Мировое наследие: Императорский Дворец Гугун

Императорский дворец Гугун. Минский император Чжу Ди. Крупнейшие ворота Гугуна Тайхэмэнь и канал «Золотая река». Специальная дорога для императора.
Павильон Тайхэдянь – место официальных дворцовых приемов, поддерживают 72 деревянные колонны. Трон, украшенный резными изображениями драконов, символизирующих императорскую власть. Трон императора. 
Павильон Цяньцингун. Здесь император принимал чиновников и иностранных послов. Городской ров и угловые башни, состоящие из 72 балок. Это самая сложная конструкция во дворце. Тот самый ров.
В императорском саду. В павильоне Янсиньдянь. Спальня императора. Свадебный павильон цинского императора.
Павильон Тайцзидянь, построенный для наложниц императора. Конек павильона. По преданию, животное «пася» – шестой сын царя драконов, поэтому он всегда «присутствует» на фундаменте сооружений.
За павильоном Баохэдянь – знаменитейшая резьба по камню. Ее вес – 300 тонн, длина – 16,57 метра. Кессон с изображением дракона. Одни из нескольких солнечных часов в Гугуне.
Черепаха в Китае – символ долголетия. Кольчуга императора Цяньлуна. Диадема императрицы династии Мин (1368–1644 гг.). В ней более 5000 жемчужин и около 100 рубинов и сапфиров.
Специальный ларец «баолу» для хранения итмператорской печати. Его внешний слой сделан из дерева, а внутренний – золотой. Чан «хайган» для защиты от пожара. В императорском дворце было 308 медных и чугунных чанов и 18 позолоченных. Украшение «жуи» раньше служило инструментом для успокаивания зуда. По китайской транскрипции «жуи» означает благополучие.
В павильоне «Саньситан» императора Цяньлуна хранятся три знаменитые в истории Китая каллиграфии. Курильница у павильона «Саньситан». Спальня императора.
Колодец Чжэньфэя. В этот колодец бросили любимую налождницу императора Гуансюя Чжэньфэй. В павильоне «Янсиньдянь» хранится надпись из золота. Ширма из глазури.
Ширма «хэцзы». А ней нарисованы мандаринки, которые символизируют глубокие чувства. Горка Дуйсюшань. Терем Чанъиньгэ построен в 1722 году, одним из трех знаменитых императорских театров династии Цин.
Павильон часов в императорском дворце Гугун. Императорский трон в павильоне Чанчуньгун. Круглая нефритовая стена за воротами павильона Янсиньдянь. В центре стены – дыра. Темнозеленый нефрит.
Медный журавль перед павильоном Тайхэдянь означает долголетие и вечность жизни. Часы на западной стороне павильоне Цзяотайдянь, изготовлены при императоре Цзяцине. Павильон Чусюгун (для содержания красавиц) – один из западных павильонов императорского дворца. Здесь жила будущая императрица Цыси, здесь она родила будущего императора Тунчжи.
Павильон Янсиньдянь. Стена девятью друконами перед воротами Хуанцзимэнь. Это одна из трех сохранившихся стен с девятью драконами династии Цин. Позолоченные львы перед воротами Цяньцинмэнь.
Проход перед воротами Инжуймэнь. Дерево в императорском саду. Павильон Тайхэдянь («Высшая гармония»), в итсории он называется «тронным залом», построен в 1420 году.
Ворота Умэнь находятся к северу от башни Тяньаньмэнь и за воротами Дуаньмэнь. Лапа позолоченная, 1 шт. Ещё один лев.
Предмет древнекитайского дизайна. Ещё один. Перила (?)
Важный атрибут. Слон-мутант — символ длинного хобота. Полулев-полуболонка.

Императорский дворец Гугун, один из красивейших средневековых
дворцовых ансамблей, находится в самом центре Пекина. Со всех сторон он обнесен
высокой городской стеной с четырьмя угловыми башнями, вокруг стены вырыт широкий
городской ров, наполненный водой. С 1420 года, года начала его строительства, и
вплоть до 1911 года, когда оставил трон последний китайский император, здесь на
протяжение почти 500 лет жили и царствовали 24 императора династий Мин и Цин.
Много событий видели эти древние стены.

