Азиатский Нью-Йорк?

«На шанхайских изогнутых улицах помирать знать сулил мне Бог…», написал бы Есенин, если бы родился в Китае и был чистокровным ханьцем.

Азиатский Нью-Йорк?

За свою никчемную жизнь я был всего в двух мегаполисах – Москве и Шанхае, и сравнивая их смело могу отдать предпочтение второму. По удобству транспорта, по чистоте на улице, по разумности цен и доступности товаров и услуг, Шанхай не оставляет ни единого шанса российской столице.

Тем не менее, чувствуется в облике Шанхая что-то, что немного настораживает и заставляет призадуматься. На мой взгляд, в архитектуре и старого, и нового Шанхая, в организации городской жизни, в повседневности горожан прослеживается немного нервозное копирование образцов западного градоустройства, в частности, городского уклада Нью-Йорка, с которым я знаком по многичисленным рассказам проживающих там людей. Полностью скопировано с Нью-Йорка метро, очень похожа набережная, пешеходная Наньцзинлу как бы намекает на Таймс-сквер, даже Apple Store и тот сделан один в один.

Азиатский Нью-Йорк? / Магазета

В Шанхае явственно отразился известный комплекс китайской нации – комплекс «недоевропейца», который, к сожалению, приводит к оголтелому безоглядному перениманию всего западного. Как в облике китаянок видится стремление выглядеть как девчушки с обложки модных журналов, так и Шанхайские небоскребы, финансовые и торговые центры смотрятся будто стилизованные, зализанные под Запад.

Этому, естественно, есть много объяснений, и правы будут те, кто скажут, что все мегаполисы похожи и что копировать нужно лучшее и тд. Все это бесспорно, однако мысли о потере своеобразия все же пришли в голову.

Особенно интересно прогуляться по Бунду и поразмыслить над колониальным прошлым Шанхая с одной стороны и свободной рыночной экономикой с китайской спецификой с другой. Архитектурные сооружения по обе стороны великой и могучей Хуанпу – есть свидетельства торжества западной идеи над восточной, в первом случае — при помощи боевых судов и пушек, во втором — при помощи хитрого устройства мировой финансовой системы и умелой информационной войны.

Азиатский Нью-Йорк? / Магазета

В этой связи Шанхай кажется каким-то «недо-Нью-Йорком», а приставка появилась потому, что копия всегда хуже оригинала. Этот постулат вовсе не означает, что Шанхай – плохой город, это довольно комфортный, красивый, вполне современный и в меру сохранивший своеобразие мегаполис. Просто попытки сделать его прозападным, на мой взгляд, ведут к потере идентичности и изюминки, с одной стороны, и не всегда удачны с другой. Шаблонные коробки-зеркала небоскребов, конечно, хорошо, но томные и изящные, тенистые и очень душевные (хотя и слегка вонючие) улочки района Хуанпу, например, или замечательная улица Юйюань-лу намного круче.

Азиатский Нью-Йорк? / Магазета

Когда же уже Китай смирится с тем, что он Китай, а китайцы, что они китайцы и научатся гордится тем, что к у них есть своего, а не скопированного?!

П.С. Статья является исключительно дискуссионной и представляет собой субъективное мнение автора. Буду рад любым мнениям.

Orphus: Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter

Автор: Олег Калинин

Военный переводчик китайского языка. Изучая язык в постоянной борьбе с режимом и бюрократией, в итоге, вышел на путь чая, чему очень рад. Вот уже несколько лет занимаюсь чайной и околочайной деятельностью.

MAnGul
2012-07-16 07:00:53
А я прочитала и согласилась со статьей :Ь Потому что я хоть и не 1/2*10 лет, а всего 10 таки месяцев в Шанхае провела, но убеждение, что Шанхай заделывают под Запад у меня непоколебимое (хотя это, естессно, не означает, что все прямо сразу должны согласиться). Собственный стиль у города в разное время был разный, от рыбацкой деревушки до иностранных концессий, причем кто там что говорил про хутуны? Хутуны в Пекине, в Шанхае лилуны (里弄li3long4, кто там скажет, что 弄 - это нун, те могут идти в nciku.com) :Ь Так вот стиль-то был (хотя часто и иностранный, особенно в концессиях - но на то и иностранные концессии), да весь вышел. В смысле, мы, конечно, сразу узнаем вид на Пудун, - но скорее благодаря шашлыку Восточной жемчужины, а не остальным небоскребам, которые хоть и невероятно уникальны, но почему-то ну просто все на одно лицо (давайте, расскажите мне, как неповторима дырка в пивной открывашке). Хоть Гонконг, хоть Токио, хоть Манхэттен - узнаются не по небоскребам, а по каким-то мелким деталям (статуя Свободы там какая-нить, которая ну уж никак не небоскреб). Потому что вышки со стеклянным фасадом ну зашибись как одна на другую смахивают. И тем не менее их строят и строят, они везде, они повсюду... Радует, в основном, то, что исторический центр Шанхая зарезервировали, так что и лилуны, и шикумэни, и здания в стиле арт-деко доживут до следующего года, а может, и дольше. Те, которые остались целы от предыдущих сносов. Мда, так вот за что я хотела спасибо автору сказать: за вот эту вот "Когда же уже Китай смирится с тем, что он Китай, а китайцы, что они китайцы и научатся гордится тем, что к у них есть своего, а не скопированного?!" Меня, правда, больше интересует, когда уже Россия дойдет до той же мысли? Что осталось от Москвы - это вообще теперь скорее загадка сфинкса, а вот докуда достанет апокалипсис в Питере (откуда я случайно родом, если вдруг что) - меня интересует остро. Не буду про Охта-центр, достаточно и того, что через дом весь центр сносят. Жалко гибнущего духа города...
Олег Калинин
2012-07-16 18:41:46
думаю, что в ближайшие лет 40 все станет на свои места, и владыки станут владыками)
Евгений
2012-07-09 12:26:18
Кстати, Есенину бог не сулил, а судил.
MikeDM
2012-07-09 10:54:52
на фото горизонт завален
Олег Калинин
2012-07-09 16:12:20
ну я же не фотограф)
Олег Калинин
2012-07-09 16:14:45
у меня жена жила в Нью Йорке довольно долго. все на основе ее впечатлений от этого города
Юлия Польманн
2012-07-13 21:46:29
Евгений, из Ваших комментариев и получается, что от перестановки мест названий городов (в разных странах!) в названии статьи, содержание не меняется. Понятно, что в современная архитектура городов развивается не в ширь, а в высь. Однако, красоту и дух города, как мне кажется, хранят именно исторические кварталы - улочки французской концессии или традиционные шанхайские шикумэни.
Юлия Польманн
2012-07-13 22:11:46
Хотя, конечно, ставить в один ряд Шанхай, Гонконг, Сингапур и Токио - как-то очень сложно, они какие-то похожие и сильно разные одновременно.
Юлия Польманн
2012-07-13 16:14:42
Шанхай, безусловно, прекрасен по-своему, однако, полностью согласна с мнением автора про американские ассоциации. Я была в Нью-Йорке, поэтому оказавшись в Шанхае первая мысль была именно про NY. И если подойти к восприятию картинки без эмоций, то наличие стекла и бетона делает города современными, но, к сожалению, безликими.
Евгений
2012-07-13 16:34:11
Если вы были только в Шанхае и Нью-Йорке, то возможно, сам факт наличия небоскребов может провести ассоциации. Однако, если бы вы еще побывали в Чикаго, Гонконге, Токио, Сингапуре и т.д. то поняли бы насколько все эти небоскребные города разнообразны.
Евгений
2012-07-13 16:36:13
То есть, с таким же успехом статью можно было бы назвать "Азиатский Чикаго?" и, кстати, можно даже текст не менять. :)))
Евгений
2012-07-13 16:38:27
