Наблюдения: Некоторые особенности ведения ресторанного бизнеса в Китае

Наблюдения: Некоторые особенности ведения ресторанного бизнеса в Китае

Хотелось бы поделиться с читателями Магазеты некоторыми своими наблюдениями и информацией, которую мне удалось почерпнуть из области особенностей открытия и ведения мелкого и среднего ресторанного бизнеса в Китае. Информации не так много, но кое-что может показаться интересным.

Итак, обращали ли вы внимание на то, что в небольших городках (а возможно и в крупных) многие чифаньки (небольшие кафешки) и небольшие рестораны принадлежат неместным хозяевам, часто приехавшим и живущим в соседних городках — дальних, а иногда и совсем близлежащих? Казалось бы, а почему не открыть ресторан в своем родном поселке, уезде или городке, ведь в родных краях и связей должно быть больше и поддержка друзей, что мешает успешному бизнесу? Попробую ответить на данный вопрос.

К слову, мне не раз приходилось ездить автомобилем с китайским коллегой на дальние расстояния, и очень часто мы останавливались или на обед или на ужин в какой-нибудь чифаньке или ресторанчике, так вот я заметил, что оплачивать счет нам приходилось не всегда, иногда когда я подрывался оплатить счет, коллега останавливал меня и говорил: “свои мол, люди, – расслабься”. Оказывается иногда мы останавливались не в «случайных местах», а у “земляков”, а иногда и у родственников коллеги, еще тогда меня удивляло, почему это они с коллегой не на путунхуа общаются, а на диалекте, и вообще почему земляки не в родных краях ведут бизнес.

Стал расспрашивать коллегу, а почему земляки не работают в родных краях? И вот что он рассказал мне: оказывается сам факт того, что как родственникам, а иногда как и просто землякам, можно покушать бесплатно  – уже одна из ключевых причин почему земляки не хотят вести бизнес в родных местах. Дело в том, что брать деньги с родственников, да и даже с друзей у китайцев, держащих чифаньки или рестораны считается очень невежливым, если друг или родственник пришел – ты обязан накормить. Естественно далеко не все гости понимают, что у тебя все-таки бизнес и платить нужно, хоть ты и пятиюродный брат по линии второй жены прадедушки и т.д.) Разумеется, многие дармоедствуют, говорить об оплате счета даже подобным наглецам считается невежливым, иногда берут на карандаш, но часто это просто безрезультатно… Оттого многие просто спасают своё ресторанное дело от дармоедов, а их может быть немало и питаться на халяву будут изо дня в день. В соседнем городе родственников и больших друзей практически может вообще не быть, а приехавших иногда родственников и друзей можно уж и гостеприимно покормить — затратным это не будет.

Но все, что выше, все же, больше относится к мелкоресторанному бизнесу. То что касается ресторанов покрупнее, вот что еще интересного узнал: в некоторых ресторанах есть такая практика как “кредит на год”, т.е. лаобань ресторана рассылает приглашения или лично заводит отношения со всеми руководителями, директорами фабрик и пр. лаобанями, предлагая питаться ну и проводить разные трапезные застолья целый год бесплатно только у него в ресторане, но все также берется на карандаш и в конце года счет нужно конечно оплатить.

Сам присутствовал на подобной “заманиловке”, где лаобань ресторана аки пчела обхаживал нашего фабричного лаобаня именно с целью заполучения его как годового и более клиента, часто для фирм такие вот годовые кормиловки выгодны, так как рестораны очень конкурируют за “толстых” клиентов и идут на большие скидки.

Вот так. Надеюсь кому-то были интересны мои наблюдения.

Также прошу поправить меня, если я не совсем разобрался в этом вопросе.

