Ко Дню Победы: фильм «Вспоминая 1942»

Китайский фильм Вспоминая 1942 / back to 1942

“一九四二” («Вспоминая 1942»)
Режиссер: Фэн Сяоган, 2012

Историческая справка: действие фильма происходит во время Второй мировой войны, ради освобождения Китая от японских захватчиков КПК и Гоминьдан временно объединяют свои силы, Национально-революционная армия Гоминьдана противостоит японцам на фронтах, а коммунисты ведут партизанскую борьбу в тылу. Фактически официально страну возглавляет лидер Гоминьдана и главнокомандующий НРА Чан Кайши.

В 1942 году провинцию Хэнань настиг страшный голод, по официальной версии, по причине засухи и нашествия саранчи, и миллионы беженцев двигаются на запад в соседнюю провинцию в поисках лучшей доли. Главные герои фильма — собирательные образы представителей разных сословий Китая того времени — землевладелец и крестьянин, спасая свои семьи, покидают родные места, но оказываются в одной бесконечной веренице беженцев, а голод и война, в конце концов, стирают классовые различия и не щадят никого.

В Китае каждый масштабный исторический фильм является, прежде всего, политическим индикатором. В «Вспоминая 1942» интересна оценка роли Гоминьдана в трагических событиях в Хэнани. На первый взгляд кажется, что Фэн Сяоган призывает вспомнить жертв голода, но получается, что вместе с этим зритель видит тот самый момент, когда Китай стоял на распутье, Коммунистическая партия Китая еще не пришла к власти, и у руля могли теоретически остаться и прокапиталистически настроенные националисты. Оценка, данная им, однако, не осуждает их в лоб. В фильме никак не упоминается КПК, все решения, связанные с зоной бедствия, принимает Чан Кайши, его образ не лишен достоинства, но главная его ошибка, метафорическим изобличением которой и выступает фильм, и которая привела к трагическим событиям и колоссальным потерям — это оторванность от народа, которую, по мнению создателей фильма, подразумевает изначально неправильный политический курс Гоминьдана. Информация о масштабах трагедии доходит до Чан Кайши с опозданием, его армия не желает входить в положение бедствующего народа, приказы Чан Кайши о принятии необходимых мер, отданные вроде правильно, по вине коррумпированных чиновников и желающих нагреть руки дельцов, только ухудшают положение голодающих беженцев. Основной посыл о том, кто именно был той «саранчой», из-за которой от голода погибло 3 миллиона человек, и что после 1949 года, разумеется, все изменилось, и Китай встал на единственно правильный курс, вполне прозрачен.

Японцы традиционно показаны монстрами.

Есть два реверанса в сторону Запада — в положительном свете показаны журналист Теодор Уайт (Эдриан Броуди), реальное историческое лицо, единственный представитель прессы, кто заинтересовался истинным положением дел в Хэнани, задокументировал бедствие и донес информацию до самого Чан Кайши, и католический священник (Тим Роббинс), который не покидает храм даже под угрозой голодной смерти и помогает китайцу-миссионеру сохранить веру, для которой смерть и жестокость, происходящие кругом, оказались серьезным испытанием.

«Вспоминая 1942» — масштабный фильм о бедствиях и ужасах войны, достаточно тяжелый и натуралистичный. Фэн Сяоган умеет рассказывать истории, используя нестандартные, но очень живые типажи, и он уже делал фильмы о войне («Трубить сбор», 2007), но в «Вспоминая 1942» он рассказывает о событиях с точки зрения простых людей, для которых война служит фоном в и без того тяжелейших условиях. Он показывает, как положение миллионов беззащитных людей, которые оказались без крова и возможности удовлетворять простую, но базовую потребность каждого человека — потребность в еде, обнажает самые разные свойства человеческой натуры, от безразличия, граничащего с жестокостью, до невероятной жертвенности и благородства, ценой которому становится жизнь.

Если забыть о политическом подтексте, то фильм еще раз напоминает о том, что все мы люди, и что перед лицом голода и войны все равны, но возникают эти бедствия, увы, по вине таких же людей.

