Музей освободительного движения…

Я не раз слышала, что «китайцы не любят японцев» и не до конца понимала это явление. У нас тоже была Великая Отечественная Война, но нет такого, что все последующие поколения русских ненавидят немцев. Да, русские вообще никого не любят, но это совсем другая история.

В одно солнечное воскресенье мы с друзьями совершили марш-бросок на велосипедах за город, до моста Марко Поло, который находится на юго-западной окраине Пекина. Мост не впечатлил, и подруга захотела посмотреть рядом расположенный Музей освободительного движения китайского народа против японской агрессии (Он же Museum of the War of Chinese People’s Resistance Against Japanese Aggression,  он же 中国人民抗日战争纪念馆).

После похода в этот музей я понимаю немного больше о причинах отношения китайцев к японцам… Они обучены их ненавидеть.

Впрочем, обо всем по порядку.

Сначала все было предсказуемо скучно как во всех военных музеях – карты военных действий, исторические тексты, портреты генералов… Удивило количество народа, особенно семей с детьми. В скучном музее в солнечное воскресенье. Улыбнули японские иероглифы на пояснительных табличках, обычно все музеи содержат подписи на китайском/английском, но тут, видно, решили соблюдать политкорректность… вдруг сюда забредет группа японских туристов?

Затем вдруг неожиданно глаз резанули огромные крупным планом фотографии – изувеченные тела младенцев, трупы вповалку, отрезанные органы… Кошмарная фотогалерея во всю стену. Это было слишком! Фотографии старательно восстановлены, отреставрированы и снабжены подробными комментариями. Комментарии добросовестно переведены на японский язык.

Я допускаю, что это подлинные фотохроники, о зверствах японских солдат широко известно, но я также осознаю, что японская сторона имеет аналогичные фотографии своих погибших солдат. Осознают ли это китайцы, которые пришли в солнечный воскресный день в Музей освободительного движения китайского народа против японской агрессии?

Фотогалерея рождала однозначные эмоции горечи и ненависти к тому народу, который это сотворил. Насколько нравственно воспитывать последующие поколения в таком духе? Впрочем, вопрос нравственности тут неуместен. Стране выгодны внешние враги – стратегия, описанная Дж. Оруэллом в «1984», стара как мир и по-прежнему эффективно работает.

Я пыталась наблюдать реакцию детей, которые вертелись возле нас, но они увлеченно спорили, откуда мы, и хихикали (к счастью на японок мы не походили). Ничего, в школе им расскажут то, что они пропустили сегодня.

Orphus: Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter

Автор: Baishalin

Baishalin aka Балабанова Наталья. Потеряла себя в Москве и затем нашла в Шанхае. Люблю путешествовать, развиваю интернет-проект, посвященный китайскому образованию.

