Семь вещей, от которых не спастись

Семь вещей, от которых не спастись

Всякая древность есть хранилище мудрости.
— Китайская пословица

Когда я училась в Чунцинском университете, мне посчастливилось встретить много прекрасных учителей, обладающих знаниями и желающих передать эти знания студентам. Но моим самым любимым учителем был и остается Ван Фэн — учитель от Бога, постоянно пытающийся что-то рассказать нам интересное, как-то расширить наш кругозор. Большое ему спасибо за все.

Несмотря на то, что учитель Ван атеист, он, тем не менее, очень серьезно изучал буддизм, конфуцианство, христианство и ислам. Пытался в какой-то мере на основе этого провести параллели между народами, понять, откуда исходят основные характеристики менталитета китайцев и европейцев. Бог ему в помощь, как говорится. Однако, эта заметка не о его исканиях, а о семи вещах, от которых невозможно спастись (в буддизме).

Он рассказал нам о них как бы между прочим на одном из уроков, но запали они мне в память очень надолго и всерьез, заставив задуматься над вопросом — если семь этих вещей невозможно избежать в нашей земной жизни, так наверное тогда с ними надо смириться?

Итак, начнем по порядку. Первая вещь, которой невозможно избежать это — рождение. Никто еще не смог отсрочить его, либо полностью уйти от него. Мы рождаемся, и так начинается наш путь на этой планете.

Вторая вещь — это смерть. Все логично — как рождение приводит нас в этот мир, так и смерть уводит из него, и избежать ее невозможно.

Третье — это старость. Моя 80-летняя бабушка говорит, что не смерти надо бояться, а старости — именно она скрючивает тебя, приносит болезни, делает тело немощным, а лицо морщинистым. Фаина Раневская говорила: «Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда ты восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора. Ты ничего не успела, а только начинаешь жить!». Действительно страшно, и чем старше ты становишься, тем страшнее — замечаешь первые морщинки, коленки скрипят, в пояснице ревматизм, а ты все еще считаешь себя молодым. И сколько мы не умазываемся кремами, сколько пластических операций не делаем, все равно старость подкрадется к нам именно тогда, когда мы будем считать, что нам еще внутри восемнадцать.

Четвертая вещь, от которой нет спасения — болезни. Несмотря на правильное питание, спорт и уход за собой любимым, мы болеем и будем болеть. Болезни таятся в наших генах, болезни подстерегают нас на улице, болезни нагло чихают нам в лицо. Не убежать.

Пятое: человек, который тебе не нравится, все равно рядом с тобой. Коллега, которого вы не выносите; сосед, который вас раздражает; надоевший партнер, с которым, однако трудно разойтись — многое связывает по рукам и ногам. И если один из них уходит, на его место придет другой, и всегда кто-то будет на этом пятом месте, как далеко вы бы от них не уходили.

Шестое в противовес пятому: человек, которого вы любите, не с вами. И не будет с вами. А если и будет когда-либо, то будет ли он уже любимым? Грустно, но верно.

И последнее — седьмое: то, что нравится, недостижимо. Имеются в виду ваши сокровенные мечты — никогда они не будут ваши, отчасти потому, что мечты меняются, отчасти потому, что люди желают слишком многого и несбыточного.

Семь вещей, которые всегда в твоей жизни, от которых не спастись и не уйти. Как же жить тогда? Довольствоваться малым, как рекомендовали философы древности, либо просто смириться, что так есть и иначе быть не может? У каждого из нас собственный путь примирения с данными семью неизбежностями — смириться, бороться, пытаться найти замену чему-либо. Однако, в любом случае, победители здесь не мы.

Orphus: Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter

Автор: katesh

Сама из Алматы, Казахстан. В данное время живу и работаю в Шанхае.

辽沙
2011-05-06 18:20:28
Думаю, когда человек учит иностранный язык, он воспринимает "носителя", как абсолютный авторитет (в вопросе грамматики,произношения). И это правильно. Однако, если человек не сформировал твердого 世界观 или испытывает "кризис личности" (т.наз. кризис среднего возраста), то он легко может переступить ту грань, за которой перестаешь критично оценивать собеседника и начинаешь воспринимать его, как абсолютный авторитет не только в том КАК, но и в том ЧТО!! он говорит... Кроме того, 从我个人的角度来看 думаю, что многие лаоваи 把 положительные эмоции, которые дал им "гостеприимный" Китай 放在中国的佛教之上. Хотя... это 两回事! может поэтому 老外当中信佛的比较多... В двух словах трудно выразить мысль... Может как-нибудь напишу пост на эту тему.
Грант Грантов
2011-05-10 19:48:34
Это какая-то инфляция счастья. Не могу, не знаю, кому здесь верить. Завтра Гарри Поттер придёт, скажет, здравствуй, карпы поплыли против теченья на нерест. И так хожу, каждому месту затычка в бочке, проблески абхидхармы не различая вовсе... Ладно, устану бояться - снайпер поставит точку - штору отдёрну в ненужный момент, он выстрел бросит. Лоб нарисует зелёнкой, высшая мера, Экклезиаста вторую главу смотрите: жил, как хотел, делал всегда как делал, девок испортил кучу, ругал Юпитер. Буду счастливым, в этом последнем теле, радужных тел не оставив, взойду в пространство. Жил, как хотел, делал всегда как делал. Но не ответил снайперу тем же на это хамство. 10. 05. 2011
Deng LiXian
2011-05-09 15:22:14
Скажи это ХуанДи, Лао-цзы, Люй Дунь Биню, Чжан Сань Фэну и прочим, когда повстречаешь :)))
Infusiastic
2011-05-09 15:27:14
Существа мира не-форм живут долгие кальпы, но даже и это не значит, что они совсем бессмертны.
Palevka
2011-05-11 18:27:11
большое спасибо за комментарий!
ostropoler
2011-05-06 08:58:37
Не то, чтобы формировалось "новое я", но да, сознание становится гибче, потому что впитывается чужой язык/культура, а значит - расширяются перспективы восприятия, в идеале - переходя от этноцентрических к мироцентрическим.
oldboy
2011-05-06 09:18:05
Еще слышал такую поговорку: сколько языков знает человек - столькими личностями он живет:) Маркс или Энгельс где-то писали "Человек, который знает язык - это один человек, человек, который знает два языка - это два человека")
Infusiastic
2011-05-06 11:43:04
А вам известно об «инфляции счастья»?
辽沙
2011-05-06 17:36:47
听过。。。而且Самый большой "эксперимент", из когда-либо проводившихся, на тему "инфляции счастья", записан все в той же книге Экклезиаста 2главе...
ostropoler
2011-05-05 19:52:48
сказали, что не просрочена, всё ок :)
辽沙
2011-05-06 00:22:14
以上所说的和圣经的观点差不多。。。Сравни 圣经的Экклезиаст 4:1–3:“ ...И снова я оглянулся, чтобы посмотреть на всякое угнетение под солнцем, и увидел слёзы угнетённых, а утешителя у них не было. На стороне их угнетателей была сила, а утешителя у них не было. 2 И я признал, что мёртвые, которые уже умерли, счастливее живущих, которые ещё живы. 3 Но лучше всего тому, кто ещё не родился и не видел тех злых дел, какие творятся под солнцем...” 但其实圣经没有那么悲观
辽沙
2011-05-06 00:46:24
А вообще недавно узнал прелюбопытнейший факт... Считается, что когда человек учит иностранный язык, у него в сознании формируется новое "Я". В это время он особенно легко подвержен воздействию со стороны и легко может стать "податливой глиной" в чьих-нибудь руках. Именно поэтому КГБ часто вербовало новых агентов именно на факультетах иностранных языков...легче "лепить". (И кстати может поэтому мормоны, наряду с прозелитизмом, учат английскому). Т.о. я хочу сказать, что когда учишь иностранный язык, то учить культуру данной страны(религию и т.п.) 是必不可少的. Но учитывая насколько человек уязвим в данный момент, думаю следует быть осторожным, особенно когда знакомишься с религией данной страны.(бросилось в глаза обилие здесь буддистов). На всякий случай 我尊敬任何信仰. И против ПО НАСТОЯЩЕМУ сознательного выбора ничего не имею. P。S。 Предупрежден - значит вооружен...
ostropoler
2011-05-05 11:54:41
если карма исчерпывается, если я правильно понимаю буддизм, то и человека уже никакого не остается :)
oldboy
2011-05-05 11:58:07
у лаоваев в Китае также есть свои неизбежности, вот первая, что пришла на ум: - неизбежно заканчивается срок визы, пермита:( :))
oldboy
2011-05-05 12:03:30
ну-да, как я понимаю такой герой - или уходит в Нирвану или сознательно отказывается от Нирваны для помощи другим, становясь Буддой... хм, а Бодхисаттвы уже исчерпали карму? Но ведь и Нирвана может не конец? Кто знает, может за тем кругом другой круг уже со своей кармой0_0
ostropoler
2011-05-05 12:08:47
дойдешь - расскажешь) но вообще с нирваной как концом пути ты что-то опоздал на 2300 лет где-то, в махаяне жешь нирвана есть самсара и наоборот, как Бг пел: "а если поймешь что сансара - нирвана, то всяка печаль и пройдет" :)
ostropoler
2011-05-05 12:37:51
мне сегодня нужно как раз выяснить, пойду в полицию, может, меня завтра депортируют ваще/
konratkz
2011-05-05 13:11:59
Я не знаток буддизма, а простой обыватель, и, прочитав этот пост, у меня сложилось чувство, что вообще не стоило мне рождаться (хотя это неизбежно). Складываться такое ощущение, что родившись, мы только то и делаем, что страдаем: от старости, болезни, безответной любви и т.д. по этому списку. НО, почему-то мудрецы забыли про радости, которые мы испытываем в жизни: радость исцеления от болезней, радость любви, радость достижение целей и реализаций своей мечты. Как и во всем, что нас окружает, нет только одной истины, а есть много НО, поэтому для меня не существует вопроса: "Как же жить тогда?".
oldboy
2011-05-05 13:58:45
Бро, как ты в таком деле затянул? Хотя мало кто без греха) Когда-то я отделался штрафом в 2000юшек, а светило вообще 5000, благо гуаньси помогли, хотя стресса было, что ты! Удачи! Всё должно быть ок!
Infusiastic
2011-05-05 09:26:23
顶顶顶!!!
Infusiastic
2011-05-05 09:29:11
ALL YOUR BASE ARE BELONG TO US
katesh
2011-05-05 11:44:21
Честно говоря, я тоже не буддистка и в сущности недалеко ушла от моего учителя-атеиста:) но я считаю, что последние три пункта не могут быть единственно верными. Мне кажется, у каждого человека свои неизбежности, конечно кроме рождения, смерти, старости и болезней.
ostropoler
2011-05-05 11:44:29
ну если рождение и взросление и старение и болезни принимать как не просто факты, а еще и понимать, что они обусловят всю личную историю - вот и карма.
oldboy
2011-05-05 11:52:40
если копнуть глубже, то конечно можно прощупать и карму в этих четырех первых неизбежностях, хотя карма скорее всего будет влиять просто на условия вступления в силу этих неизбежностей, а также сроки. И вообще если карма исчерпывается, то человек уже не подвластен всем этим 7-ми неизбежностям:)
ostropoler
2011-05-05 11:52:53
точно! Боже, дай мне силы и душевный покой принять все то, что я не в силах изменить, силы изменить то, что смогу, и мудрость - отличить одно от другого! когда принимается полностью карма, остается только творчество на грани момента сейчас.
oldboy
2011-05-05 09:16:00
Интересно, но хорошо, что Демьян подкорректировал эти самые 7 неизбежностей, а то учитель-атеист katesh ввёл бы многих в заблуждение, своей интерпретацией он практически вычеркнул карму. зы сколько же буддистов в Магазете! 0_0
Infusiastic
2011-05-04 20:52:37
Уже нашлись :)
Infusiastic
2011-05-04 20:53:36
Товарищ вообще мегакрут!
Infusiastic
2011-05-04 20:59:50
И ещё два кольца — «всё одновременно и проходит, и не проходит» и «всё ни проходит, ни не проходит». И будет полная мадхьямака-прасангика!
Florence
2011-05-04 21:06:18
Поддержу! Хоть и все очень точно сказано, но я надеюсь, что не все правда :) В каждом правиле есть исключения :)
Infusiastic
2011-05-04 23:26:43
Но про то, что каждого из нас ждёт смерть — чистая правда, даже и не надейтесь :)
Z_ZY
2011-05-05 00:41:28