Гугун, который в древности называли «Запретным городом», с
четвертого года своего царствования начал строить Чжу Ди, второй император
династии Мин, и это строительство продолжалось 14 лет. Это самый грандиозный и
самый целостный архитектурный ансамбль эпохи Средневековья. Во дворце Гугун
гармонично расположено бесчисленное множество павильонов и беседок. По преданию,
их насчитывалось 999,5. Откуда такая цифра? Наши предки считали, что небесный
царь должен обладать 10 тысячами помещений, император, называвший себя сыном
небесного царя, не мог равняться с ним. Гугун – это деревянное архитектурное
сооружение. Многие его павильоны и храмы были разрушены пожарами, и их
отстраивали заново, но в основном дворец сохранил свой первоначальный вид. Ныне
здесь более 9000 строений, и Гугун по праву считается не только одним из самых
блестящих архитектурных памятников древности, но и крупнейшим в мире хорошо
сохранившимся дворцовым ансамблем.

Стоимость его строительства точно не рассчитана, но из
исторических записей можно узнать, что нанимали сто тысяч мастеров и миллион
рабочих, строительные материалы везлись со всех концов страны, даже из далеких
провинций Юньнань и Гуандун, находящихся за несколько тысяч километров от
столицы. Для перевоза тяжелых камней, использовали такой способ: вдоль всей
дороги рыли колодцы, и зимой водой из них заливали ее. Когда дорога покрывалась
льдом и становилась скользкой, на ней появлялись тысячи саней, на которых и
доставлялись каменные плиты в столицу. Труд был изнурительнейшим, отовсюду
доносились крики и стоны измученных людей, ржание лошадей, но за 28 дней камни
привозили в Пекин. Только в великой империи с обширной территорией и огромным
населением могли позволить себе такое ради строительства императорского
дворца.

Огромный Запретный город состоит из двух главных частей:
внешних павильонов и внутренних резиденций. За дворцовыми воротами один за
другим расположены павильон Тайхэдянь (Высшей Гармонии), павильон Чжунхэдянь
(Совершенной Гармонии) и повильон Баохэдянь (Сохранения Гармонии). Эти три
павильона предназначались для проведения важнейших государственных и придворных
церемониалов. В северной части императроского дворца находятся павильон
Цяньцингун (Соприкосновение Неба и Земли) и павильоны Цзяотайдянь и Куньнингун,
предназначенные для семейных торжеств, в период Минской династии здесь же была
опочивальня императриц. Находящиеся по обеим сторонам дворца шесть павильонов
служили местом проживания наложниц императоров.

Планировка императорского дворца в полной мере отвечала
требованиям ритуальных мероприятий, политике и нравам феодального режима. Это
целый мир, когда-то обрезанный от жизни и существовавший, продолжавший в Китае
несколько тысячелетий, мир богатый, пышный и строго регламентированный.
Архитектурные конструкции, масштабы Гугуна, величественность и совершенство его
планировки – это признак проявления высочайшего императорского права и
сохранения традиционных форм китайского зодчества. В древности Пекин был окружен
городской стеной. От южных ворот Юндинмэнь до Запретного города стоят еше 9
ворот, образуя так называемый «девятиворотный режим». Длинные и глубокие дороги,
ведущие к императорскому дворцу, приносили такое ошущение, что путь до владельца
Поднебесной империи далек и труден. Центральная линия оси Запретного города
являлась и Центральной линией Пекина, одновременно она служила меридианом всей
страны. Императорский дворец был абсолютным поднебесным центром. Павильон
Тайхэдянь и другие главные павильоны построены именно на этой линии, остальные
же архитектурные сооружения расположены строго по порядку по ее обеим сторонам.
Павильон Тайхэдянь – самая бодьшая постройка Гугуна, его высота 35,5 метра.
Здесь проходили все важные официальные дворцовые церемонии: свадьба императоров,
коронации императриц, государственные экзамены, здесь же встречали новогодний
праздник, день начала зимы и праздновали день рождения императора. Все даты
точно отражены в исторических записях. На рассвете от павильона Тайхэдянь через
весь двор площадью 30 тысяч кв. метров до ворот Умэнь выстраивались в строгом
ритуальном порядке ряды вооруженных стражников. При выходе императора из
внутренней резиденции сразу же доносились бой барабанов и удары колоколов, играл
оркестр, из многочисленных треножниц и курильниц в форме журавля и черепахи –
символах успеха и долголетия, поднимался дым благовоний – обычно поджигали ветки
сандалового деревья и сосны. Император поднимался на трон, а гражданские и
военные сановники в порядке субординации стояли на коленях, преклоняя голову
перед своим владыкой.

