Опрос: Что общего между русскими и китайцами?

Обновление от 04.11.2013: По мотивам этого опроса на китайском сайте РИА Новости вышла статья. Русскую версию читайте здесь.

Опрос: Что общего между русскими и китайцами?

Граница, монголы, красный флаг, амурский тигр, дунбэйский мат, портрет Ленина на стене, Подмосковные вечера, пятилетки, чай — между русскими и китайцами пропасть… общего.

Неважно, откуда оно взялось: пришло само (монголы); стало результатом культурного влияния (Подмосковные вечера) или одновременно независимо зародилось в двух таких далеких на первый взгляд нациях (коррупция/пельмени). Главное, что это есть и этого не отнять.

РИА Новости и Магазета проводят опрос читателей и сбор комментариев, на основе которых будет опубликован большой интересный материал с фотографиями.

У нас больше с китайцами общего, чем мы думаем. Давайте же попробуем найти все более и менее очевидные точки соприкосновения и общности народов России и Китая?

comments powered by HyperComments

Orphus: Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter

Автор: Елена Кузьмина

Китаист. Закончила Институт журналистики и литературного творчества (2007) и Институт восточных культур и Античности РГГУ (2010), где преподаю китайский и всяческие околокитайские курсы. Пишу для РИА Новостей. Специализируюсь на садово-парковом искусстве и архитектуре Китая, перевела трактат Цзи Чэна «Устроение садов», замахнулась на Инцзао Фаши. Много путешествовала по Азии, жила в Китае и Индонезии.