nataly
2011-04-19 15:55:11
"Я допускаю, что это подлинные фотохроники, о зверствах японских солдатов широко известно, но я также осознаю, что японская сторона имеет аналогичные фотографии своих погибших солдат." Барышня, речь-то идет о зверствах, творимых над мирным населением - о безумных "медицинских" экспериментах над стариками, женщинами,детьми, новорожденными; о массовых убийствах десятков тысяч (!!!) людей одновременно. Для самообразования: забейте в поисковике "зверства японцев в Китае", и наоборот - "зверства китайцев в Японии". Посмотрите на результат. Лично для меня самое удивительное при этом - что даже старое поколение китайцев нынешнюю японскую молодежь воспринимает спокойно - "когда это творилось, даже их родителей еще и на свете не было, как они могут за это отвечать?"
Прохожий
2011-05-19 17:47:32
Да уж... Если бы всех у НАС так воспитывали, то и не было бы тех уродов со СВАСТИКОЙ на рукавах в НАШЕЙ стране. Гитлер на том свете ручки потирает наверное. А насчет Китая, вроде как кто-то пытался обнародовать исследования (все на уровне слухов, документов не видел), что больше всех во ВМВ пострадал именно Китай. Если это правда, то получается, что пол-миллионный японский корпус уничтожил более 25 миллионнов китайцев. Жуткие цифры, на самом деле
Дима
2011-04-19 15:42:22
Меня больше удивляет не ненависть со стороны китайцев к японцам (здесь-то всё понятно), а нелюбовь японцев к китайцам.
Сергей
2011-04-19 15:18:52
"Да, русские вообще никого не любят, но это совсем другая история." Девушка с чего вы это взяли ?
Bulbul
2011-04-19 11:53:31
Ну не знаю; немцы современные стыдятся третьего рейха и всего что он натворил. А вот японцы до сих пор гордятся всеми своими набегами. Но и китайцы прям впихивают в мозг паки этих фоток, как своим, так и иностранцам. Но прошлое на то оно и прошлое, дети не ответственны за поступки родителей, и сейчас я воспринимаю его как историю и делаю свои выводы.
YiLi
2011-04-19 13:50:47
Конечно! Зачем в школе историю проходить? Не надо! Зачем музеи строить? Фигня какая... Детей надо водить исключительно в диснейленд и макдональдс! А правду про японцев тем более нельзя рассказывать, они же такие кавайные.
Mao buhao Daokakao
2011-04-19 14:59:07
Германия кается перед всем миром и платит компенсации, а Япония? Слабо верится, что она выплачивает деньги узникам лагерей и ветеранам.
nataly
2011-04-19 15:55:38
+1
Daria_Mada_Manikhina
2011-04-19 16:32:33
+1 мне тоже интересно.
Tim Sedov
2011-04-19 16:46:35
1. вспомнилось, как в день мартовского цунами в Японии мо коллеги в пекинском офисе столпились у "плазмы", РАДОСТНО наблюдая (даже хихикая) как CNN ведет прямой репортаж с вертолета. 2. продолжая о ТВ. включите "ящик" в КНР, пощелкайте каналы. обязательно столкнетесь с военным фильмом, где китайцы героически побеждаю "японских чертей" (при помощи американцев).
Сергей
2011-04-19 17:22:34
Мне кажется, тут дело не в современности, надо искать причину в истоках основания Японии. Так к примеру Американцев не очень любят в Европе, а Европейцев в Америке (по крайней мере по опыту моих друзей и фильмам). На мой взгляд, между Китаем и Японией такие же отношения, правда ожесточенные в силу азиатского менталитета.
nataly
2011-04-19 17:56:19
И при этом Китай - на первом месте по объемам международной помощи Японии.
Baishalin
2011-04-19 18:27:34
Не надо передергивать, я не говорила «не надо» образовывать детей, я размышляю над тем, кто и как их образовывает. Надеюсь вы не питаете иллюзий, что вам доступна реальная история? Мы все верим в ту историю, которую нам продает наше государство, не более. А что такое «кавайные»?
Baishalin
2011-04-19 18:55:05
Из наблюдений :) Не надо так близко к сердцу принимать, это была мягкая ирония. (Впрочем, я действительно считаю, что русских отличает нетерпимость, граничащая с нацизмом и склонность следовать стереотипам в отношении других народов, что удивительно, учитывая нашу историю, но считайте, что я этого не говорила, чтобы не плодить оффтоп)
Baishalin
2011-04-19 19:11:46
Спасибо, обязательно изучу. Хотя результат запроса предсказуем, это ведь японцы захватывали Китай, а не наоборот :) Я не вывожу морали... мне скорее интересна ваша (читателей) точка зрения по вопросу подачи исторических фактов вообще и в Китае в частности.
wanshang
2011-04-19 19:12:54
каваий - славный, милый,хорошенький
olDboy