Ко Дню Победы: фильм "Вспоминая 1942"

comments powered by HyperComments

Orphus: Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter

Автор: Betsy Blackfriars

Культуролог-китаист. Родилась в Москве, закончила ИНЯЗ. Работала директором галереи современного искусства на Винзаводе, но Китай не отпускал, и сейчас живу и работаю в Пекине.

Настя Бондаренко
2013-05-08 17:12:40
Вот спасибо, просветили. Фэн Сяогана знаем, будем смотреть. Вы случайно не смотрели "鬼子来了"? Похоже?
Polina Chen
2013-05-08 17:17:37
Давненько Магазета не радовала кинообзорами. А фильм отличный, Фэн Сяоган как всегда порадовал.
grantgrantov
2013-05-08 17:46:54
Хорошее кино? Я что-то не могу смотреть. Последний хороший фильм, что я посмотрел в этом году, когда летал в Москву на Тверскую, 4 в родовое гнездо на 2 дня был "Джанго". В кинотеатре на Арбате.
palamar4uk
2013-05-08 17:47:34
Какое интригующее название, однако))
grantgrantov
2013-05-08 17:48:01
Страх какой ваша картинка. Жуть гонит.
Александр Мальцев
2013-05-08 23:08:10
<p>Согласен. Автора с почином!</p> <p>Даешь больше кинообзоров!</p>
Настя Бондаренко
2013-05-08 23:35:16
о, это отличный фильм Цзян Вэня, который играл главную роль в "Красном гаоляне", если Вы смотрели. он же "Devils on the doorstep", он же "Дьяволы у порога". на мой взгляд, один из лучших фильмах об антияпонской войне. да и сам по себе хорош. он черно-белый, а еще он черная комедия. и там уморительно изображается японец :)
Настя Бондаренко
2013-05-08 23:42:32
Кстати, не знаю, может, он лежит на китайских торрентах, но я его нашла в контакте с английскими субтитрами.
Лена Беридзе
2013-05-09 09:00:46
Фильм очень хороший, смотрела его в кинотеатре, в некоткорых моментах фильма, даже китайцы ПЕРЕСТАВАЛИ ЧАВКАТЬ , это уже показатель)))
palamar4uk
2013-05-09 15:26:42
Раз уж речь зашла о победе. И было так: четыре года В грязи, в крови, в огне пальбы Рабы сражались за свободу, Не зная, что они – рабы. А впрочем – зная. Вой снарядов И взрывы бомб не так страшны, Как меткий взгляд заградотрядов, В тебя упертый со спины. И было ведомо солдатам, Из дома вырванным войной, Что города берутся – к датам. А потому – любой ценой. Не пасовал пред вражьим станом, Но опускал покорно взор Пред особистом-капитаном Отважный боевой майор. И генералам, осужденным В конце тридцатых без вины, А после вдруг освобожденным Хозяином для нужд войны, Не знать, конечно, было б странно, Имея даже штат и штаб, Что раб, по прихоти тирана Возвышенный – все тот же раб. Так значит, ведали. И все же, Себя и прочих не щадя, Сражались, лезли вон из кожи, Спасая задницу вождя. Снося бездарность поражений, Где миллионы гибли зря, А вышедшим из окружений Светил расстрел иль лагеря, Безропотно терпя такое, Чего б терпеть не стали псы, Чтоб вождь рябой с сухой рукою Лукаво щерился в усы. Зачем, зачем, чего же ради - Чтоб говорить бояться вслух? Чтоб в полумертвом Ленинграде От ожиренья Жданов пух? Чтоб в нищих селах, все отдавших, Впрягались женщины в ярмо? Чтоб детям без вести пропавших Носить предателей клеймо? Ах, если б это было просто - В той бойне выбрать верный флаг! Но нет, идеи Холокоста Ничуть не лучше, чем ГУЛАГ. У тех – все то же было рабство, А не пропагандистский рай. Свобода, равенство и братство... Свободный труд. Arbeit macht frei. И неизменны возраженья, Что, дескать, основная часть Из воевавших шла в сраженья Не за советскую-де власть, Мол, защищали не колхозы И кровопийцу-подлеца, А дом, семью и три березы, Посаженных рукой отца... Но отчего же половодьем Вослед победе в той