Титаны против Морских черепах

Или кто представляет современную живопись в Китае?

Цай Гоцян / Китайские художники в Магазете

В настоящее время в сфере изобразительного искусства в Китае жизнь бьет ключом: появляются новые имена, работы уже признанных китайских мастеров бьют рекорды на аукционах, открываются новые галереи… Прошло уже 25 лет с первых выставок китайских авангардистов и китайский арт вышел на мировой уровень. Можно, конечно, много говорить о его качестве, но факт остается фактом: современное искусство Китая сейчас представлено и на международных аукционах, и в крупнейших галереях мира.

Среди наиболее значимых художников в современном китайском искусстве можно выделить две основные группы: «四大金刚» (Четыре титана) и «四大海归» (Четвёрка вернувшихся на родину). Иногда последних часто называют «морскими черепахами» (海龟), нарочно заменяя омофоном слово 海归 (вернувшиеся из-за границы).

yueminjun-lovers / Китайские художники в Магазете

Первую группу составляют художники, в первую очередь, добившиеся успеха в Китае. Работы именно этой четверки пользуются особой популярностью на аукционах: Ван Гуанъи (王广义), Чжан Сяоган (张晓刚), Фан Лицзюнь (方力钧) и Юэ Миньцзюнь (岳敏君).

Xu bing Book from the sky / Китайские художники в Магазете

Вторую группу, «Морских черепах», представляют четыре китайских художника, которые в 90-е годы уехали из страны. Признание они, наоборот, сначала добились за рубежом: Хуан Юнпин (黄永砯),Сюй Бин (徐冰), Цай Гоцян (蔡国强), Гу Вэньда (谷文达). Но в последние годы они все чаще появляются в Китае.

Хотя в творчестве «Титанов» и «Черепах» много различий, но истоки, почва, на которые формировалось сознание художников, у них общие. Если изучить и проанализировать развитие творчества, эстетические представления, схожие черты и различия двух путей развития современных китайских художников, то можно не только спроецировать современную ситуацию в сфере изобразительного искусства в Китае, но и спрогнозировать путь его развития в будущем.

Во-первых, и те, и другие относятся к поколению художников движения «Новая волна 85-го года» (八五新潮). С началом реформ 80-хх годов происходили изменения не только в экономике страны, но и постепенно открывалось искусство. В результате, в 1985-86 годах по всей стране стали создаваться сообщества художников-авангардистов. За два года было создано 79! групп, в которых участвовало 2250 художников. Было проведено 149 коллективных выставок. Движение достигло пика своего развития в 1989 году, когда власти закрыли выставку молодых художников в Пекине, на которой были представлены работы со всей страны.

Говоря о движении, можно выделить два основных концептуальных подхода, которые исповедовали китайские авангардисты. Первый из них включал рационалистическую живопись (理性绘画) и дзен-дадаизм. Крупнейшими творческими группами рационалистов были «Северная арт-группа» (北方艺术群体) из Харбина, «Красная бригада» из Нанкина и ханчжоуский «Пруд» (池社). Дадаистов представляла группа «Сямыньские дадаисты» (厦门达达) и «Красный юмор» (红色幽默) из Ханчжоу.

Wang Guangyi Gillette, шелкография, 75х59 см / Китайские художники в Магазете

«Северная группа», чьим представителем был Ван Гуанъи, испытала огромное влияние утопических ценностей немецких философов. Их искусство было направлено на формирование новых идеалов, необходимых после разочарования в «Культурной революции». Название группа получила не из-за своего географического местоположения, как может показаться на первый взгляд. Оно связано с идеей новой культуры, «северной цивилизацией», которая должна прийти на смену распадающимся культурам Запада и Востока.

Huang Yongping / Китайские художники в Магазете

Одним из основателей «Сямыньских дадаистов» был Хуан Юнпин, а Цай Гоцян – ее участником. Они сформировали новое течение, так называемый дзен-дадаизм, обнаружив сходство в философиях дзен-буддизма и дадаизма, которые оба признают, что существование истины невозможно.

Второе направление сформировалось в юго-западном регионе Китая, в провинциях Юньнань и Сычуань, менее развитых в индустриальном плане, а значит, более близких к природе. Кроме того, в западном части Китая проживает огромное количество малых народностей, которые сохранили свои культурные особенности и уклад жизни. Этот подход, получивший название «Течение жизни» (生命之流), проповедовал свободное выражение чувств и переживаний.

zhang xiaogang / Китайские художники в Магазете

Одной из самых влиятельных групп стала «Юго-западное сообщество» (西南艺术群体). Один из постулатов группы заключался в том, что искусство должно в первую очередь, трогать душу, а не поражать глаз. Одним из ярких представителей этой группы является Чжан Сяоган.

