За стеной соцреализма: группа “Безымянные”

За стеной соцреализма: группа «Безымянные»
Лин Фэнмянь. Западное озеро. 1960-е гг.
Линь Фэнмянь. Западное озеро. 1960-е гг.

Глядя на яркие осенние пейзажи, любуясь изломами стволов деревьев на зимней дороге, трудно даже помыслить, что в этой нежной, застывшей красоте может быть что-то запретное, что-то крамольное. Трудно вообразить, что создание таких безобидных полотен могло повлечь за собой опалу, ссылку, тюрьму. Тем не менее, именно это и происходило с некоторыми художниками во время Культурной Революции.

Культурная революция (1966—1976) представляла собой политику Коммунистической Партии Китая, направленную на борьбу с традиционной культурой, «буржуазной» и «далекой от народа», и одновременно упрочение единоличной власти Мао Цзэдуна. В 1966 году возникает движение хунвэйбинов, школьников и студентов, фанатично преданных председателю Мао, одним из лозунгов которых стал «Не люби отца, не люби мать, люби только [свою] страну». В том же году школы и университеты закрываются, и молодежь устремляется на поиски «ревизионистов», которыми, как во время средневековой охоты на ведьм, мог оказаться кто угодно: человек, хранящий дома иностранные книги, бывавший за границей, позволявший себе даже умеренную критику партийного курса. «Профессоров, школьных учителей, деятелей литературы и искусства, а затем и видных партийных и государственных работников выводили на „суд масс“ в шутовских колпаках, избивали, глумились над ними якобы за их „ревизионистские действия“, а в действительности — за самостоятельные суждения о положении в стране, за критические высказывания о внутренней и внешней политике КНР» [1].

2

Эти действия объяснялись тем, что искусство имперского Китая было далеко от народных масс, носило привилегированный характер и идеологически поддерживало прежнее общество: «Искусства для искусства, искусства надклассового, искусства, развивающегося в стороне от политики или независимо от неё, в действительности не существует. Пролетарская литература и искусство являются частью всего революционного дела пролетариата <…> общего механизма революции» [2]. Искусство разделяется на две группы: служащее пропаганде и подлежащее уничтожению. Те, кто не желал производить агитационное искусство, были вынуждены работать в тайне. Так возникла подпольная группа «Безымянные» (无名画会). Хотя их работы формально не являются радикальными, сам акт изображения идеологически нейтральных предметов в это время считали регрессивным и потенциально опасным. Художники этой группы придерживались идеи «искусства ради искусства» вопреки преобладающей идее, что искусство должно служить пролетариату или политической идеологии. Многие историки искусства придерживаются мнения, что «Безымянные» стали первым неформальным художественным объединением в КНР, на несколько лет опередившим широко известную группу «Звезды». У истоков группы стояли молодые художники, собиравшиеся в парках Пекина рисовать с натуры.

3

Несмотря на то, что за некоторыми из них следили заинтересованные органы, художники находили возможность собираться, говорить о политике и философии, учиться у Пикассо и Ван Гога, глядящих на них со стертых страниц альбомов, учиться друг у друга. Им удалось провести три небольших выставки, только для своих, в 1974, 1979 и 1981 годах, но материалов об этих выставках немного. Можно ли говорить о публикации каталога, если в любой момент тебя могут отправить в деревню на перевоспитание, а родственники в один голос советуют поскорее уничтожить опасные картины?

Вэй Хай. Зима в парке Хоухай. 1982
Вэй Хай. Зима в парке Хоухай. 1982
Ма Кэлу. Утренний снег. 1975
Ма Кэлу. Утренний снег. 1975

В группу «Безымянные» входили преимущественно молодые художники, не получившие формального образования: Ян Юйшоу (杨雨澍), Ма Кэлу (马可鲁), Вэй Хай (韦海), и прочие. Некоторые исследователи включают в эту группу и Линь Фэнмяня (林风眠), так как он выставлялся вместе с «Безымянными» при не самых радостных обстоятельствах: все тоталитарные культуры сходны, и в социалистическом Китае появляется аналог немецких выставок «Дегенеративное искусство», под названием «Черная [реакционная] живопись». Экспозиция такого рода была проведена в 1974 году в Национальном Художественном Музее в Пекине.

Ян Юйшоу. Императорская молельня. 1971
Ян Юйшоу. Императорская молельня. 1971
Ма Келу. Западный берег Бэйхая. 1975
Ма Кэлу. Западный берег Бэйхая. 1975

Сейчас все горести позабыты, и уже преклонных лет художники продолжают работать, кто-то в Китае, кто-то за границей. Уже не нужно распарывать брюки на холсты и скрываться от преследований. В документальном фильме они гуляют по Нью-Йорку и предаются воспоминаниям. За последнее десятилетие участники группы «Безымянные» провели несколько ретроспективных выставок, опубликовали свои дневники и фотографии. Им не удалось создать свою живописную школу, однако они не дали угаснуть традициям модернизма, пронесли их через один из самых сложных периодов истории Китая.

Примечания

  1. Усов В.Н.. Культурная революция в Китае. Китай: история в лицах и событиях. – М., 1991. С. 67[]
  2. Мао Цзэдун. Избранные произведения. Т. 4. – М., 1973. С. 150-151[]
Фото аватара

Автор: Анна Потапова

Искусствовед-недоучка, кандидат патафизических наук. Контужена в голову китайским искусством ХХ в.

9 комментариев

  1. Очень интересная статья! Спасибо. Судьба художников Китая как-то перекликается с нашими трудными для искусства временами… Жаль не открылся помещенный вами фильм. Ну надеюсь что это недотяг интернета. Спасибо.

    1. К сожалению, фильм доступен только на youtube, так что в Китае не откроется без специального шаманизма. Надеюсь, у Вас будет возможность его посмотреть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *