«Экзотика России»!?

Нашла здесь чудо-книжку, адресованную изучающим русский язык китайцам. Название многообещающее: «Экзотика России». Я никогда не задумывалась над тем, что для кого-то Россия может быть экзотической страной. Она ж наша обычная Раша… А тут такое! Под книжкой подписался только редактор — Сюй Юпин. Автора, как бы, нет. Но, чувствую, без русских «диссидентов» здесь не обошлось. За версту несет самоиронией и сатирой. Точно русские писали тексты!

Итак, для китайцев экзотикой в России считаются: 1) Дачи и огороды; 2) Сбор грибов и ягод; 3) Баня; 4) Суеверия; 5) Проблемы армии; 6) Семейные студенты. Кроме этого, есть статьи про похороны, свадьбу, праздники (основная тема текстов — застолье, выпивка и тосты), жилище и общественный транспорт — это все менее интересно. Теперь подробнее.

Дачи и огороды в России, оказывается, «спасают людей от голода», «это времяпрепровождение пожилых людей, которые не могут позволить себе ни путешествий, ни посещения театров», «архитектура и комфортность этих домов далеки от современных представлений», но «счастливые обладатели дома в пригороде считаются людьми состоятельными».

Сбор грибов и ягод — «развлечение для населения», «непривычному европейскому (почему-то здесь упомянули европейцев?) желудку нужно время, чтобы адаптироваться к ним (грибам)».

А баня  в России — «это не столько гигиеническая процедура (!), сколько средство прекрасно провести время с пользой для здоровья», и далее по тексту «посещение бани не всегда обходится без потребления крепких напитков» (видимо, особенно полезных для здоровья!). И есть даже совет: «к посещению бани привыкать постепенно и полностью исключить соревновательный элемент» ( как вы себе это представляете — привыкать постепенно?).

Но «коронным» номером этой книги, на мой взгляд, является текст про армию! Все враги теперь знают о проблемах нашей армии. И о «горячих точках» упомянули здесь, и о том, что служить-то никто не торопится. Цитирую: «Вот несколько ПРИЧИН, по которым можно избежать армейской службы: СПОСОБ 1. Молодым папам…; СПОСОБ 2. Завести сразу двух детей…; СПОСОБ 3…»,  и так далее еще 12 штук советов. Целое пособие по проблеме. Мне даже «за державу обидно» стало. После того, как последние слова в тексте прочла: «Многие молодые граждане России забывают, что защищать Родину — это большая честь.»

И это наша экзотика? Давайте другую книгу писать!

Orphus: Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter

Автор: Wangshi

Родилась второго октября NN-ного года. Окончила факультет восточных языков Иркутского Государственного Лингвистического Университета по специальности переводчик английского и китайского языков. В Пекине проживаю с 2009 года. Личной информации много не сообщаю, поскольку не люблю путать личное с общественным.

Ма Жен Чжи
2012-02-23 15:47:04
класс, отличные книга и пост. Если ошибок грамматических нет, а насколько я вижу - их нет, то значит точно писали русские.
reedcat
2012-02-23 16:02:58
стилистика однозначно принадлежит носителям языка. Насчет уникальности сбора грибов - бред. Итальянцы, чехи, австрийцы (не говоря про более восточных) собирают их вполне активно. Дачи-огороды роль играют, но реально "спасали от голода" только в 90-х. (и можно подумать, в Китае огородов нету...)
Илья Чубаров
2012-02-23 16:13:37
А что не так-то написано? Разве старики у нас вовсю путешествуют и по театрам, а деревенские дома - образцы комфорта? Вы в селе были - к вопросу о выживании с огородов? Не подмосковные коттеджи, а настоящее село в глубинке. Разве подавляющее число молодых людей в городах не стремиться откосить от армии изо всех сил? Да этот список для откоса любой старшеклассник наизусть знает, а у вас всё "диссиденты" виноваты. Вобщем, неча на зеркало пенять, коли рожа крива. Если "за державу обидно", то это вопрос к державе, а не к китайской книжке.
silven
2012-02-23 16:22:21
"исключить соревновательный элемент" в выпивке в бане - это отличный совет!) спасибо за пост) жаль, что у нас не принято после ужина уходить в другое помещение и пить ликеры и кофк, ведя светские беседы)))
Фк
2012-02-23 16:37:57
То, что вы в бане не смыслите, не значит, что авторы такие же :) Попробуйте с непривычки "пересидеть" опытного человека (а это и есть соревновательный элемент) - посмеемся вместе. А постепенное привыкание - это повышать температуру в бане, ходить в парилку не три раза, а пять; проводить в парилке не 30 секунд, а пару минут... Курите матчасть в противовес сарказму ;)
Shaseng
2012-02-23 17:49:06
Такое ощущение, что текст был взят из какой-то книжки про Россию, предназначавшейся для европейцев или американцев, и вышедшей как раз где-то в 90-х годах. Что экзотичного для китайцев в сборе грибов??? Да они их в пекинских скверах норовят собрать и съесть :-), а в лесных гористых местах - типа Утайшань - это просто народный промысел. Собирают, сушат и продают на базарах огромными связками. А что, китайская баня - это не та самая "возможность приятно провести время с пользой для здоровья"? Да китайские бани нашим фору дадут по комфортности и набору предлагаемых услуг. Про "прием гостей" - позабавило. "У русских не принято пить кофе, переходить куда-то, беседовать без дам". А что, у китайцев это принято????? Да и толпу гостей они предпочитают кормить не дома, а в ресторане. И суп у китайцев - не есть обязательный элемент праздничного стола, обязательная "основная еда" - "чжуши" - лапша или пельмени.
Вадим
2012-02-23 18:12:10
Это, видимо, перевод с западного (скорее всего амереканского) языка.
Maxim
2012-02-23 19:24:49
Очень весело! Хочу такую книгу! :)
brankokatanec
2012-02-23 20:38:01
да уж... хурма какая-то
Арина
2012-02-26 16:30:11
Забавно)). Особенно смешно читать про огороды. Мне показалось, что как раз в Китае каждый клочок земли используется под выращивание овощей-зелени. Видела даже огородики на плотах в Нинбо. И теплицы в компаундах. Отец моих китайских друзей тоже очень любит копаться в огороде, а ему уже 72 года, и он говорит, что ему доставляет ни с чем несравнимое удовольствие наблюдать за тем, как появляются первые всходы, как распускаются цветы на деревьях, как потом всё это растёт, набирает силу и даёт плоды.Хотя мог бы уйти на покой, средства вполне позволяют покупать всё на рынке. О террасном земледелии, садах, огородах и оранжереях в больших городах, вообще, молчу. Как раз эта тема поразила меня на Востоке Китая. Но, оказывается, это из разряда российской экзотики))). Что касается сбора ягод и грибов, сама фанатею от такого релакса. Причём ягоды, к примеру, просто раздаю. Потому что сам процесс увлекает больше)). В Китае, кстати, тоже два раза выезжала на "сбор ягод": янмэй и шелковицы. Конечно, у них всё по-другому- за вход на территорию сбора ягод надо заплатить, а собранное оплатить на выходе. И народу в этих местах- тьма-тьмущая. Янмэй растёт в горах, там очень красиво, можно полюбоваться видами и без труда набрать полную корзинку за короткое время- это же не земляника или черника)). А китайская баня- это песня, вообще! Там можно целый день провести- и помыться, и ванну на любой вкус принять, и массаж там всякий. Ну, и послепомывочный релакс- с телевизорм, игровыми приставками, бильярдом, концертами и, конечно, с обжираловкой))). Правда, не видела, чтобы кто-то там употреблял крепкие напитки, но в баре они есть за дополнительную оплату, естественно. Желающих посетить баню более, чем достаточно, особенно в холодное время года, ведь там можно погреться, а как известно, южнее Янцзы, в домах нет центрального отопления. Конечно, сервис там на высоте. У нас же любители бани обеспечивают банный досуг самостоятельно, в основном. Зато китайская парилка по сравнению с нашей выглядит очень смешно. А к нашей парилке надо привыкать, без подготовки там может поплохеть, это правда. А вообще, тема интересная. Мы привыкаем к своему образу жизни и не видим в этом ничего необычного, а для кого-то это может показаться экзотикой, кто бы подумал)).