2011-04-19 19:31:06
а к кому японцы еще любовь испытывают кроме японцев?)
Сергей
2011-04-19 19:53:37
Ты явно читала не правильную историю...
Дима
2011-04-19 20:02:31
Это отчасти верно, но к китайцам у них неприязнь особенно сильная. Обычно японец не показывает виду, если даже собеседник ему неприятен. Но вот китайцев он часто готов обсуждать в открытую. Мне одинаково интересны и Япония и Китай (потому что 漢字文化圈), и не очень приятно наблюдать такую взаимную ненависть, пусть это лично ко мне и не относится.
Z_ZY
2011-04-19 20:44:42
А чего далеко ходить? Съездите в Армению, посмотрите что Турки там творили ...Когда убивали младенцев, сдирали кожу и душили мать...
Z_ZY
2011-04-19 20:45:47
Странно почему сюда написал? Вроде вниз писал, сорри за оффтоп...
Лена Боровская
2011-04-19 21:44:55
У нас в универе китайские студенты тоже отмечали день начала землетрясений в Японии, как национальный праздник. Историю знать надо. Сознательно из поколения в поколение сеять и взращивать в детских сердцах ненависть - не отвратительно ли?
ostropoler
2011-04-19 22:54:07
совершенно верно. знаете, откуда человечеству известно, что человек на 70-80% состоит из воды?
ostropoler
2011-04-19 23:00:18
Китай уже "захватил" Японию один раз, подарив свою культуру около тысячи лет назад :) И, конечно, если дать китайскому быдлу волю, и пропагандировать это, и стимулировать эффект толпы, то китайцы в Японии творили бы, возможно, не меньшие зверства. Однако, исторически этого не произошло, а произошло обратно. И как уже написали несколько раз, Германия в своих действиях покаялась и на уровне государственном, и на уровне индивидуальном, а в Японии всеми этими делами до сих пор гордятся, хотя творился там реально ад с точки зрения адекватного человеческого сознания, этики, и т.п.
kisekiqueen
2011-04-19 23:31:56
Фильм по теме "Дьявол у порога" http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/56160/.
nataly
2011-04-20 00:02:55
"Сознательно из поколения в поколение сеять и взращивать в детских сердцах ненависть.." - мне кажется, это не столько ненависть, сколько стремление компенсировать национальное унижение. В войне с Японией Китай глобально "потерял лицо" (и 30 млн. человек), и до сих пор китайцы не могут с этим справиться (кстати, отсюда же - и бесконечные квазиисторические фильмы про то, "как наши японцам жару задали :-)", имеющие очень мало общего с реальными событиями. Отсюда и реакция "коллективного бессознательного" на землетрясение - "небесная кара наконец-то пала на супостата".
rian
2011-04-20 02:03:05
"(к счастью на японок мы не походили)" Вы и правда не походите на японок, Вам то че переживать?
rian
2011-04-20 02:08:21
А Вы знаете кто Америку открыл? Нет не Колумб и даже не викинги))) ее открыли китайцы)))
SergSS
2011-04-20 02:37:22
Я думаю, автору будет полезно ознакомиться с историей "отряда 731", найти ее в интернете не сложно. "Опыты" в этом отряде проводили, кстати, не только над китайцами, но и над русскими, корейцами и т.п. Все замученные были большей частью гражданскими лицами, захваченными в Харбине и других районах Китая. Результаты "исследований" используются до сих пор в военных разработках и медицине(!) в Японии и США, которым руководитель отряда Исии отдал большую часть материалов в обмен на невыдачу его и ряда других военных преступников Китаю и СССР.
irinka-kartinka
2011-04-20 03:28:33
Я бы,основываясь на личных наблюдениях, сказала что "коэффициент ненависти" китайца к японцам обратно пропорционален его уровню культуры и образования, т.е. чем грамотнее человек, тем осознанней он способен воспринимать реальность. многие из моих знакомых ОБРАЗОВАННЫХ китайцев среднего возраста вполне лояльно относятся к японцам, понимая, что те печальные события не стоит забывать, но и не стоит продолжать их сейчас. И глядя на молодежь, которая "прививают" ненависть к японскому народу, им остается лишь надеяться, что те повзрослеют и смогут избавиться от стадного инстинкта.
mazoku
2011-04-20 03:37:59
Вот! Историю будут подавать так или иначе, да те или другие, но выводы делает для себя сам человек.
mazoku
2011-04-20 03:42:22