Древние китайцы уважали теорию «усин», (пять предметов: металл,
дерево, вода, огонь и почва) являющуюся ядром китайской культуры. Не случайно во
дворце Гугун в его южной части расположен административный повильон, а в
северной – резиденция. По теории «усин» юг пртнадлежит огню, а огонь рождает
жизнь, то есть «ян» (солнце), и именно отсюда нужно управлять страной. А север
принадлежит воде, вода же рождает «инь» (луну), поэтому жить лучше в северной
части. Последователи учения «усин» считают, что почва – это желтый предмет и
является символом госуданственности, вот почему почти все крыши в Гугуне желтого
цвета. Столбы в Гугуне красные, ведь огонь рождает почву, поэтому сочтание
желтого и красного символизирует всеобщее благополучние. Во всех постройках
Гугуна прослеживается влияние теория «усин», имеющей важное значение в древней
китайской архитектуре.

Гугун – это интереснейшая книга, которую надо очень внимательно
читать. Для посетителей это не легкое дело, они часами ходят по галереям и
дворцовым залам, любуясь красотой его архитектурных ансамблей. Гугун –
величайшее собрание произведений искусства и ремесла средневекового Китая.
Замечательные архитекторы планировали и создавали все эти грандиозные сооружения
на века, вкладывая в них свой талант и труд. Стенные ворота и дворики составили
красивейшие ансамбли, павильоны Гугуна раскошны. Все украшения и декорации на
стенах и крышах дворцов поражают изящностью и точностью мысли, архитекурные
ансамбли Гугуна – словно единое симфоническое произведение, гармонично
включающее увертюру, вариации и великолепный финал.

Гугун уникален своей ценностью. Богатейшая сокровищница, он
хранит около миллиона памятников культуры со времен династии Шан (16–11вв. До
н.э.) и Чжоу (11 вв. –771 г. до н.э.) до династии Цин (1644–1911 гг.). Коллекция
Гугуна включает древнейшие образцы цветной керамики, нефритовые изделия, изделия
из бронзы, погребальные статуи воинов и коней времен императора Цинь Шихуана,
произведения каллигарфии, живописи, резьбы по бамбуку, дереву, слоновой кости, а
также фарфор, вышивку, канцелярские принадлежности и другие изделия прикладного
искусства. Около 10 тысяч из них представляют собой ценность государственного
значения. Во время антияпонской войны в целях избежания грабежа со стороны
агрессоров большое количество памятников Гугуна было вывезено на юг. 600 тысяч
экспонатов – на остров Тайвань, ныне все они выставлены в музее Тайбэя. Эти
изящнейшие коллекции вызывают искреннее восхищение древним искусством Китая.

Грандиозные архитектурные ансамбли и редкие ценности Гугуна
стали символом его блестящей культуры. Многие годы ежедневно Гугун принимает
бесчисленное количество посетителей. Бывшие императоры, наверное, и не
предполагали, что их дворец будет иметь такую притягательную силу…

Материалы © Издательство «Синьсин»
Адаптация под web © «Магазета он-лайн«

Orphus: Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter

Автор: Александр Мальцев

Основатель и главный редактор Магазеты. Со-ведущий "Laowaicast". Автор многочисленных интернет-проектов связанных с Китаем. Живет и работает в Ханчжоу.