Так уж получилось, что я изучаю киноискусство. В дальнейшем на страницах Магазеты мне бы хотелось немного затронуть тему китайского кино. Хочу рассказать вам о неких аспектах развития киноиндустрии в Китае. Сегодняшняя тема о том, как развивалось кинообразование в Китае.
Как таковое китайское кинематографическое образование началось в 20-х годах прошлого века, в это время открылась Шанхайская школа кино. Но в действительности лишь в 50-х годах удалось установить относительно высокую планку этого образования, к этому времени был возложен фундамент киноиндустрии. Первый пятилетний план развития кино был заимствован у Советского союза, тогда развитие кинообразования получило огромный толчок.
После окончания культурной революции обычная структура образования восстановилась, кинообразование не только стало развиваться, но и появилось отдельным предметом в институтах. В 1989 году научное углубление киноиндустрии продолжилось и киноиндустрия поднялась на новую ступень развития. В Китайском Исследовательском институте искусств появился факультет изучения кино (ранее называвшийся «теория и история кино») для магистров и докторов. С 50-х годов так же началось образование теле- и радио-вещания, пройдя примерно 20 лет ускоренного развития, вплоть до 1999 года, когда Пекинский институт радиовещания начал набирать докторов на курс «искусства радио и телевещания». В конце 90-х уже на законных основаниях киноискусство, телевидение и радиовещание вошли в гуманитарное образование. Тогда китайское высшее кино- теле-образование стало законченной, многоступенчатой системой.
С начала развития китайского кино прошло около 30 лет и множество специалистов по киноискусству начали работать в киноинустрии, став участниками и очевидицами бурного развития китайского кино. Но все же невозможно утверждать, что эта система образования является совершенной. Особенно, если говорить о ближайшем времени, когда структура китайской рыночной экономики стабилизировалась и продолжает совершенствоваться, Китай вступил в WTO, и кино-теле-индустрия пошла по рыночному пути развития. Многие достойные фильмы не выходят на большой экран (впрочем как и у нас). И кино утрачивает своё «искусство» становясь рыночным продуктом.
Если затронуть современное кинообразование, то оно, на мой взгляд человека, находящегося внутри него, очень достойное. В Китае кинообразование достаточно обширно. Мы изучаем очень много предметов казалось бы далёких от кино, но при ближайшем рассмотрении очень взаимосвязанных таких как: история искусств, модернизм, постмодернизм, эстетика, современное искусство, теория искусства и т. д., и непосредственно предметов по специальности таких как: телевидение, культура кино, история мирового кино, эстетика кино и телевидения и т. д.
Приехав в Россию, я хотела купить по тематике киноискусства несколько книжек на русском языке, но я ничего не нашла, за исключением литературы про знаменитых актёров в истории кино. В Китае же вы найдете множество стеллажей на эту тему, начиная с истории китайского мирового кино и заканчивая детальным рассмотром классических кинокартин.
Также на лекции в Пекинский университет приглашаются и режиссёры, и специалисты по кино со всех уголков страны, и даже иностранные режиссёры. Мне запомнился случай, когда к нам пришёл молодой амбициозный китайский режиссер, он представлял своё авторское кино, которое называлось: «Мусор, осаждающий город» (Beijing Besieged By Waste / 垃圾围城). Здесь слово «мусор» употребляется в прямом смысле (в китайском языке это слово имеет много значений, как, впрочем, и в русском). Это был закрытый показ, жаль что не с Александром Гордоном. Кино о том, что Пекин окружают моря отходов. Снято это очень жизненно и местами жестоко. Смотреть этот фильм среди большого количества людей не самое приятное занятие. Одним словом, китайцы были недовольны и набросились на режиссёра. Но он был реально крут, держался стойко.
В завершении обсуждения одна девица задала такой вопрос: “你的电影结构是什么样的?” (Какая конструкция у вашего фильма?). На что он ответил: “我的电影结构是从1分钟到50分钟” (Конструкция моего фильма заключается в том, что он продолжается от 1 минуты до 50 минут). При тех обстоятельствах и окружении этот ответ был прилюдной пощёчиной. Что лично я оценила. Смелый режиссер, смелые ответы, видно, что у человека незамыленный взгляд, противостоящий принятым в Китае системе сдерживания и ограничений. И это здорово!
В завершении хочется отметить, что у китайских друзей очень большие надежды на развитие китайского кино, огромное желание выйти на мировой экран. Поэтому с каждым годом качество кинообразования повышается. Конечно же, не от него будет зависеть продвижение китайского кино на мировой рынок. При этом не стоит забывать, что перед тем, как взять скальпель в руки, нужно все-таки прочитать инструкцию по применению.