Странные комментарии... От чего депрессия? Наоборот это открывает взгляд на мир, для меня это своего рода освобождение.
ostropoler
2011-05-05 02:41:03
хехе
Ева
2011-05-04 17:42:55
Мне тоже больше этот вариант нравится. Довольно депрессивная статья, но интересная. Написана хорошо. Уверена, на нее найдутся читатели, которые будут в восторге =)))
Селезень
2011-05-04 17:50:10
А Б С У Р Д
ostropoler
2011-05-04 18:11:32
про кольца классно))
ostropoler
2011-05-04 18:13:15
Д Р У С Б А
Грант Грантов
2011-05-04 19:40:22
Да, совершенно верно. Трактовка совершенно иная. И то, заметьте, не в Мономире. Грант Грантов
ostropoler
2011-05-06 18:32:45
我们本来就只有我们个人的角度,学他人的语言和文化我们把另一角度加上去,就学到新的远景灵活水平. 有关佛教来说,我觉得俄罗斯人大部分还是信藏传佛教,而不是中国的禅等。
ostropoler
2011-05-06 18:34:04
..."а Слава КПСС - вообще не человек!"
ostropoler
2011-05-04 17:31:19
да, эти 5,6,7 мне ясны, спасибо :)
katesh
2011-05-04 17:34:09
Спасибо за полный комментарий. Что же касается шестого пункта, так здесь имеется в виду то, что вам этот человек нравится, а вы ему нет, либо вы не можете быть вместе из-за каких-то обстоятельств. Я думаю, у каждого в жизни бывала подобная ситуация, когда кто-то нравится, а ты либо не можешь подойти и сказать об этом, либо видишь, что тот человек уже занят и не может быть с тобой. Конечно, это не ведет к наложению на себя рук, всегда будут другие, с которыми мы будем счастливы, но тем не менее, время от времени будет закрадываться мысль - а как было бы с тем человеком? Вообще, эти 7 пунктов напоминают мне о кольце Соломона с надписью "Все проходит". Только думаю, что Соломону стоило бы завести второе кольцо с надписью "Ничего не проходит".
katesh
2011-05-04 17:36:03
Да, наверное карма:) спасибо, что нашли и другой вариант. Я, честно говоря, искала, но видно не там))))
оседлавший улитку бонза
2011-05-04 17:00:54
5,6,7 вопиюще - карма
Infusiastic
2011-05-04 15:38:54
Спасибо, очень интересный и хороший пост.
Infusiastic
2011-05-04 15:46:59
Вообще, словарь расшифровывает 七不可避 чуть иначе: 1) перерождение 2) старость 3) болезнь 4) смерть 5) воздаяние за неблагие действия 6) воздаяние за благие действия и 7) причинно-следственная зависимость. Как видно, 5,6 и 7 отличаются :)
Аида
2011-05-04 16:20:07
с 5,6,7 тоже не согласно, а ведь все так интересно начиналось. Заинтриговывало что же будет следующим пунктом. ;-)
оседлавший улитку бонза
2011-05-04 15:15:22
любопытно, но 5, 6, 7 - не согласен
оседлавший улитку бонза
2011-05-04 15:18:06
+100500 товарищ хорошо откомментировал
ostropoler
2011-05-04 15:09:55
спасибо за хороший пост, и пусть он будет на благо всех живых существ, как и вечный дождь за моим окном и огонь в сердце! 5,6,7 - не согласен. 5. когда рядом с вами кто-то, кто вас раздражает, это чисто психологическая заморока, довольно легко решаемая, в каждом конкретном случае. а если решать её разом, то даже чисто внутри буддизма взращивание сострадания и практика тонглен ведут к превосхождению раздражения от несовершенства других, и к божественному гневу, направленному на единственное несовершенство - иллюзию разделенности. Которая, в свою очередь, божественно прекрасна! :) 6. человек, которого я люблю, всегда со мной. это, прежде всего, моя Божественная Природа. которую я постепенно с практикой начинаю видеть и в других. То, что я вообще в людях могу не любить, идёт от наших разных земный историй, но см. пункт первый - полное принятие личной истории Другого в её полноте. А если что-то мешает любить, см. мои комментарии к пункту 5. если же речь идёт о спутнике жизни, то я любил и люблю всех тех Богинь, кто в разные этапы был со мной, и буду любить и испытывать глубокую благодарность всегда. 7. мечты меняются, потому что меняются потребности и ценности, но сам процесс изменения и зависит ведь от стремления к мечте. Ключ тут, как говорят Традиции, не привязываться к цели, к самой мечте, а быть полностью в самом процессе жизни сейчас.