Olga Kozerog
2012-03-05 15:41:20
Кто вам не дает? Пишите другую книгу о российских реалиях. С интересом почитаю. :))
Wangshi
2012-03-05 15:28:13
Ольга, Вам тоже сенкью! Вы еще чуть-чуть приподняли мою самооценку, чувствую себя какой-то Матой Хари. Спасибо, что так неравнодушны. А слов из статьи не выкинешь: " И это наша экзотика? ДАВАЙТЕ ПИСАТЬ ДРУГУЮ КНИГУ!"
Olga Kozerog
2012-03-05 15:14:48
Вам в комментариях уже много раз доказали, что перечисленные моменты российских реалий описаны правдиво, для нас, россиян, это норма жизни, а для большинства иностранцев, это действительно, необычно и потому является экзотикой. Вы критиковали не только и не столько название сборника, сколько его содержание, иронизируя именно над текстами. А теперь, после критики читателей, вы желаете прикинуться шлангом и переиначить весь смысл вашего поста с точностью до наоборот? Дескать, А: реалии описаны правдиво, но поданы под неудачным названием, ЭТО НЕ ЭКЗОТИКА, это - норма для остального мира, там все обстоит точно так, как у нас в России. Либо, так, Б: реалии описаны правдиво, это для России не экзотика, а норма, но зачем иностранцем знать о такой норме, это подает Россию в невыгодном свете и писать такое было стыдно. Лучше было бы написать о другой нашей экзотике. Вы уж определитесь... Как по мне, то вы просто неискренни, и от вашего поста веет двойным дном и фальшью. Может, вы просто пишете на заказ. Уж извините за резкость. Вы ведь не думаете, что все читатели Магазеты буду вас только хвалить, правда?
Wangshi
2012-03-05 12:11:19
А по Вашему у нас только такая экзотика и есть в России, и ничего лучше как про откосы от армии писать в ней не придумано. Главная строчка в моем посте последняя!
Wangshi
2012-03-05 12:13:17
Арина, сенкью! Последний абзац в вашем комменте - то что надо!
Арина
2012-02-24 22:43:39
Полностью поддерживаю Илью! Дачи и огороды действительно во многих частях нашей страны - способ выжить, ибо на мизерную пенсию это затруднительно. Ну а сбор ягод чем не экзотика для иностранцев, они порой не знают, что ягоды на кустах растут,а не в упаковке супермаркета. Кстати, по поводу бани тоже все верно, неужели неподготовленный человек может 30 минут просидеть без последствия для сердца?
ТайПо
2012-02-25 00:19:05
Ой, спасибо и за книжицу и особенно за комменты - я давно мучалась в догадках растут ли там грибы и ягоды, а то уж больно не по-нашему природа выглядит. Интересно было б почитать всё. Насчёт бань - неужели туда кто-то ходит из тех, у кого дома ванна с горячей водой есть? Хотя, ходят - мне один друг в этом как-то признавался, хотя пристрастия к спиртным напиткам или эксгибици... (чего-то там) у него нет, так что действительно ходят "развлекаться", а не мыться. Насчёт армии - да все наши (ну, большая половина точно)в Китае потому, что от неё косят, а не культура их привлекла - Гарварды их родителям не по карману, вот они и "затерялись" в более бюджетном варианте. Вот недавно был подкаст, так все отбрыкнулись от китайского гражданства - а чтоб изменилось, глаза б почернели и слились бы с общей массой? У меня есть "сбежавшие" друзья и все они просто спят и видят, что стать иностранцами - так что выводы сами собой рождаются.
Мария Громакова
2012-02-24 16:58:53
У нас в универе (Xiamen Daxue) эта книжка тоже лежит...:)
Ева
2012-02-24 11:56:40
Добрый день! Ошибки есть, Вы их не заметили. Забавная книга!
Olga Kozerog
2012-02-24 12:50:24
Правда ваша! Я старушек, померших бы от голода без своего огорода, каждый день видела вовсе даже не в селе в глубинке, а в ближайшем Подмосковье. Они на улице свои овощи продают, так как пенсии даже на еду и лекарства не хватает, не говоря уже о путешествиях. :( "Враги" знают про нашу армию давно и без этой книги. Ну и остальные замечания автора - из этой же серии, просто пальцем в небо. Да, тексты написаны русскими - для иностранцев, но тексты эти не лгут. И мы с удовольствием написали бы о себе другую книгу, если бы у нас была другая действительность.
Виктор Ширяев
2012-02-24 13:57:55
да, постепенное привыкание к бане, конечно, есть, я тоже согласен!
Виктор Ширяев
2012-02-24 14:01:19
согласен! китайцы собирают грибы (ягоды - в меньшей степени) - в полный рост! и баню они жутко любят - правда, не умеют использовать правильно, к сожалению. но вот дача, например - натурально, почти для всего мира экзотика. как и откос от армии.
Olga Kozerog
2012-02-24 10:43:46
Я даже засомневалась, что эти комментарии к книжке реальный русский человек написал. Все так наивно и невежественно, а вроде уже институт окончила. И до сих пор не знать ничего о бане, о пенсионерах, о массовом откосе от армии... Хотя бы из прессы и литературы? Может, автор - это просто персонаж?