> Фотогалерея рождала однозначные эмоции горечи и ненависти к тому народу, который это сотворил. Насколько нравственно воспитывать последующие поколения в таком духе? Думаю, что вполне себе нормально. Вопрос же наличия детей в таких музеях, то это уже стоит адресовывать к их родителям, имхо... А вообще Вас не удивляет наличие подобных музеев относительно зверств СССР или Американцев скажем? Вполне себе существуют и воспринимаются нормально. Да и в рашке как-то не стеснялись говорить о зверствах немцев во вторую мировую. Норм всё это =) > Да, русские вообще никого не любят, но это совсем другая история. Спасибо, поржал))) Я бы сказал, что русских никто не любит, отсюда и обратное. Да и с такими соседями, да историческими взаимодействиями, скажем так, я вообще не удивлён, что никто никого не любит =)
mazoku
2011-04-20 03:43:29
И таки да, историю пишут всё же победители %)
YiLi
2011-04-20 04:42:23
Ну и кто же должен? Расскажите нам плоды ваших размышлений. А то после прочтения поста мало что понятно, кроме того, что китайское государство плохое и продаёт населению неправильную историю.
WTiggA
2011-04-20 07:18:25
Ух ты, был там не так давно, и тоже оставил фото-заметку у себя. Карикатуры на японцев повеселили)
К.М.Глинка
2011-04-20 07:43:24
Неумная статейка. Поменьше бы таких в Магазете. Мне кажется, о Китае должны писать те, кто сумел полюбить и уважать эту страну. А остальным неплохо бы постоять в сторонке, пока не поумнеют.
Ма Жен Чжи
2011-04-20 08:14:03
Вам промыли мозги
Ма Жен Чжи
2011-04-20 08:16:59
То Вы в Нанкине не были, вот там музей так музей.
oldboy
2011-04-20 09:18:30
соседи соседей и коллеги коллег не любят, а мы пытаемся рассуждать о нелюбви народов к народам), весь корень вопроса в человеческой природе..
Азиатский кореспондент
2011-04-20 09:24:07
Первый раз пишу. До этого все материалы устраивали. Сейчас просто поразило элементарное незнание реальной истории у автора. Владеющие английским языком могут ознакомиться с материалами МакАртуров по результатам японской агрессии. А потом не удивляться. что после атомных бомб по Хиросиме и Нагасаки пол-мира праздновали массовую гибель. Поймете тогда, что убить "белого" солдата(американца) и тут же съесть кусочек его печени - для офицеров-самураев было в порядке вещей... Это и грустно и страшно.Но это было.Японцы почти не имели лагерей для пленных.Либо массовые расстрелы и иное уничтожение, либо опыты. Никакие Менгеле не сравнятся с ними. если кто действительно знает менталитет японцев, тот подтвердит, что " японец" - это высшая раса, остальные "быдло". Целые исследования американцев посвящены этому вопросу.Аккуратность и вежливость никогда не идут паралельно с человеколюбием. У нас СМИ воспитали поколение, которое визжит от восторга при всем японском. Но только сделайте шаг от "товаров" в сторону истории и культуры - завизжите вы сами... Копнитесь в сторону быта и жизни самураев - там вообще полный трындец. Вам бы там жить не захотелось.в заключение - МАГАЗЕТА - это очень хорошо и нужно. Спасибо!
ostropoler
2011-04-20 11:01:20
+1. см. выше мой коммент про то, что человек состоит на 70-80% из воды. это как раз из опубликованных американцами материалов "исследований" отряда 731.
ostropoler
2011-04-20 11:04:11
хотел как раз написать о нанкинском музее..
ostropoler
2011-04-20 11:11:43
"Первый раз пишу. До этого все материалы устраивали." напомнило анекдот: ------------------ Родился ребенок. Год - не говорит, два - не говорит, три - не говорит, 4, 5, 6, 7, 8, 9 - все молчит. Родители волнуются. Садится ребенок есть суп: - Суп не соленый! Родители удивленно: - Так чего же ты раньше не говорил!? Ребенок: - Так раньше все было в порядке… -------------- Магазета - блог коллективный, и посты бывают разные, по подаче, по информации и т.п. Редакторы пропускают тот или иной пост, исходя из разных соображений, не только корректность информации.
Yefu
2011-04-20 13:01:20
Вот только не надо про немцев басни петь! В 2005 году участвовал в раскопках еврейского трудового лагеря неподалеку от Франкфурта. Вечером каждого дня были "митинги" на предмет расизма и ксенофобии в разных странах, немцы аккуратно уходили от ответов. Экскурсия на еврейское кладбище почти в самом центре Франкфурта запомнилась больше всего, вся территория в собачьем говне, потому-что местные только там позволят себе не сгребать котяхи за своими песиками в пакетик! Им стыдно только за то, что они просрали победу. А на счет Японцев, то как-то занесло на просмотр фильма “南京南京”. Вот это была реальная феерия в духе Оруэлла. Китаянки все в соплях и слезах, китайцы скрепят зубами. На фильме “葉問” в кинотеатре университета 北大, во время сцены избиения японского офицера каратиста ИпМаном, сильно захотелось удрать из зала. Я думал, что начнутся погромы в общаге. Раньше думал, что вскакивают с мест выкрикивая 好! 好! только в пекинской опере, а тут каждый шлепок японцу воспринимался как двойное сальто в винтом. В Иерусалиме есть похожий музей, посвященный холокосту. Детей младше 14 туда не пускали, вы бы видели, как группа китайцев откуда-то из Гуандуна пыталась протащить 11-летнего, и как щегол рыдал, что не удалось посмотреть на горы трупов.