войне Война со сталинским отродьем Не прокатилась по стране? Садили в небеса патроны, Бурлил ликующий поток, Но вскоре – новые вагоны Везли их дальше на восток. И те, кого вела отвага, Кто встал стеною у Москвы - За проволоками ГУЛАГа Поднять не смели головы Победа... Сделал дело – в стойло! Свобода... Северная даль. Сорокаградусное пойло, Из меди крашеной медаль Когда б и впрямь они парадом Освободителей прошли, То в грязь со свастиками рядом И звезды б красные легли. Пусть обуха не сломишь плетью, Однако армия – не плеть! Тому назад уж полстолетья Режим кровавый мог истлеть. И все ж пришел конец запретам, Но, те же лозунги крича, Плетется дряхлый раб с портретом Того же горца-усача. Он страшно недоволен строем, Трехцветным флагом и гербом... Раб тоже может быть героем, Но все ж останется рабом. И что ж мы празднуем в угоду Им всем девятого числа? Тот выиграл, кто обрел свободу. Ну что же, Дойчланд – обрела. А нас свобода только дразнит, А мы – столетьями в плену... На нашей улице – не праздник. Мы проиграли ту войну. Юрий Нестеренко
Polina Chen
2013-05-09 15:42:03
Джанго - добрый фильм про торжество справедливости, дружбу и настоящую любовь. А "Вспоминая 1942" - очень грустное кино, под настроение. Так что не смотрите, если не можете. В другой раз.
Betsy Blackfriars
2013-05-09 15:59:48
«鬼子来了» - тоже фильм об антияпонской войне, как тут уже сказали. Но он показывает именно отношения китайских крестьян с японскими солдатами. Это фильм с подвохом, потому что даже если гипетрафированное самурайское поведение японца - ключевого героя фильма, или некоторые ужимки китайцев и вызывают улыбку во время просмотра, то после концовки, которую закрутил автор, от желания смеяться не остается и следа. То есть, фильм тоже не из легких, но там весь блеск - в игре актеров и столкновении характеров, а не в масштабности.
Betsy Blackfriars
2013-05-09 16:01:24
Спасибо! Дадим еще кинообзоры! )
Полина Струкова
2013-05-10 08:36:39
<p>После прочтения обзора фильм крайне заинтересовал. Люблю картины, где принимают серьёзные исторические решения на фоне серых лиц, много трупов и война, катастрофа. Тем более послушала комментарии друзей китайцев - настоящая трагедия. А я на подобных фильмах, можно сказать, выросла. На Youku качественная версия, с диалектом, правда, ну ничего, зато субтитры в порядке. Но досмотреть, к сожалению, не смогла. Мужчины сдержанно и строго разговаривают, женщины дико и надрывно кричат... Наверное, очень хороший фильм, но "ниасилил". :(</p>
LiBeiFeng
2013-05-10 18:05:19
Китайские исторические фильмы, особенно посвященные недавней истории, если честно недолюбливаю.... Слишком уж много идеологии, откровенных подтасовок фактов и очень мало правды в них. А вот как раз с натурализмом в последнее время у китайцев всё в порядке - научились у американцев, иногда даже чересчур. Ну ради галочки оно конечно, наверное, посмотреть стоит... Спасибо за наводку.
Ма Жен Чжи
2013-05-14 00:58:28
даже ради галочки не стоит, Фэн Сяоган известен как поставщик "новогоднего шлака", и это заунывное зрелище не исключение. "Дьяволы у порога", упомянутые выше, заунывны чуть в меньшей степени, хотя задумка там намного лучше. Цзян Вэнь счёл себя настолько гениальным, что развернул своё полотно на два часа, но в реальности там действия на короткометражку. Вернее, там просто пустота на две трети фильма, без особого действия, которую можно промотать и посмотреть окончание. Что касается данного обзора, то написано очень толково, автора - с почином, пишите дальше, глубже, интенсивнее.