В смысле, если он тут в амплуа цзин, то он тот, что стоит позади и взирает, нет?
Кажется и правда так, это небольшой отрывок из “Прощай…”. Там ниже есть ссылка на Youku, а там целое 40-минутное видео. Сейчас видео на Ютюбе тоже заменили. Спасибо.