Горбачёва Светлана
2013-08-03 21:50:18
Арабские страны - очень богатые страны. С древних времён по сей день всё у них было,всё это они любили. Китайцы же подобно нам жили определённый период в бедности,в недостатке чего-либо. После реформ открытости страна стала развиваться,появилось больше возможностей. Так и российский народ после развала СССР всё никак не наодевается,не наестся,не напьётся) После стольких лет уравниловки хочется быть не как все. В Китае это ещё определяется перенаселением,где каждый хочет быть 与众不同:)
Infusiastic
2013-08-02 13:40:15
<p>Общего между русскими и китайцами значительно меньше, чем между китайцами и американцами. Хотя северные китайцы к нам чуточку ближе культурно.</p>
Александр Мальцев
2013-08-02 13:59:04
<p>А что с американцами общего, например? (Ну, кроме той теории, что еще в эпоху Чжоу/Шан китайцы приплыли к берегам Америки и там и остались, став тем самым предками американских индейцев?)</p>
Infusiastic
2013-08-02 14:11:20
<p>Например культура лицемерия и скрывания эмоций на людях. Например, адская уверенность в том, что ты — пуп земли и можешь всё. А твоя страна — центр мира и оплот цивилизации.</p>
Maria Mustafina
2013-08-02 16:45:17
по-моему, есть вот такие общие черты: - и те, и другие любят использовать друзей, родственников, знакомых и знакомых знакомых в личных целях (отсюда и склонность к коррупции в государстве, наверно); - мы все уважительно обращаемся к старшим, высшим по должности и малознакомым, у китайцев это как-то больше на уровне лексики выражается, а у нас для всех - "Вы" и мн.ч. глагола; - (может быть, как следствие первого пункта) способность находить пути обхода законов и правил, и даже некий азарт в этом деле :) тут все: от превышения скорости и езды по встречной до изобретательности в том, как понизить результаты счетчиков на воду/электричество и т.п. Сюда же, наверно, можно включить и способность торговаться на рынке :) ; - семья и, в особенности, авторитет старших в семье, до сих пор играет очень большую роль, например, отрицательное отношение к домам престарелых - один из показателей. Семья, вроде как, должна заботиться о стариках. Хотя в России это как-то начинает уходить, что печально; - обязательное сопровождение праздников продолжительными и обильными застольями. Этикет отличается, еда отличается, но сам факт того, что надо наесться-напиться до отвала, чтобы в будущем все было хорошо, неоспорим :) ; - перекладывание вины на других или на нечто неведомое, но где-то тут присутствующее (во фразах типа "нездоровится мне", "не хочется", "дело как-то не идет" в русском и "东西丢了/坏了", "气/热/痛死我了" в китайском). Вот :)
Елена Кузьмина
2013-08-02 17:02:53
Значит, если обощить, социальные установки у нас схожие... Жаль только, что, помимо отношения к старшим и семье, остальные пункты скорее отрицательные :)
Алексей
2013-08-02 18:05:42
Большая доля схожести в менталитете китайцев и русских связана с коммунизмом в истории обеих сран.
Александр Мальцев
2013-08-02 18:51:10
<p>А вот вконтакте пишут наоборот: общая черта "взаимное упоенное кидание на бабки" :)</p>
Александр Мальцев
2013-08-02 18:51:58
<p>Еще из <a href="https://vk.com/magazeta?w=wall-724729_3225" rel="nofollow">нашей группы Вконтакте</a>:</p> <blockquote>- остров "большой усурийский" и амур :)))) *Павел Антипов*</blockquote>
Magra
2013-08-02 14:12:53
...мне кажеться что люди в россии по разному смотрят на китай... "дикари" с центральной россии, которые только юг да пекин и считают за китай, а есть те кто всю жизнь с ними одну воду делил, те кто с ДВ... савнили нас и америкосов... как по мне так отличий почти и нет... что культурно, что визуально...
zarina
2013-08-02 19:04:23
А по моему, главное сходство это "Я не подумал/没想到, не до понял/没听懂, не знал/不知道了这些情况, но уже ничего не поделаешь/但是现在没办法".
Александр Мальцев
2013-08-02 19:04:51
<p>О, спасибо за комментарий. Есть о чем подумать.</p> <p>Про уважение: у нас еще есть традиция "Имя+Отчество".</p>
Елена Кузьмина
2013-08-02 20:45:31
Может быть, это 8 пунктов как-то нам помогут что-то вспомнить или придумать: 1. история 2. политика 3. культура 4. общество 5. национальный характер 6. быт 7. люди 8. вещи
Елена Кузьмина
2013-08-02 20:46:56
Например, из людей у нас Витас общий... китайцы его присвоили :)
Infusiastic
2013-08-02 20:49:19
<p>«Некоторым русским медведь на ухо наступил, а Витасу — на яйца». Китайская шутка.</p>
Алексей
2013-08-02 21:15:46
Ну еще "на авось" общее, только китайский "на авось" превзошел русский))
Infusiastic
2013-08-02 21:17:19
<p>О, точняк!</p>
Сестра Сун
2013-08-02 22:51:39
Прошу прощения на некоторые возможные повторы. На мой взгляд: - аграрные страны - большая часть населения веками вкалывает и живет бедно. - коллективизм (в разной степени). - неформальные связи важнее формальных (здесь точно повторяю одного из предыдущих комментаторов) - лидер страны - некий властный абсолют. Любовь к сильному правителю. Ничего нового не сказала:)
Максим
2013-08-03 01:11:17
На мой взгляд быт похожий: большинство населения живёт в квартирах, но мы готовим дома в основном, деревня- такая же разухабистая но постепенно меняется и у нас, и у них. Сходство осталось наследством с Соц. времён. И ЛЕНЬ. (не у всех, конечно)))
Максим
2013-08-03 01:13:08
О, да, вещи, это то, что объединяет Китай не только с Россией, но и со всем миром.)))
Максим
2013-08-03 01:18:49
Ах, да, вспомнил! ПИВО! Пиво -одинаково популярный продукт! (в тему свежему Лаовайкасту)))
sevastopol
2013-08-05 23:54:49
В дополнении говоря об официальной идеологии Китая , я предполагаю, что она лучше всего представлена в замечательном видео талантливого китайского предпринимателя и политолога Эрика Ли 李世默:兩種制度的傳說 Eric X. Li: A tale of two political systems http://www.youtube.com/watch?v=ebXA1lRqDfM . Мне представляется, что нынешняя официальная идеология России двигается в похожем направлении, но сегодня Россия догоняющая, так что в основном официальном тренде у России и Китая очень много общего тоже. Так что до с момента сильного пересечения интересов китайцам с русскими приятелями быть суждено, а вот друзьями на век уже вряд ли слишком сильно Мао с Хрущевым горшок разбили, его склеили , но осадок от 20 съезда, Даманского и Вьетнамо -китайской войны остался.
Елена Кузьмина
2013-08-03 03:04:25
Воистину! Только сейчас до меня дошел смысл "вещей" ! :)
Елена Кузьмина
2013-08-03 03:05:27
Не могли бы вы пояснить про деревню? Разухабистая - это в смысле дураки и дороги?
Горбачёва Светлана
2013-08-05 21:34:23
Попрошайки везде есть,даже в Японии;)Видела собственными глазами.
Лидия
2013-08-05 21:22:29
"Арабские страны — очень богатые страны. " Богатая страна не = богатое население. Помню, какие пугалки рассказывали о египетских попрошайках.
Горбачёва Светлана
2013-08-03 07:36:49
Извиняюсь,если кто-то где-то уже упомянул,но к общим чертам также можно отнести:любовь к брэндам и шмоткам,стремление подчеркнуть свой статус,показушничество,любовь к хорошим и дорогим машинам,стремление купить свою квартиру(а не жить всю жизнь по съёмным квартирам как в Европе и США), щедрость.
lellel
2013-08-03 10:04:31
Я думаю, что и в Китае и в России «выскочки» всегда проигрывали «кожаным задницам». Т.е. упорство, усердие, терпеливость всегда ценились больше, чем бесспорный талант и "искра Божья"…
Вадим
2013-08-03 11:42:12
Раздолбайство в крови у наших народов. Регулярно получаю товары из Японии и Китая. Из Японии всё приходит упакованное в свёрточки, плёночки и коробочки. Из Китая... Такое впечатление, что они в посылку вещи вилами накидывают. Так что - есть общие черты национального характера.
Андрей
2013-08-03 11:47:01
стремление жить хорошо
Infusiastic
2013-08-03 12:41:52
<p>Ну это, положим, даже у людей с бактериями общее :)</p>
Weber
2013-08-03 14:47:27
Те дикари по большей части и эти дикари припудренные только.
brankokatanec
2013-08-03 16:15:27
щедрость у китайцев? ха-ха-ха!!! насмешили!! похлеще иудейской будет )))
sevastopol
2013-08-05 20:53:38
Внутри китайской элиты есть несколько групп, одна самая демонстративно левацкая из которых возглавлялась Бо Силаем и была недавно разгромлена. Насколько мне известно есть там и другая группа ( назовем её для простоты "верные сталинцы") интересы которых близко коррелируются с лейтмотивом мультика. Официальная же политика Китая есть равнодействующая этих нескольких групп объединенных националистической составляющей и в принципе поэтому сегодня имеет место некоторая недооформленность, размытость и расплывчатость официальной идеологии Китая, которая позволяет ей быстро меняться и смещать акценты, не меняясь принципиально и в рамках этой идеологии сегодня могут сосуществовать несколько течений, включая и то, которое с художественной точки зрения достаточно талантливо было высказано автором мультфильма.То есть мультик "Вперёд, товарищи!" сегодня выражение официальной позиции "пусть распускаются сто цветов", но но в рамках территории одной клумбы и под контролем правильных садовников, уничтожающих явных и возможных сорняков .