Хотя "Китайский Токио?" или "Далушный Гонконг?" было бы более осмысленным сравнением. :-)))))
Прохожий
2012-07-13 15:32:36
"...приставка появилась потому, что копия всегда хуже оригинала". Китайская копия не всегда хуже оригинала. Бывает лучше. Причём намного. И дешевле притом. ;-)
Lesya
2012-08-02 23:20:41
Ну так в Пудуне до этого было болото, а не образцы китайской архитектуры.
Олег Калинин
2012-07-09 16:15:18
ну да, и запятых еще не хватает))
Евгений
2012-07-09 22:37:25
Какая жесть! Сравнивать с Нью-Йорком, в котором не был! "Полностью скопировано с Нью-Йорка метро" - отличается как небо и земля. Нью-йорское метро засраное, висят сталактиты из какого-то говна на центральных станциях, дребезжит, запутаны маршруты, поезда ходят как попало, не разберешь, обычный поезд или экспресс, который пролетит твою станцию и т.д. и т.п. Если и можно придумать две противоположности метро, то это шанхайское и нью-йорское. Шанхайское - намного круче! "очень похожа набережная" - какая именно набережная Нью-Йорка имеется в виду?! "пешеходная Наньцзинлу как бы намекает на Таймс-сквер" - как она может намекать, если Таймс-сквер стала пешеходной только с 2009 года, а до этого была самым оживленным перекрестком Нью-Йорка? Это, наоборот, Таймс сквер, пожалуй, взяла пример с Наньцзин лу :)) "даже Apple Store и тот сделан один в один" - во-первых, какой именно из магазинов Эппл в Нью-Йорке имеется в виду? Если флагшип стор, то в Нью-Йорке он, извините, кубический, в Шанхае цилиндрический. А вообще у Эппла определенные стандарты есть для магазинов по всему миру. "Шанхайские небоскребы, финансовые и торговые центры смотрятся будто стилизованные, зализанные под Запад." - где вы видели на западе хоть нечто подобное шанхайской "открывашке"?! В США все небоскребы были построены поколение назад, жестко консервативны. Если уж кого-то Шанхай и пытается переплюноуть, так это Гонконг. Потеря самобытности Шанхая - вообще оксюморон, потому что этого города просто не было чуть более ста лет назад. Какая самобытность может быть у рыбацкой деревушки? У Шанхая, в отличие от многих других городов Китая, Пекина того же, есть карт-бланш вообще строить всё что душе угодно. Чем он и занимается, слава богу.
Secret_Shark
2012-07-10 11:53:02
+1 бывал в Нью-Йорке, жил в Шнх. полностью согласен с тезисами автора коммента (кроме последнего про отсутствие самобытности Шнх). просто сэкономили мое время)), т.к. я также хотел по пунктам дать отповедь) автору поста по поводу метро, набережной, Наньцзин Дун лу и эплстора.
Евгений
2012-07-10 13:01:02
Я не про то, что у Шанхая нет самобытности. Она у него есть. Но она, наоборот, со временем приобретается, а не теряется. :)
MAnGul
2012-07-27 03:17:33
Колониальное влияние чувствуется на Бунде, где оно и есть. А в Пудуне - вообще никакого ощущения, кроме "зашибись высоко". Ходить в традиционных костюмах позапрошлого века и не сносить здания в центральной части города - разные вещи. Не надо доводить до абсурда, достаточно уважать историю.
ТайПо
2012-07-15 19:16:29
А ведь что-то в этом есть... Если на верхних фото Шанхай, то действительно про Китай как-то не думается. Нижнее фото тоже улыбнуло: там слева фонтанчик или кто-то нагло писает?:-))
dalong
2012-07-11 17:20:53
Интересная заметка! Но Шанхай ведь не всегда был насквозь западным. Еще в конце 80-х - начале 90-х, когда еще не было небоскребов Пудуна, город в большей степени состоял из традиционных "шикумэней". А небоскребы 20-30-х годов строили не китайцы и не для китайцев. Это был "город в городе". Мне рассказывала пожилая китаянка, что в 30-е годы для китайцев Шанхая был закрыт вход в парки, нельзя было даже ходить по тротуарам в районе концессий.
Lesya
2012-07-26 20:05:52
Извините, но просто не представляю, как можно назвать Нью-Йорк безликим... Или Чикаго. Полностью согласна с Евгением - ни НЙ, ни Чикаго, ни Токио, ни Сингапур друг с другом не спутаешь. То же самое можно сказать и о Шанхае.