morphium_hidrochloricum
2012-02-24 09:23:51
За рассказ о книге автору спасибо - очень бы было интересно полистать. Но содержание поста не понравилось. Слишком много нелепых возмущений, а ведь там верно всё написано. Книга точно не для китайцев писалась
Shaseng
2012-02-25 21:19:23
Огороды - это профессиональная беда русских... Если б все желающие могли жить в загородном доме с участком, а работать в городе; если б в рабочее время люди должны были работать, а не свои огороды копать; если б продуктов питания было достаточно, и они были б достаточно дешевы по отношению к зарплате; если б крестьянский труд был рентабелен - мы б ничем не отличались от всех прочих европейцев - работающие в городе тоже сажали б по паре грядок картошки с огурцами и цветочки перед домом не ради прокорма, а ради удовольствия. А могущие и умеющие работать на земле - становились бы фермерами. Увы, для России это все утопия. Но, между прочим - даже в Пекине (тем более - в провинциях) владельцы забегаловок попроще и на окраинах норовят вырастить какую-нить зелень, а то и кур завести прям тут же - то на крыше, то на заднем дворе, то вообще у шоссе, если есть хоть сколько-нибудь места - и потом клиентов этим кормить :-). В храме Фаюаньсы (Пекин! И далеко НЕ окраина!!) лично наблюдал мирно пасущихся кур :-). Другое дело, что рядовому горожанину всем этим заниматься незачем - еда дешевая, и ее много. А земли - мало, и она дорогая.
Shaseng
2012-02-25 21:05:32
Китай сильно вытянут с юга на север, так что природа там есть на любой практически вкус :-) - от тропиков в Хайнани до хвойных лесов на севере. Из "наших" грибов в горах (Хуаншань, Утайшань) встречал лисички, сыроежки, поддубовики, вешенки и т.п. А вы полагаете, что русские в баню только помыться ходят? :-) По мне - практически все как у нас, разве что комфортней :-)... В китайской бане можно жить - есть парилки с разной температурой, есть комнаты отдыха - чайку попить, есть собственно "помывочные" с кучей наворотов - бассейнами, гидромассажем, встречными течениями, перепадами температур, хитрыми душами... Моет клиентов специальный персонал - натирают какой-то фигней,а потом массируют и "отскребывают" :-). Там же есть массажные салоны - достаточно переползти в соседнее помещение :-). После всех процедур можно посидеть выпить-закусить чего-нибудь покрепче и посущественней чаю. :-) Подозреваю, что та часть бизнес-вопросов, которая не решается у китайцев в ресторанах, решается как раз в банях :-). Ходят семьями, ходят компаниями, 4 часа - минимум :-).
ТайПо
2012-02-25 01:27:03
Кстати, огороды - это профессиональная болезнь русских! Одно дело, когда ты живёшь в частном доме, а другое - когда ты городской житель и всеми правдами-неправдами ищешь себе клочок земли, куда потом ахая и охая едешь после рабочего дня и проклиная всё на свете пропалываешь и полишь эти огурчики-помидорчики, и никакие неудачи тебе не почём - помидорчики у моей мамы никогда не удавались, но каждый год она жадно хватает чужие излишки рассады и всё садит и каждый год обрывает недозрелые больные плоды, с которыми потом не знает, что делать. Это, кстати, всё закатывается на голодное зимнее время. Было дело, когда её место работы поменяли на новое из столицы в деревенке, так не поверите - вся работа разбила там себе грядки!(Здание там было новое, только построенное, так что земля, наверно свеже уложенная и не заросшая, вот народ и ломанулся). И дачи у людей - это те же огороды, а не загородные дома отдыха и часто ими "обзывают" опустевшие дома их родителей с садовым хозяйством. Мне кажется, что людей с дачами у нас больше, чем не имеющих такого дополнительного "заработка" - если смотреть по женщинам за 40, а то молодое поколение со стразиками на ногтях предпочитает иные подработки.
Мом
2012-02-26 02:11:59
Присоединяюсь по поводу дачи, действительно, дял китайцев дача - это что-то суперское и необычное. Поехали с друзьями на дачу к подруге, прихватили китайцев-одногруппников. А тот, кто поехать не смог потом сокрушался ходил "Воооооот они видели русскую дачу!!! а я нет..зря жил в России" и вообще-то по большей части правда в этой книжке...кроме грибов. в Германии их тоже любят собирать
Моша
2012-03-17 00:47:07
Вы так уверенно пишете, что только в 90-е, как будто это правда. Вы бы, что ли, почаще в Замкадье отъезжали, на жизнь смотрели. Или с методикой расчёта средней зарплаты по региону ознакомились бы, что ли. А то губернатор Сердюков заявляет о средней зп по Ленинградской области 22 тыс. р., но 95% населения её не получает. Огород - спасение подавляющего большинства семей в малых и монопрофильных городах.
Моша
2012-03-17 01:36:04
Согласен с высказанным ранее мнением о возможном переводе с американских источников, однако допускаю, что и житель Дефолт-сити из "поколения цветов" мог приложить мозг и клавиатуру. Похоже, вершиной журналистского мастерства считается умение утрировать.