brankokatanec
2013-08-03 16:19:40
японцы - это азиатские немцы, ну а китайцы- ... сами знаете кто ))
Елена Кузьмина
2013-08-03 16:47:20
Не кажется ли Вам, что это общевосточное? Арабы тоже все это любят.
Горбачёва Светлана
2013-08-03 21:54:09
Ну,пощедрее,чем европейцы будут:) ИМХО;)
Елена Кузьмина
2013-08-03 21:58:50
Да, пожалуй...об этом я не подумала :) А что скажете о нашей религиозности и духовности ?
Елена Кузьмина
2013-08-05 19:43:46
спасибо, очень интересно...как Вы думаете, это произведение искусства согласуется с официальное идеологией Китая?
Олеся
2013-08-03 23:53:36
Я первый раз в Китае, а именно в Шанхае, проведя тут неполных 2 дня, могу сказать, что мы понимаем друг друга, не понимая речи. Сегодня вечером мне дядька подсказал, где метро вообще не понимая меня. А поскольку я китайский учу только год, я сама мало что могу понять и сказать. Также мы умеем смеятся над собой))) Надеюсь, меня не закидают тапками за такие смешные общие вещи))
Сестра Сун
2013-08-04 00:15:02
Все нормально, я согласна)))
verba
2013-08-04 00:26:59
рабская психология
brankokatanec
2013-08-04 01:10:27
а что это? можно описать подробней? примеры?
Максим
2013-08-04 03:23:48
Буряты у нас - буддисты, и это тоже общее.
Горбачёва Светлана
2013-08-04 03:42:19
Духовность и религиозность...Как сказала мне одна китайская дама,"мы не во что не верим,верим в действительность"))) Вот и получается,что в Китае всё именно так. Конечно,там существовало(существует?) огромное количество всяких синкретических религий,но общая линия предельно ясна: у нас религия - это объединяющей фактор (христианские ценности),в Китае религия и верования - всегда (?) пресекались, религия - нечто разобщающее народ. Не хочу вдаваться в подробности,дабы случайно не нарушить чувства верующих.
Елена Кузьмина
2013-08-04 03:46:46
Горбачевой Светлане (и всем остальным, конечно): да...а мне на вопрос 你信什麼? отвечали 發財... Ну а, скажем, суеверность? Не кажется ли Вам, что и в русских, и в китайцах сильна вера в потустороннее и нерациональное?
sevastopol
2013-08-05 19:14:32
Старый интерес к истории, и после того как отработал годик с небольшим в Пекине он несколько усилился (об этом чуть чуть здесь http://blog.gazeta.sebastopol.ua/2011/06/narodnaja-kapitalisticheskaja.html и здесьhttp://blog.gazeta.sebastopol.ua/2011/09/blog-post_26.html ) с тех пор раз в неделю ищу все новенькое и интересное про Китай по тегам в интернете ...
Горбачёва Светлана
2013-08-05 05:16:26
Да,конечно) Много у нас суеверий и примет,но это к религиям отношения не имеет. Да и вообще всё очень индивидуально) Если у нас многие верят в удачу, авось и т.п.,то китайцы (не все,всё очень индивидуально) верят в индивидуальную 奋斗。Если один китаец мне говорил,что не верит во все эти сказки насчёт аффирмаций и визуализации желаний, а только в терпение и труд, то другие очень любят рассуждать про 运气 и 缘份。А был случай,когда один китаец за обедом сказал своей беременной жене,чтобы не ела утку,мол,у ребёнка ноги будут перепончатые,как у утки。Всё очень индивидуально,зависит от многих факторов。Ну, к общему ещё веру в гороскопы и созвездия можно отнести:)
Елена Кузьмина
2013-08-05 17:33:46
Это удивительная работа, спасибо большое. А как Вы ее нашли?
sevastopol
2013-08-05 15:56:25
Общего очень много. например восприятие и понимание филосовской дипломной работы в виде выпускника пекинского кинематографического института о преданном Советском Союзе http://www.youtube.com/watch?v=oqJgvXje02w. Комментарии китайцев к мультфильму: LONG LIVE THE GREAT SOVIET UNION! Please remember, some young people, who lives in china love the great soviet country forever! 偉大なソ連邦万歳! 苏维埃万岁! Для тех кто имеет проблему доступа к уoutube альтернативная ссылка , но только с английскими субтитрами http://www.tudou.com/listplay/Icl7UAlbQZs/m8kbq9cRXg0.html.Никто за пределами Китая и бывшкго СССР не сможет понять второй план сюжета этого детского мультика для взрослых.
Максим
2013-08-06 02:32:09
Да, дураков везде хватает, но я имею ввиду грязь и разгильдяйство какое то, отсутствие видимого порядка. Неопрятность, что ли.
r1ng0
2013-08-06 11:28:06
Да, что ее искать, она была во всей околокитайской блогосфере.
China_Red_Devil
2013-08-26 17:15:32
Из этих: http://www.huaxia.com/wh/zsc/2007/00732080.html
Елена Кузьмина
2013-08-26 17:24:05
Спасибо, прочитала с большим интересом. Неужто в "Записках о ритуале" говорится о пельменях? А мы пропустили. Срочно перечитать!
Tom
2013-08-08 01:38:27
Лень!
Елена Кузьмина