Lesya
2012-07-26 20:01:05
Меня всегда удивляют подобные сожаления. То есть здорово было бы такой типа Дисней Лэнд экзотический иметь, где все бы одевались в китайские традиционные костюмы, работали бы на рисовых полях и пили бы чай китайский и мы бы ездили посмотреть и поокать. Тогда остается только догадываться, что автор, наверное, ходит в косоворотке и лаптях? Город просто развивается по мировым, а не американским стандартам. Я много раз бывала в Нью-Йорке. Совершенно разная атмосфера. В Шанхае чувствуется колониальное влияние, но никак не американское. А то общее, что у Шанхая с Нью-Йорком, Токио или Тайпеем - это скорее космополитный прогресс. Судить по магазину Эппл... При чем здесь китайцы? Магазины свои Эппл сами планируют. Зайдите в Сефору - в любой стране практически одинаковые с магазинами во Франции. Это сеть. Ну а насчет поклонения продукции Эппл. При выпуске нового АйПэда в очередях в магазинах Нью-Йорка и Гонконга были люди, специально прилетевшие и из Питера, и из Москвы, и из Киева...
Евгений
2012-07-09 12:24:12
Интересно, конечно, сравнение с Нью-Йорком, когда автор там не был. Я хоть и не очень хорошо знаком с Шанхаем, но вплетенная в текст мысль о том, что этот и другие города теряют некую самобытность, несколько преувеличена. Сергей Есенин, может, и написал бы так, но этим он подчеркнул бы индивидуальность Шанхая.
TaiLong
2012-07-10 07:04:41
Кажется вы не вполне поняли сам город. Скажите, а по какой причине вы бывали в Шанхае? Вы говорите:"Просто попытки сделать его прозападным, на мой взгляд, ведут к потере идентичности и изюминки, с одной стороны, и не всегда удачны с другой". Я не совсем согласен. Шанхай это экономическое сердце КНР, здесь банки, корпорации, деньги. Чтобы поместить в таком городе всех желающих заработать и разбогатеть, нужно строить такие высокие и простые дома (хотя иногда о простоте формы этих домов можно поспорить). Неужели вы надеялись увидеть старинный Китай с его одноэтажными хутунами и рыбаками на маленьких лодках?! Шанхай развивается быстрее чем мы можем представить. Именно для этого и охраняются старинные сооружения в других городах и деревнях, чтобы те, кому хочется истории и культуры могли поехать туда и увидеть в полном размахе. Поэтому я лично предпочитаю Пекин. Этот город и современный и старинный одновременно. Спасибо!
Илья
2012-07-11 01:55:52
Многое спорно, но это очень верно: "Архитектурные сооружения по обе стороны великой и могучей Хуанпу – есть свидетельства торжества западной идеи над восточной, в первом случае — при помощи боевых судов и пушек, во втором — при помощи хитрого устройства мировой финансовой системы и умелой информационной войны." Да, собственно, весь ход мировой истории показывает торжество западной идеи над восточной. Но ведь все отмечают, что Восток последние полвека быстро учится. А там ещё посмотрим, кто будет чьим владыкой, как говорилось в одной песне ихэтуаней.
1/2*10=?
2012-07-11 14:08:07
Полдесятилетия - это звучит круто! Почти, как полвека, только без одного ноля!
Адмирал
2012-07-11 12:20:14
Мне, как прожившему пол десятиления в Шанхае человеку, данная статья не понравилась. Очередные сравнения и догадки от человека плохо ознакомленного с городом Шанхаем, его историей и т.д. + никогда не бывавшем в Нью-Йорке. Интересно, как измениться мнениев автора, когда он узнает что китайские девушки эталонами моды считают японских и корейских "девочек с обложки", далее, что самым большим инвестором в городскую инфраструктуру является Япония и на возведении работали японские специалисты. Ничего американского тут нет. А то что Apple Store похож, так тут ничего удивительного - политика компании такая.
сергей
2012-07-10 14:58:19
Полностью согласен с автором этого комента)))Многократно бывая в Шанхае, вновь и вновь удивляюсь его архитектурному многообразию! И в том его прелесть!!