Другие статьи о китайском кинематографе:
Благодарю вас за статью! Было интересно и полезно. Единственное, в России достаточно литературы по кино, тут вы не справедливы. Это и литература по советскому кино и более современные, ВГИКовские учебники и перевод американских бестселлеров по теме. Другое дело что продаются они чаще в специализированных магазинах. И конечно в доступе в библиотеке искусств и Ленинке (Москва).
Уважаемый автор, статья занимательная. Но не большая и достаточно скудная на действительно полезную информацию. В частности не перечислены киношколы Китая, и другие непрофильные ВУЗы , где преподают кино-науки (режиссуру, драматургию, актерское мастерство, звукорежиссуру, анимацию и пр.). Вы пишите, что изучаете “киноискусство”, но в каком университете не упоминаете, и какую специальность вы изучаете тоже информации нет. По поводу литературы на русском языке по кинематографии: даже комментировать не буду, просто напишите мне на почту [email protected], я вышлю вам список литературы за 100 лет написанной на эту тему и дам ссылки, где эту литературу можно скачать бесплатно.
Прошу прощения, если слишком резкий комментарий.
Татьяна, выпускница ВГИК, сценарист.
А вот наткнулся на короткометражку про китайскую жизнь.
Сильна как как Фауст Гете
http://videos.arte.tv/de/videos/babel-3153594.html
Зато учат в BFA отвратительно.точнее сказать не учат.и причем цены непонятно высокие
Ох. Совсем не переношу новые китайские фильмы, все эти дёшевые слезы, уже как российские фильмы. Только старые боевики аля John Woo и старые кунгуфуисткие потасовки. А актеры и всё время на слуху, даже я знаю ктоестькто-ктоскем-ктокого.
Среди кучи отбросов из современных фильмов любой страны можно найди оч достойные картины. “Keep looking – don’t settle.”
Марина, спасибо огромное за пост! буду ждать продолжения. извините, если не в тему, но просто сдержаться не могу, фильм 海洋天堂 (Рай океана), смотрели в рамках курса истории китайского кино в прошлом семестре, с показа в слезах вышли даже парни, очень сильный и добрый фильм
:-))))) Парни плакали не по фильму, а… по Джет Ли! Я сама лила крокодильи слёзы, вспоминая какой он классный актёр (мне кажется, что будь на его месте кто-то другой, то не так больно бы было). А вот я бы не назвала фильм добрым – он очень трагичный и тяжелый, и… какой-то безнадёжный, то есть одни серые будни, как-будто жизнь по замкнутому кругу идёт – нет ни надежды на светлое будущее, ни каких-то других мелких радостей, которыми бы можно было б разнообразить свой быть:-(.
Ну, мне совсем таки не нравится Джет Ли, поэтому в отличии от уважаемой ТайПо, я могу судить трезво. Думаю, что фильм так трогает, потому что изначально, кровная любовь – это огромная сила, она больше любви женщины и мужчины, она слепа. Матушка слепо любит своего сына за кривые ноги, за дурной характер, просто на потому что она его мать! Режиссер этого фильма воспользовался этой любовью очень тонко и правильно и у него получился замечательный фильм. А парни плакали, потому что проявление этой любви наиболее понятно мужскому сердцу. (да не осудят меня, прочитавшие это мужчины). Процитирую фразу из другого фильма: “Ты можешь меня предать, можешь уйти от меня к другому, ты в моей жизни всего лишь – женщина, а он мой сын!”
Кстати, актерская игра в данном фильме действительно была превосходна. Есть еще фильм: 《我们俩》(Ты и я), он другой, но по эмоциональной окраске оч похож.
“…к этому времени был возложен фундамент киноиндустрии”. Мне всегда казалось, что фундаменты закладываются, но я бы не отказалась посмотреть и на то, как их возлагают! ;)
Марина, очень интересная статья, но у меня вопрос не в тему. Я понял, что вы учитесь в Пекине, но может вы что-нибудь знаете о шанхайском филиале NYFA? И где комфортее лаоваю в филиале иностранных курсов или в “родных” китайских университетах?
Про шанхайских филиал NYFA, я не в курсе. Я думаю, тут надо рассуждать не из соображений комфортности. Я бы хотела учиться в NYFA, но в тоже самое время я бы не променяла учебу в Пекинском университете, хотя бы потому, что китайская культура (язык) для меня на данном этапе важнее. Так что каждый делает выбор исходя из своих возможностей и потребностей. Спасибо.
Спасибо.
Марина, Вы знаете, как глубоко и нежно я люблю Ваше творчество, но пост создаёт впечатление, что автор или не носитель русского языка, или сидит на чём-то седативном. “Первый пятилетний план развития кино был заимствован у Советского союза, тогда развитие кинообразования получило огромный толчок, в основе кинообразования появились отрасли”. “С начала развития китайского кино прошло около 30 лет 0_0 и множество специалистов по киноискусству начали работать в киноинустрии, став участниками и очевидицами бурного развития китайского кино :-? ” и т.д. общие обтекаемые фразы про историю образования без единого примера и реального факта (кроме “Мне запомнился случай”) при этом с удручающим стилем повествования.