2013-08-22 21:24:31
А можно узнать, на основании каких источников это установили? Я-то вот с пельменями просто дурака валяла, а Вы, кажется, знаете, о чем говорите.
Infusiastic
2013-08-09 11:24:02
<p>Вспомнил ещё — одинаковое понятие о дружбе (friend = 朋友).</p>
Infusiastic
2013-08-09 11:36:22
<p>Мне кажется, у русских (во всяком случае традиционных русских а-ля наши бабушки) гораздо больше общего с тибетцами, нежели с китайцами.</p> <p>Судите сами:</p> <p>1) Когда вы приходите к тибетцам, вам наливают чай, причём не в маленьких китайских чашечках, над которыми все русские смеются, а в большой пиале. Причём иногда это может быть даже чай с молоком. И обязательно предлагают хлеб, причём не дурацкие пресные 馒头 или извращение под названием 面包, а самый настоящий каравай. Могут также предложить цампу с молоком — почти что настоящую кашу. В цампу кладут сливочное масло, и считается, что чем больше тем вкуснее.</p> <p>2) Традиционные тибетцы отличают друзей и знакомых, и не говорят первому встречному “我们交个朋友!” Понятие друг и знакомый чётко лексически разграничено, а не просто 朋友 vs. 好朋友, тем более что последним китайцы злоупотребляют, низводя его по сути до того же 朋友.</p> <p>3) Традиционные тибетцы как и русские религиозны и верят во множество всяких дебильных суеверий. И вообще можно проводить параллели между русским православием, настоянном на славянском язычестве и тибетским буддизмом, настоянным на до-юнгдрунг бонских верованиях, но это надо специально заниматься.</p> <p>4) Тибетские мужчины любят собираться с друзьями и пить водку под символическую закуску. Совсем не ожидал увидеть такую типично русскую картину вдали от родины. Японка знакомая рассказывала, что тибетские горцы, когда напьются, лезут драться.</p>
China_Red_Devil
2013-08-21 13:58:33
Че за бред, с какой стати пельмени независимо зародились? Вы еще напишите, что бурятские "позы" независимо зародились, а вовсе не копия китайских баоцзы. Пельмени- такое же изобретение китайцев, как и бумага, и нечего тут сказки сочинять.
андрей дерябин
2013-08-14 06:02:15
Регулярные российско-китайские учения в последние несколько лет.
андрей дерябин
2013-08-14 06:03:55
Интересно. А тибетские женщины до сих пор для удачного замужества монетки от любовников демонстрируют? Здесь у нас есть общее?
Infusiastic
2013-08-14 07:28:46
<p>Про монетки от любовников мне к сожалению не известно, но большая часть браков Среди традиционных тибетцев (особенно у старшего поколения) осуществляется путём договорённости между семьями родителей и передачи определённого количества монеток родителям невесты (например в Амдо у земледельцев в ряде мест обычай требовать выкуп за невесту остаётся до сих). Правда, сейчас монетками не обойдёшься, нужны красные бумажки с портретом Волосатого Председателя. Да в Цинхае монетами и вообще не пользуются, кстати.</p>
Елена Кузьмина
2013-08-14 15:54:47
Мы начали опрос по этой теме на Вэйбо: http://www.weibo.com/2111320103/A3GxXlH64?type=comment#_rnd1376465487573 Публикую несколько комментариев. Может быть, они вас вдохновят на дальнейшее обсуждение. 向往着春暖花开的日子:在文化或其他方面具有极强的复杂性——前脚迈进现代化、后脚仍踏在传统之中。 (8月8日 08:27) 水墨及笄:我们走在复兴的道路上 (8月7日 22:19) 郭海舟:怕热,贪多,瞎喝酒。 (8月7日 22:18)
Infusiastic
2013-08-14 16:11:26
<p>Круть.</p>
Елена Кузьмина
2013-08-14 16:12:34
"круть"? :) не могли бы Вы пояснить?
Infusiastic
2013-08-14 16:26:59
<p>Очень интересное говорят китайские товарищи. Прекрасная идея сделать опрос в Вэйбо.</p>
Елена Кузьмина
2013-08-14 16:27:51
Сарказм? ))
Infusiastic
2013-08-14 16:29:58
<p>Нет. Why?</p>
dada
2013-08-16 00:54:53
Русский с китайцем - братья навеки Песня "Москва - Пекин" Музыка: В. Мурадели Слова: М. Вершинин http://sovmusic.ru/text.php?fname=chinese
Сергей
2013-08-16 12:28:38
Общее между китайцем и русским для меня это мой прадед-Китаец, женившийся на моей прабабке, русской по национальности. И как напоминание об этом-это мой дед и его братья, и сестры. Это мои двоюродные сестры, родившееся через 2 поколения-все как один с узкими глазами. Это мой сын с каким-то отличием, которое видно лишь только массажистам . Сильна видать монголоидная раса.
Александр Мальцев
2013-11-04 14:04:30
<p><ins datetime="2013-11-04T06:02:54+00:00">Обновление от 04.11.2013: По мотивам этого опроса на китайском сайте РИА Новости вышла <a href="http://rusnews.cn/shalong/20131026/43896346.html" rel="nofollow">статья</a>. Русскую версию читайте <a href="http://magazeta.com/2013/11/poll-common-results/" rel="nofollow">здесь</a>.</ins></p>