Orphus: Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter

Автор: olDboy

Китай и китайский язык - не просто интерес, а необходимость, без которой нет гармонии в душе и счастливой улыбки на лице=). Изучаю китайский язык и вообще Китай, китайскую культуру и психологию китайцев

Infusiastic
2010-08-06 15:50:22
Спасибо, очень интересные и хорошие наблюдения.
Angela Zueva
2010-08-06 16:46:32
надо же. ещё одна особенность национального китайского характера. спасибо. почаще бы такой информации.
olDboy
2010-08-06 19:05:01
спасибо вам за отзывы^_^
menina
2010-08-06 19:28:24
Огромное спасибо за статью. Надеюсь, что будет предложение... :))
mihmak
2010-08-06 22:30:29
Интересное наблюдение! Мне кажется, что такая особенность может распространяться не только на бесплатную кормёжку своих родственников, но, например, и на стрижку, массаж, лечение - как же не вылечить своего родственника! Я как-то в Пекине стригся в дешёвенькой парикмахерской, которую открыли молодые люди из провинции Сычуань. Надо же было отправиться в такую даль чтобы открыть дешёвую парикмахерскую! Не знаю как долго они там работали, но на кануне китайского нового года съехали и больше не вернулись. Кстати, помню, что возле универа, где я учился было много дешёвых чифанек, где хозяевами были южане. Так многие из них арендовали помещение на год, и перед новым годом куда-то съезжали. Такая кочевая семейная чифанька получается - куда угодно, только не домой кормить родственников-дармоедов :)
Spaceman
2010-08-06 23:07:14
спасибо, действительно интересно йоу исы :)
hooey
2010-08-06 23:35:35
Я еще пару раз наблюдал, как в одну чифаньку в Шанхае каждый вечер в одно и то же время высаживается грузовик ментов — и за еду они не платят, конечно.
Strelok
2010-08-07 07:19:10
Очень интересно. Про годовой счет показалось как обычно, идея свиснута с запада(аля Абонемент)и переначеная на свой лад 先吃 - 后付钱,не как у нас.
Kang Mei
2010-08-07 12:35:36
Интересные наблюдения! Спасибо автору за статью.
Sergey
2010-08-07 18:12:53
Статья - просто супер!
MegaVolt
2010-08-08 05:14:49
статья - хорошая! мне понравилась! Еще мои наблюдения(относятся больше к организации) В ресторанах не принято давать чаевые... и никто их не требует! еще есть лотерейные билетики, а возле одного из ресторанов(весьма дорогова) в 17:00 весь персонал(в рабочей одежде) танцует под ретмичную музыку, после играют в мяч или бадбинтон, в 18:00 работа продолжается.
olDboy
2010-08-08 12:08:49
Да, некоторые и не на постоянке, кочуют можно сказать) Мне очень нравилась одна синьцзянская чифанька и кстати после нового года она перестала работать, сейчас там открыли ресторанчик 123 万兔速丽 (интересно по созвучию они придумали one two three - wan tu suli:)
olDboy
2010-08-08 12:19:05
интересно! какбы своеобразный элемент корпоративной культуры), наверняка это поощряется менеджментом, хотя может все намного проще - персонал просто хочет расслабиться, а переодеваться особо желания нет... но в любом случае эффект для ресторана существует. да, потанцевать вечерами и поиграть в бадминтон это китайцам за милую душу)
olDboy
2010-08-08 12:21:14
о чем-нибудь интересном и любопытном кнечно же еще напишу^_^
olDboy
2010-08-08 12:23:07
спасибо всем за отзывы и комментарии
Orbita
2010-08-09 10:08:02
Так это принято практически на всех предприятиях. Я каждое утро еду на велике на работу, сначала мимо риэлторских контор - там все строятся по утрам, потом пару салонов красоты проезжаю - там все тоже около 9 строятся, дальше проезжаю крупный ресторан - там 2 раза в день построение. Друг у друга проверяют чистоту одежды, рук, слушают наставления менеджеров (внушения хватает ровно до обеда, после обеда все повторяется :) ). В одной парикмахерской видел, как после обеда на улице перед салоном своим минут 30 танцевали, был там у них такой дежурный, который упражнения показывал и все повторяли. И такую картину вижу каждое утро ...