Различия между группами начинают появляться в период проживания некоторых художников за рубежом. Западная культура, образ жизни, представления о значении современного искусства – все это накладывает огромный отпечаток на художников и, естественно, находит отражение в их творчестве. Творчество «титанов» почти всегда ограничено рамками станковое искусства ((мольбертного)) (架上艺术). Конечно, у Ван Гуанъи и Юэ Миньцзюня со временем появились и скульптуры, но мышление, форма выражения практически не отличается от традиционного искусства, не несут никакой особой идеи. В то время как у «черепах» основной формой творчества стала инсталляция (装置艺术) и другие формы мультимедийного искусства. Конечно, иногда они возвращаются к традиционной живописи, но в абсолютно ином контексте.

Wen Dagu singaport / Китайские художники в Магазете

Причины различий форм выражений «титнов» и «черепах» также связаны с условиями, в которых художники формировались и развивались. В начале 90-х в Китае современное искусство существовало в условиях сопротивления мнению большинства, когда движения художественных сообществ постепенно сходили на нет. Авангардное искусство постоянно находилось в пограничном состоянии: от индивидуализма и мизантропии к общественному сознанию. Искусство постепенно стало для художников способом существования и самовыражения. А станковое искусство, подразумевающее индивидуальный труд, вполне сочеталось со стремлением к обособленности, непохожести. Кроме того, оно было и проще для понимания массами. Хотя первые инсталляции появились в Китае еще в 80-е годы, но из-за непонимания и нехватки площадок для выставок они не получили должного развития. Однако на Западе инсталляции и концепт являются наиболее распространенной формой современного искусства, то вполне естественно, что уехавшие на Запад китайские художники получили больше возможностей для развития в этой сфере.

fang lijun / Китайские художники в Магазете

Второй причиной формирования различий между «титанами» и «черепахами» является рыночный фактор. Основные покупатели «титановых» работ — разбогатевшие китайцы, чьи представления о произведениях искусства весьма традиционны. Инсталляции абсолютно не вписываются в мир китайских коллекционеров. В то время как на Западе коллекционеры имеют иные представления о ценности произведений искусства (его смысловое значение, идеи, концепции), а работы «морских черепах», во многом, соответствуют их критериям выбора. Поэтому лишь в США и странах Европы Цай Гоцян, Гу Вэньда и другие получили возможность раскрыться.

Однако в настоящее время некогда уехавшие художники все чаще возвращаются на историческую родину. Их возвращение, во-первых, связано с изменением представлений о современном искусстве в китайском обществе. У них появился свой зритель. С другой стороны, несмотря на их популярность в западных странах, им также необходимо признание и в родной стране (которая, кроме того, стала мировой державой), тем более что сейчас она чаще встречает их с распростертыми объятиями.

Говоря о перспективах развития, можно выделить несколько основных тенденций. Во-первых, все больше добившихся на Западе художников будет возвращаться в Китае. Сейчас именно Китай предлагает им перспективы развития. А мировое признание гарантирует, что многие некогда закрытые двери им позволят открыть (конечно, при соблюдении правил «политической безопасности»). Во-вторых, возвращение «черепах» скажется и на формировании современного искусства в Китае. Их альтернативное творчество позволит расширить рамки сознания, как коллег, так и простых обывателей. В-третьих, в ближайшие несколько лет придет новое поколение современных китайских художников с иным мировоззрением, впитавшее в себя особенности тех и других.

Orphus: Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter

Автор: Ольга Мерёкина

Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.

menina
2010-03-05 22:45:27
М-мм. Спасибо за публикацию и редакцию, и, наоборот,редакцию и публикацию...
Wu
2010-03-05 23:12:39
Прекрасная статья, Ольга! Скажите пожалуйста, какими источниками вы пользовались?
На Дин
2010-03-06 08:21:23
Хорошая статья, спасибо.Еще бы подписи к работам...
nineliuss
2010-03-06 12:47:40
понравилась статья, хотелось бы наглядного примера их различий......
ostropoler
2010-03-06 13:17:32
Лучшая статья в Магазете за последний месяц точно!! Крайне познавательно! Инсталляцию со шрифтами типографскими, листами бумаги и т.п. (3-я картинка в посте) я видел в живую в Берлине!! Очень понравилась! П.С. да, подписи к картинкам не помешали бы! :)
Аня
2010-03-07 06:15:39
Чрезвычайно интересно! Полностью согласна с Ostropoler - статья выдающаяся.
menina
2010-03-30 11:59:39
Tips: если навести мышкой на картинку, то выползет подпись к ней.
Главред
2010-03-30 12:08:53
Да там подписи не все, только имена художников, а названий картин - нема