Но всё-таки я преисполнен оптимизма и предлагаю Вам “писать, пока не остановит пуля” :)
Дорогой Евгений, когда мой текст Вас полностью удовлетворит, я, наверное, брошу писать. :))
А странные у Китая фильмы: я вот никогда не любила драмы и все книжки швыряла об стенку, если повествования плохо заканчивались, и заваливалась на кровать рыдать (а попозже научилась сразу аннотации читать и браковать всё, что плохо заканчивается), а вот теперь из китайских драм просто не вылажу и считаю их лучшим жанром – как-то душу выворачивают и пусть злости не хватает на тех, кто такое снял (например, Проклятье золотого цветка), но картины получаются очень знаменательными – они долго помнятся, вспоминаются, переживаются и… пережёвываются что-ли:-).
Ну и ещё мне нравятся их боевики: там очень красиво и забавно дерутся – без боли, без крови, без злости и других жестокостей – легко смотрится и не травмирует психику:-). Да и такие шустрые все эти китайские кунфуисты, что когда белые люди пытаются что-то подобное изобразить, то такая лажа у них часто выходит, что думаешь, лучше б не позорились – ну не дано нам так прыгать и выкручиваться!
Но… ещё я заметила минус в китайском кино: часто там показывают чью-то жизнь на большом промежутке времени, то есть не какую-то занимательную историю, а как-бы повседневную жизнь отдельных людей и вот эти вот “куски из жизни” очень тяжело воспринимаются, потому что между собой не связаны и только что было одно, а сейчас другая сцена и что куда и откуда и почему не всегда понятно – наши люди потом плюются и пишут, что этот фильм г. и понимать такое могут только сами китайцы (интересно, а они действительно легко такое могут понимать?:-) ). Мне, при всём моём щенячьем восторге от Китая, тоже тяжело понимать – не хватает какой-то цельности и плавности. Если надо пример, то… Лан Ю – если б не концовка и не потрясающая финальная песня, то точно названия б не вспомнила сейчас.
А вообще, не знаю чему там учат, но актёры в Китае явно не с улицы – как начнёшь копаться в биографии, так все параллельно и певцы состоявшиеся и иные гении – подмяли, понимаешь ли, весь бизнес в стране под себя:-(. Даже не знаю можно ли будет с ними соперничать в киноиндустрии.
да нет, очень много известных актеров поднялось из низов практически, вспомнить хотя бы короля комедийного жанра 周星驰, а кто вообще мелким гангстером (古惑仔) был – как 古天乐, да и 华仔 (刘德华) погговаривают сам из гонконгских гэнгста).
А сейчас популярными являются так называемые “микрофильмы” 微电影, там как раз пробуют себя многие никому неизвестные начинающие актеры. Недавно смотрел один из таких фильмов – “玩大的”, очень советую:)
ТайПо, я вас обожаю. Ваши комментарии в Магазете оч увлекательны. :))
:-) Спасибо на добром слове – прям чувствую, что живу не зря:-)
Возможно скоро в Лаовайкасте будет гость-режиссёр
Вао! Это здорово! Будем ждать.
Спасибо за отзывы. Мне оч приятно. :)
большое спасибо! очень интересно! кстати, хотелось бы узнать где в Китае можно получить образование режиссёра, актёра и т.п.?
пост крутанский невероятно
Марина, спасибо за статью, моя преддипломница пишет работу по китайскому кино. Не хватает внятных текстов и нормальной квалифицированной кинокритики, журнал Искусство Кино мы все прошерстили. Хочу направить ее на вашу статью и если не возражаете, это могло бы вылиться в какое-то результативное творческое содружество. По сравнению с нашим советским прошлым (я заканчивала вуз в конце 80-х-нач.90-х гг. прошлого века) нынешняя молодежь абсолютно не знает, откуда брать источники, куда обращаться, где читать и смотреть материал. Огромное вам спасибо за статью и ждем-ждем продолжения!
Неожиданно – и очень интересно. С нетерпением жду следующего очерка и списка фильмов.
Интересный пост! Буду ждать продолжения, а особенно список фильмов к просмотру! :)
Спасибо за пост. Был бы полезен списочек классических и… хм, культовых (?) китайский фильмов. Начиная с самой зари кинематографо до последнего десятилерия. Типа наших “Броненосца Потемкина” и проч. Может в следующих постах расскажите?
Да, да, я планировала это. Вообще столько интересных тем есть в этой области, что не охватить все сразу. Сама только начала изучать это. Буду стараться постепенно приоткрывать тайны китайского кинематографа. Спасибо.