Rain
2011-04-20 13:18:55
哈!那是你以为。幽默感你卖掉可太便宜啦!
Yefu
2011-04-20 13:44:21
"даже старое поколение китайцев нынешнюю японскую молодежь воспринимает спокойно" - не согласен с этим утверждением, как-то старая бабка гонялась за японцем, который пытался удрать от ее пинков. Дело было в Пекине.
Yefu
2011-04-20 14:15:32
Чтобы уважать и полюбить, нужно понять! Дискуссия в комментариях отчасти дает это понимание.
Yuki
2011-04-21 01:05:47
Национализм в нашей стране действительно высок. Я как-то даже удивился когда прочёл вопросы: >Девушка с чего вы это взяли ? >мне тоже интересно. И это действительно видно даже из банального наблюдения за окружающими ^_^
nataly
2011-04-21 15:28:51
Нравственность и войну не надо смешивать. Их, наоборот, надо разделять. Нравственность - вечная, общечеловеческая категория, характеризующая внутреннее состояние человека. Война - временное и внешнее для человека состояние. Война - это событие. Нравственность - отношение человека к нему. Хотелось бы узнать: 1. причем здесь Саддам вообще? 2. что лично вас возмущает в истории с Саддамом? В чем "прикол", о котором Вы говорите? Что вообще казнили? Что казнили не те? или не там? или не того? Или засняли процесс, не получив разрешения? Или нелегитимно выложили в сеть? Ответы и будут говорить о Вашей нравственности.
Wombat McDown
2011-04-21 12:26:56
Авторесса - с хорошо промытыми мозгами. Как-то читая, даже забываешь, что японцев на китайскую землю никто не звал. Приперлись, нагадили - ну, так туда им и дорога! И пусть каждый китайчонок усвоит, что за такие финты наказывать врагов придется ему. Плз, посмотрите, за что наказывать, для того и музей. Некрасивый способ учить патриотизму, но других, к сожалению, нету. Есть только два элемента этого обучения - гордость за страну и ненависть к любым покусившимся на страну. Отсылка к Оруэллу, это вообще перл авторского инфантилизма. При чем тут Оруэлл? Исключительно, чтобы продемонстрировать авторскую "демократическую" заточку? И о нравственности. Наталья, когда безнравственного Саддама вешали, осудив в стране, которая никак не пострадала от его злодейств, нравственные палачи отсняли весь этот прикол на телефон, и выложили в сеть. Так что нравственность и войну смешивать не надо, это безнравственно, и пахнет дешевой спекуляцией.
Wombat McDown
2011-04-22 02:54:41
"Ответы и будут говорить о Вашей нравственности" - этапять! Уела, ага. Дешево, Наталья, и мелко. Больше говорить не хочется, но раз вы настаиваете, я поясню относительно Саддама. Вы судите людей, среди которых живете, с позиции лаовая, которому никогда не понять чувства тех, чьи погибшие родственники и близкие на фото в музее. Американцы тоже осудили Саддама с позиции собственной культуры, нимало не заморачиваясь представлениями иракцев о том, что правильно, а что нет. Это все равно, как повесить волка, за то, что ест зайчиков. "Прогрессорство" - не новая проблема, такой термин придумали еще Стругацкие, обозначив ее задолго до того, как она стала проблемой, полагаю, если Вы читали Оруэлла, то братьев А и Б тоже. Говорить здесь о моей нравственности ни к чему - мои нравственные устои не являются темой материала, и к тому же я в некоторой степени журналист, так что это вообще бессмысленно. З.Ы. И относительно временности войны - весьма спорное утверждение. Она продолжается столько, сколько существует человечество.
nataly
2011-04-22 03:48:19
"Вы судите людей, среди которых живете, с позиции лаовая, которому никогда не понять чувства тех, чьи погибшие родственники и близкие на фото в музее." - Вы меня с кем-то путаете :-). Возможно, с автором заметки :-).
Wombat McDown
2011-04-26 11:57:20
Именно. Думал, что говорю с автором. Приношу извинения, если спутал. Впрочем, в любом случае, спасибо, за возможность высказаться.
Lyubanyabv
2011-04-27 14:43:52
Эт другой музей был;)