olDboy
2010-08-09 10:40:26
Да, это должно быть в городах так, (к сожалению этого не вижу, так как живу непосредственно на фабике:) - фирмы, офисы, рестораны, но на фабриках в городках поменьше обычно такого нет, в 07.00-07.30 начинается работа и до 17.30-18.00, а потом с 18.30 加班 до 22.00...
Главред
2010-08-09 13:48:53
Да ладно нас благодарить, пиши исчо!
Deng LiXian
2010-08-09 16:12:49
Интересная статья. Хорошие наблюдения. А вот вопрос немного не по теме, но тоже с рестораном связано: Никто не наблюдал, нет ли каких-то традиций или условных знаков, которыми клиент выражает удовольствие или наоборот неудовольствие от еды? Типа, как у нас в некоторых ресторанах перекрещенные на тарелке нож с вилкой обозначают крайнее неудовольствие едой...
Артур
2010-08-10 03:25:41
Я думаю причина открывать рестораны не у себя скорее экономического плана - чем больше город, тем больше заработок. а насчет "контракта на год" тоже сомнения. Просто любой начальник приведет делегации и прочее - значит больше состоятельных людей у ресторатора покушают => потом придут + престиж среди "своих". В трудные времена всегда можно будет "заработать" на прежних связях. Итого, чистый прагматизм.
olDboy
2010-08-10 07:55:12
Так вот именно, что город, в котором открывают часто не больше родного и не развитее. Конечно не все уж так боятся кормить родственников годами, но практика такая есть что имеено из-за этого переезжают в другие города чтобы открыть чифальню или ресторанчик. По второму - ну так это и правильно, на это и замысел, ведь не только на то, что лаобань сам будет с семейством питаться, а будет и совместные ужины с клиентами, руководителями проводить и прочее. Только не забывайте, что у такого лаобаня всегда есть выбор куда ему вести какого гостя;-) и выбор этот часто неспроста. Я писал не с пустого места, и если бы не подтвердил именно у китайцев свои наблюдения не сделал бы выводов и не стал бы писать, если все это было 废话))
Nataly
2010-08-10 17:15:50
Есть. Палочки, воткнутые в еду, означают, что еда и/или обслуживание - полно г-но.
Nataly
2010-08-10 17:28:02
Скорей все же престиж... Вот объясните мне ситуацию: раз в полгода приезжаем в Китай на 2-5 недели, селимся в одной и той же гостинице, выбираем кафешку, где обычно будем есть. Платим строго по меню, через несколько дней замечаем, что с каждым разом платим за еду все меньше и меньше, скидки в конце - процентов на 30. В следующий приезд все повторяется сначала, при том, что встречают, как старых друзей. Насчет "привлечения клиентов" - так она и без нас обычно битком :-).
olDboy
2010-08-10 19:27:03
а что объяснять, вы хорошие клиенты - вам и скидки) были бы вы директорами фабрики и китайцами, будьте уверены, вас бы не раз приглашали в рестораны именно с целью что вам понравится именно их ресторан, и если не "абонемент" на год, то у них полюбому расчет на то, что вы будете в их ресторан захаживать почаще
Nataly
2010-08-11 00:56:12
Ага. Жесткая конкуренция и борьба за клиента :-).
Алексей Гладков
2010-08-11 19:15:23
ух! гениальное название! )))
Deng LiXian
2010-08-11 20:31:33
По поводу палочек воткнутых в еду слышал от корейцев, мол, ни в коем случае нельзя так делать. Объясняли тем, что на могилы, во время поминовения предков, когда приносят еду, и, естественно, традиционно, рис, то как раз для мертвых в чашку риса палочки втыкают... Я представил, куда еще кроме как в рис можно палочки воткнуть? Блюда хоть и большие, но не такие глубокие, чтобы палочки в них стоймя стояли... Надо попробовать :)))
Infusiastic
2010-08-11 21:18:41
У китайцев в точности то же самое.
Deng LiXian
2010-08-11 21:27:57
т.е. по сути, палочки воткнутые в еду в ресторане равнозначны посланию: "Повар, сдохни, сука!" ??? :)